Как сделать сайт с первого раза? Инструкция для заказчиков, как не терять деньги

Уверены, что многие из вас сталкивались с тем, что разработка сайта превращалась в бесконечность. Вы меняли подрядчиков, работали с фрилансом и дорогими студиями — но все равно по итогу работы оставались не очень довольны. Почему это происходит?

Проблема в коммуникациях — самая распространенная причина. Кто-то забыл, кто-то не сказал, кто-то подумал, что все очевидно и прочее и прочее. В итоге скандалы, нервы и потеря денег. Несмотря на то, что интернет давно стал неотъемлемой частью бизнеса, многие заказчики до сих пор не знают как правильно организовать процесс по созданию сайта.

За 13 лет работы WebCanape в сфере разработки сайтов и интернет-маркетинга у нас скопился значительный опыт в построении коммуникации «Заказчик-Подрядчик» и мы решили написать инструкцию по эффективной разработке сайтов. Она поможет сэкономить кучу времени, денег и нервных клеток. Статья будет полезна не только заказчикам сайтов, но и начинающим студиям и фрилансерам.

Далее — расскажем подробно о том, как работать с подрядчиками.

1. Одно контактное лицо

Ставим этот пункт первым. Ох, сколько проектов не дошло до конца, из-за отсутствия лица принимающего финальное решение на стороне заказчика.

Если вы заказываете разработку сайта, то с вашей стороны должен быть один человек, ответственный за реализацию проекта — это позволит избежать бесконечных согласований. Когда менеджеру подрядчика пишут письма сразу все контактные лица, при этом еще и не ставят в копию других участников проекта, работа превращается в хаос.

С вашей стороны проект согласовывать может хоть 10 человек, но только один из них должен вести и контролировать коммуникацию. Главное, чтобы человек, которому вы доверите ведение проекта, понимал, какой результат вы хотите получить, хоть немного разбирался в том, что делает подрядчик, брал на себя ответственность за принятия решений и был замотивирован на успех проекта.

Плохой вариант, когда лицо со стороны заказчика одно, но оно ничего не решает, а работает в режиме «приёма-передачи» пожеланий от всех участников проекта с вашей стороны к менеджеру исполнителя.

Пять писем с правками за 2 часа сразу от двух контактных лиц — это ненормально!
Пять писем с правками за 2 часа сразу от двух контактных лиц — это ненормально!

Что делать

Назначьте одного сотрудника, который будет контактировать с исполнителем, транслируя вам, что происходит на проекте. Либо станьте этим лицом сами. Так процесс разработки будет идти быстрее и продуктивнее. Но и тут не стоит доводить до крайностей, если возникший вопрос, к примеру, касается бухгалтерии или юристов, лучше дать им возможность поговорить напрямую друг с другом, а вам просто быть в курсе этой коммуникации.

2. Планирование коммуникаций

Нельзя просто отдать подрядчику материалы и через 2 месяца получить адекватный результат. Процесс разработки сайта сравним с ремонтом вашей личной квартиры, налаженный контроль и понятные контрольные точки — залог успеха. Вы лучше всего разбираетесь в своем бизнесе, а подрядчик в курсе актуальных технологий и ваше систематическое взаимодействие в разы повышает эффективность работы. На созвонах и онлайн-встречах вы сможете обсуждать все возникающие вопросы и отслеживать прогресс по проекту.

Что делать

Составьте план работ, указав ответственных с каждой стороны и согласуйте удобный график коммуникаций — минимум 1 раз в неделю, а лучше 2 раза. Перед каждым обсуждением рассылается информация, что сделано и что планируем делать на следующем этапе. На созвонах/встречах подводите итоги, делитесь информацией о бизнесе, высказывайте свое мнение по каждому вопросу — и тогда ваш сайт будет сделан качественно и вовремя.

3. Подходите к сайту, как к инструменту бизнеса

Часто заказчик смотрит на будущий сайт своими глазами и желаниями, и при этом он не учитывает, что у потенциальных покупателей (его целевой аудитории) могут быть совсем другие задачи и предпочтения. В итоге получается, что сайт нравится руководителю компании, бухгалтеру или дочке собственника (и такие случаи были), а продаж с него нет. Зачастую рабочее решение «как у всех», отточенное индустрией и вашими конкурентами — самый оптимальный вариант.

Что делать

В идеале, в разработке сайта должен принимать участие специалист по маркетингу, детально знающий ваш продукт, его целевую аудиторию, её страхи, запросы, привычки, а также ваше позиционирование на рынке. Если такого специалиста нет, то не гонитесь за эксклюзивом, копируйте лидеров и добавляйте ваши УТП. Это вполне рабочая схема.

4. Фиксируйте все (и мысли, и обсуждения)

Что написано пером — не вырубишь топором (древняя пословица). А что написано в мессенджере или в e-mail, то может передавать информацию без каких-либо искажений (современные реалии).

