Этапы разработки продукта или упаковка — последнее дело

Этапы разработки продукта                 или упаковка — последнее дело

Примерно половину проектов я делал сам для себя, а другую половину для своих партнеров, заказчиков. Во втором случае я всегда сталкивался если не с недоумением, то с некоторым искренним удивлением, — зачем это я сделал 15 пачек с пельменями на ручном запайщике, вручную вырезал ящик из гофрокартона и раскладываю все это на евро поддоне. А это, на самом деле самый важный этап работы — прототипирование.

С каждым продуктом это выглядит по-разному. В случае с пельменями и подобными продуктами, которые фасуются на вертикальном фасовщике нам важно понять-какие будут складки на пакете, где и как он меняет форму. Это важно для дизайнера, который возьмет эту пачку и разметит маркером все складки, загибы, места запайки, затем раскроет пачку и нанесет эту раскладку на цифровой макет пачки. Будут найдены лучшие места для размещения текста состава и пр. Важные элементы не «слезут» на дно или не попадут под запаечный шов, а непредвиденный изгиб не изуродует главные стилеобразуюшие элементы.

Затем я пытался понять, как все это разместится на поддоне. Например, недавно, мне на этом этапе удалось уменьшить высоту коробки. Это позволило уложить еще один ряд коробок на поддон. Что позволило увеличить загрузку фуры на 300 коробок дополнительно. Это очень важный этап. Я мог бы рассказать, и обязательно еще расскажу, об интересных случаях на этом этапе. Но сейчас я лучше опишу в общем весь процесс разработки.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОДУКТА.

1. ТЗ на разработку продукта

  1. Напишите для себя зачем вам этот продукт. Просто и честно без маркетинговых наукообразных штампов.
  2. Какая должна быть цена на полке.
  3. Какая должна быть себестоимость.
  4. Кто покупатель.
  5. Опишите максимальное количество свойств, которыми должен обладать продукт.
  6. Соберите максимальное количество референтных изображений идей.
  7. Опишите где вы будете это продавать (маркет-плейсы, гипермаркеты, магазины у дома, продуктовые рынки, гостиницы, доставка на дом и пр.)
  8. Опишите кому вы будете это продавать (крупным дистрибьюторам, владельцам магазинов, конечным покупателям в своей сети супермаркетов или на маркет-плейсах).
  9. Подготовьте проект ценовой модели: себестоимость, стоимость для партнеров по каналам сбыта, стоимость на полке.
  10. Проверьте удовлетворяет ли планируемая наценка всех участников цепочки.
  11. Составьте список мероприятий по продвижению — не забудьте учесть это при разработке ценовой модели. Короче, на этом этапе пройдите по-классическому 4P (Product, Place, Promotion, Price) — продукт, места продажи, цена, продвижение.

Такое ТЗ позволит вам не потерять фокус на всех дальнейших этапах разработки. Про этот этап люди пишут книги, на этом строят карьеру, и этому учат в университетах. Тема очень интересная и вдохновляющая. Желаю вам приятных открытий и успехов.

2. Поиск производителя

На этом этапе начинаем искать партнера по производству. Возможно на первом этапе вы разработали продукт, который не так-то легко произвести. Возможно вы еще об этом не знаете. Или только на этом этапе вы узнаете, что в стране только два производителя алюминиевых банок и заказы расписаны на два года вперед, что заставит вас изменить упаковку для ваших энергетиков с банки на пластиковую бутылку.

Возможно, на этом этапе вы встретите единомышленника, который обрадуется возможности вам что-то предложить новое или просто поделится своей экспертностью. Я постоянно этим пользуюсь. В большинстве случаев, выдающихся результатов можно добиться, если ты нашел производителя-единомышленника.

Возможно вы сделаете продукт, который будет немного дороже, но он будет наполнен знаниями и опытом эксперта, помогающего вам. Пятьдесят процентов успеха - это классный производитель, единомышленник. Ищите его.

3. Проверка 1

На этом этапе уточняем ТЗ после получения новой информации от партнера-производителя. Просто еще раз пройдемся по всем пунктам первого этапа — дополняем, изменяем. Мы еще будем к нему возвращаться.

