Мария Михайлова, RC Group: Франчайзинг – перспективная форма бизнеса в России

Развитие рынка франчайзинга в России и механизмы защиты прав граждан обсудили 17 мая в Общественной палате РФ в ходе круглого стола «Российский рынок франчайзинга и партнерских программ: механизмы общественного контроля для обеспечения защиты прав граждан, социальной ответственности бизнеса и технологического суверенитета».

Мероприятие состоялось по инициативе недавно созданной Ассоциации развития франчайзинга и партнерских программ (ФраППэ) при участии представителей власти, общественных организаций и бизнеса. К дискуссии были привлечены компании партнерских программ: RC Group, Фаберлик, Альтаир Диджитал, Модный стиль (марка Stilnyashka), Росинтер Ресторантс, Такском, Хостелы Рус, Vtrende, Лабквест и другие.

Эксперты отметили перспективность и привлекательность такой формы ведения бизнеса как франчайзинг. Особенно в нынешних условиях, когда нужно занимать освободившиеся ниши после ухода с российского рынка зарубежных компаний.

Франчайзинг и партнерские программы позволяют развиваться малому и микробизнесу, благодаря более низкому порогу входа и минимальным предпринимательским рискам.

Председатель Ассоциации развития франчайзинга и партнерских программ (ФраППэ), член экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству Мария Михайлова привела такие показатели: на сегодняшний день в России более 300 тысяч компаний работает в сфере партнерских программ, а также функционирует более трех тысяч франчайзинговых компаний.

При этом общее количество россиян, занятых в этой сфере, достигает пяти миллионов. Это говорит о том, что развитие рынка франчайзинга способно сформировать средний класс в России, и в целом повысить благосостояние людей, особенно в регионах. «Именно формированием цивилизованных отношений на рынке и будет занимается наша Ассоциация ФраППэ.

Важнейшая инициатива касается верификации компаний партнерских программ и принятия всеми участниками рынка Кодекса добросовестной практики участника рынка партнерских программ», – сообщила Мария Михайлова. Добровольная верификация позволит игрокам рынка войти в реестр добросовестных организаций франчайзинга и партнерских программ и заслужить доверие населения.

А Кодекс добросовестной практики призван создать эффективную модель саморегулирования и социально ответственного предпринимательства на российском рынке партнерских программ. Вместе с тем, как отметил член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев, расширение этого рынка требует дальнейшего законодательного регулирования. Ведь сфера франчайзинга, помимо всех ее достоинств и перспектив, привлекает и мошенников. Пользуясь отсутствием должного законодательного контроля, они организуют финансовые пирамиды, недобросовестные сетевые компании, инфоцыганство и т.д.

Сегодня понятие «партнерских программ» гораздо шире, чем один лишь франчайзинг. Партнерский бизнес – это и сетевой, и CPA-сети, и маркетплейсы с их компаниями-партнерами. Однако на данный момент доля вклада франчайзинга и партнерских программ в ВВП у РФ по-прежнему значительно ниже, чем у большинства развитых экономик. В связи с уходом западных компаний ключевой вызов для отрасли франчайзинга и партнерских программ в том, что владельцам бизнеса предстоит самим предлагать модели бизнеса франшиз и распространять их в нашей стране и, по возможности, в дружественных государствах.

Директор Института глобальных исследований Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Белоконев подчеркнул, что проекты франчайзинга и партнерских программ будут способствовать диверсификации российской экономики.

Это обусловлено объективными причинами: данный рынок связан с внедрением новых IT-инструментов для бизнеса, цифровизацией экономики России, и имеет все перспективы обеспечения технологического суверенитета страны.

Эксперт предложил ряд инструментов для дальнейшего развития отрасли франчайзинга и партнерских программ в России. Среди них – госсубсидии на оплату франшиз и участия в партнерских программах для субъектов малого и среднего предпринимательства или доступные банковские кредиты на эти расходы, а также пресечение рисков негативного иностранного вмешательства в реализацию партнерских программ и предоставление франшиз в России. Компании, работающие на рынке партнерских программ, должны быть резидентами РФ, а иностранные организации иметь в нашей стране филиалы, действующие в рамках российского законодательства.

Начать дискуссию