Рабочая переписка — это хорошо. Обязательно письменно фиксируйте результаты устных коммуникаций. Не закидывайте менеджера, исполнителя голосовыми сообщениями. Для вас это удобно — накидать идей, находясь за рулём или стоя в пробке, но для обратной стороны это АД.

Десятки голосовых сообщений нужно расшифровывать, сохранять, переслушивать. Это точно не ускоряет процесс работ по проекту. И кажущаяся экономия вашего времени — увеличивает срок разработки и увеличивает количество ошибок и дискоммуникаций. Поэтому пользуйтесь текстовой перепиской — во избежание недоразумений.

<p>А помните мем про ТЗ в голосовых сообщениях? Это к сожалению реальность!</p>

А помните мем про ТЗ в голосовых сообщениях? Это к сожалению реальность!

Что делать

Если хотите задать вопросы или указать на изменения, делайте это в письменном виде, желательно по e-mail. Если этот канал связи вас не устраивает, то обязательно заранее обсудите с подрядчиком формат взаимодействия, удобный всем.

5. Хороший контент — залог успеха

«Возьмите фотографии из Яндекса, а описание компании сделайте по примеру конкурентов»

Заказчик

Вы готовы потратить сотни тысяч рублей на разработку сайта, но почему-то не готовы заплатить за качественную фотосессию и копирайтинг. Помните, что главная часть сайта — это информация на нем, контент. Именно за ним ваша целевая аудитория придёт на сайт и, исходя из него, посетитель решит, становиться ли ему вашим покупателем или нет. Под словом «информация» имеется в виду все, что интернет-пользователь видит на мониторе своего ПК или мобильного устройства:

  • тексты;
  • фотографии;
  • иллюстрации;
  • видео;
  • интерактивные форматы и т. д.

Часто бывает, что дизайн сайта держится только на эффектных фотографиях, видео и креативном вовлекающем тексте. Можно с уверенностью сказать, что контент — главная сущность сайта.

<p>Переписка с клиентом, который заказывает сайт стоимостью выше 400 000 руб.</p>

Переписка с клиентом, который заказывает сайт стоимостью выше 400 000 руб.

Что делать

Продумайте, что важно для будущих посетителей вашего сайта, как они принимают решения?

  • Цена
  • Сроки изготовления и доставки
  • Информация о вашей компании
  • Отзывы ваших клиентов
  • Эффектные фото вашего продукта
  • Детальная информация по продуктам
  • Гарантии
  • Известность вашего бренда и т.д.

Ответив на эти вопросы, вы точно поймете, что стоит транслировать на сайте, на что обращать внимание, а что является вторичным.

Не скупитесь на предоставление развернутой информации о вашей компании: авторитетность на рынке, достижения, сертификаты, команда, наличие офиса, ключевые клиенты. Чем больше и качественнее предоставленный вами материал, тем эффективнее будет сайт.

Кстати! И если вы уже решили инвестировать в новый сайт, то не поленитесь провести фотосессию продукции, офиса, производства, сотрудников. Также хорошо бы собрать отзывы с клиентов и успешные кейсы.

6. Согласовывайте дизайн вдумчиво

«Семь раз пересмотри, один раз согласуй»

Народная мудрость

— эта поговорка работает и в процессе разработки сайта.

Еще одна частая ошибка, которую мы замечаем — невнимательность в согласовании и утверждении дизайн макетов. Если при согласовании дизайна сайта вы посмотрели по диагонали макет только главной страницы, а потом сказали «ок», то скорее всего дальше будут проблемы.

Помните, что если вы уже приняли макет и он ушел на верстку и программирование, то внести изменения позже будет не так просто. Возможны небольшие правки, но не кардинальные.

Из-за невнимательности на этапе согласования макетов, бывает, что приходится делать все заново — это увеличивает стоимость проекта и срок разработки.

Не переусердствуйте с согласованием дизайн-макетов. Да, конечно, можно долго искать идеальный вариант дизайна, но в любом случае оценивать его надо на реальных посетителях сайта. Запустите первый вариант сайта (MVP), и уже далее после анализа результатов начинайте его доработки.

Что делать

Лучший вариант действий следующий.

  • Посмотрите внимательно все предложенные разработчиком макеты.
  • Смотрите с компьютера, планшета и смартфона.
  • Уточняйте непонятные моменты, задавайте вопросы.
  • Просите разработчиков показать и пояснить, как будут работать интерактивные модули: всплывающие блоки, анимации.
  • Обсудите дизайн с коллегами из вашего отдела продаж или сопровождения клиентов.

Откатывать подключенный к CMS дизайн и переделывать уже сделанное — это всегда потеря времени и денег. Не надо так.

7. Во время обсуждений, держите макеты «перед глазами»

Часто заказчик дает комментарии о макете, когда не смотрит на него. Например, едет в машине и говорит, «мне не нравится кнопка».