4. Прототипирование

Создайте максимально приближенную модель продукта. Никаких умозрительных заключений, рисунков и 3D макетов. Только реальный продукт. Делайте прототип эскимо из парафина, насыпайте вареники в коробку, замораживайте, обливайте, мните, толкайте, бросайте о землю, несите на полку магазина, делайте фотографии в разных ракурсах на телефон, чтобы увидеть глазами фотографа, который будет делать инфографику для карточки на ВБ.

Давайте это потрогать руками вашей ЦА. Подумайте, а могло бы это выглядеть совсем по-другому? Ну, вообще — быть не квадратным, а круглым, не жидким, а твердым, не 200 г., а 1 кг. Держите перед глазами ваш ТЗ.

5. Сырье и материалы

Ваш продукт состоит из какого-то сырья и материалов. Даже независимо от того, что вы закупкой сырья и материалов не будете заниматься — это работа производителя, но я настоятельно рекомендую связаться с поставщиками основных ингредиентов вашего продукта. Они тоже ценный источник информации. Таким поставщикам открыто говорите, что вы собираетесь разместить заказ на производство такого продукта и сейчас вы пытаетесь разобраться из тех ли ингредиентов вам пытаются произвести продукт. Такие поставщики будут видеть возможность продать свое сырье и постараются максимально полно рассказать о преимуществах и подводных камнях. Что в итоге:

1) Вы получите еще массу новых идей.

2) Вы станете не менее экспертнее в продукте, а иногда и более экспертнее, чем тот производитель, которого вы выбрали.

3) Вы получите список производителей и клиентов того поставщика, которые тоже могут сделать вам предложение. Менеджер по продажам в такой компании — еще один ваш эксперт-партнер. С некоторыми я работаю годами. Это круче всякого маркетингового исследования. Поддерживайте эти контакты — вы всегда будете владеть последней информацией о том, что происходит на рынке, какие намечаются тенденции, еще до того как эти тенденции найдут отражение на полке магазина.

6. Проверка 2

Сначала, я просто хотел написать «проверяете ТЗ после каждого этапа». Но, лучше напомнить, что ТЗ это не священная скрижаль, мы можем ее править на любом этапе. Ведь мы получаем новую информацию, у нас теперь много партнеров-экспертов (а будет еще больше). Итак, поправили, отредактировали — с еще большей уверенностью двигаемся дальше.

7. Упаковка

Итак. Я здесь все пытаюсь изложить пошагово, но это не совсем верно. Я имею в виду вот, что. На самом деле вы занимаетесь всеми шагами одновременно! У вас постоянно обновляется информация, вы узнаете о своем продукте все больше и больше, вы постоянно корректируете свой ТЗ, вы постоянно изменяете прототип, пока не найдете лучший вариант того, что вам нужно.

Упаковка — очень важный момент. Обычно все с него начинают, но заметьте, это уже Этап №7, а не №1. Только теперь мы начинаем понимать до конца, что из себя представляет наш продукт, мы уже решили, что он круглый, а не квадратный, легкий -230 г, а не 245, в картонной коробке, а не во флоу-паке, за 340 р. на полке при затратах 100 р. из них на маркетинг и пр.

Повторяем все то, что было на Этапе 5 «Сырье и материалы». У меня здесь три важных замечания:

  • Ищите эксперта по упаковке среди сотрудников типографий. Это может быть и ее владелец.
  • Ищите единомышленников. Это круче всяких дорогостоящих маркетинговых мероприятий. Например, я дружу с руководителей отдела продаж одной крупной типографии уже 14 лет (Света, привет!). Ее идеи вдохновили на несколько продуктов, которые становились хитами, а ее упаковочные решения становились популярными по всей стране и меняли отрасль. (фото на обложке).
  • Только посмотрите, сколько у нас уже партнеров. Да мы и сами уже эксперты в том продукте, который делаем! Поддерживайте с ними отношения, тестируйте продуты на них - они заинтересованы в вашем успехе.

На этом этапе мы делаем окончательный прототип, тестируем на ЦА, показываем отделу продаж, логистам, закупщикам. Собираем последнюю информацию, которая нам может понадобиться.

Заключение.

Это общий план. По каждому пункту у меня есть рекомендации построенные на собственном опыте. Об этом я буду рассказывать дальше, обещаю ничего не утаивать. Успехов вам и классных продуктов!

2