И вот таких примеров куча. В итоге тратится много времени на выяснение, а что же имелось ввиду и где эта кнопка. При обсуждении внешнего вида сайта важно понимать друг друга максимально корректно, а не высказывать туманную формулировку «где-то там внизу блок, надо изменить».

Что делать

Согласовывать макеты лучше 2 способами:

  • Либо обсуждать макет, держа его перед глазами.
  • Либо оставлять комментарии через специальные программы для комментирования макетов.

8. Помните: разные устройства = разное отображение

Сайт никогда не будет выглядеть одинаково на разных устройствах, к сожалению — это связано с техническими особенностями устройств и их ПО. Типовой пример — iphone с обыкновенным дисплеем и iphone с дисплеем Retina: по начинке эти устройства практически идентичны, но отображение визуального контента на них сильно отличаются. Что тогда говорить о разнице изображений на Windows и Android!

Учтите, что точно может различаться:

1. Цветопередача. Разные мониторы передают цвета ярче или бледнее.

2. Шрифты — они также могут отображаться с изменениями на разных устройствах и в разных браузерах.

3. Верстка текстов. Например, невозможно перенести текст из Word на сайт «один-в-один» из-за разметки и технических особенностей.

Различие в цветопередаче<br /> doosar.com
Различие в цветопередаче
doosar.com

Что делать

С этим ничего не поделаешь — таковы технические особенности. Мы советуем сразу уточнять, на каком устройстве и в каком браузере вы смотрите проект. Так будет гораздо быстрее ответить на вопрос «почему это не так, как на макете». Ну и не забываем про вашу ЦА, если она в 90% будет на сайт заходить со своего смартфона на Android, то убиваться с идеализацией дизайна и вёрстки на широкоформатном мониторе — пустая трата ресурсов и времени.

9. При выборе платформы учитывайте разницу в функционале

«На Тильде мне это сделали за 15 минут, почему на Битрикс это займет 2 часа!?»

Знакомая ситуация для многих разработчиков?

Большая часть сайтов для бизнеса делается на типовых платформах (CMS): Битрикс, Wordpress, Tilda, CS Cart и т.д. По сути, все они выполняют одинаковый функционал, но при этом в каждой из них есть свои особенности. Получается, что функционал, который идет по умолчанию в одной системе, может требовать серьезной доработки другой, а может быть вообще не реализуем. Например, синхронизация с 1С и Битрикс делается довольно просто, а если эта другая CMS, то за это могут попросить доплатить. Как правило, опытный подрядчик уже на этапе переговоров понимает, какое технологическое решение оптимально подойдет под вашу задачу.

Что делать

Максимально четко и однозначно объяснять менеджеру проекта задачи, которые вы ставите перед будущим сайтом. А для сложных проектов — начинать работу с предпроектной аналитики и технического задания.

10. Закладывайте время на корректировки

Любая корректировка уже согласованных макетов приводит к увеличению сроков и бюджета — это мы показывали и рассказывали выше. Часто бывает, что в процессе работы над сайтом, заказчик шлет правки несистемно, высылая их всю неделю отдельными письмами, а потом возмущается, почему они вносятся так долго.

В нашем агентстве (и в большинстве других) выстроена и отлажена технологическая цепочка взаимодействий между членами проектной команды. За каждым изменением стоит многоэтапный процесс. И каждый этап — это звено, которое нельзя упустить, чтобы вы получили качественный результат.

Например, вот цепочка действий по внесению правок в макет:

  • Менеджер получает корректировки от заказчика и разбирает их.
  • Ставится задача дизайнеру.
  • Задача попадает в очередь (дизайнер же не сидит в ожидании именно вашей корректировки, а занят параллельно на нескольких проектах).
  • Задача выполняется.
  • Менеджер проверяет результат, возможно вносит корректировки, и согласует с вами новый макет.
  • Макет уходит на верстальщика (где также существует очередь задач).
  • В случае значительных изменений, задача проходит через тестировщика.
  • Финальное согласование и выкладка изменений на основной сайт.

Поэтому каждое изменение может затянуть процесс на 2 дня, а то и дольше, особенно если команда работает по SCRUM.

Что делать

Лучшее решение — собрать пакет изменений, обсудить его на ближайшем митинге по проекту и реализовать его за один раз.

11. Сбои в работе случаются у всех. Главное — исправлять их оперативно

Сбой (или баг, на техническом русском) на новом сайте — это не повод для скандала, такие ситуации случаются, и это нормально. Например, посмотрите, как часто обновляются приложения на вашем телефоне. Конечно, толковые разработчики всегда тестируют сайты перед запуском, но нужно помнить, что сайт — это сложный технический продукт, и не все ошибки можно выявить на этапе тестирования. На случай подобных сбоев, у нас в WebCanape предусмотрен 1 год бесплатной технической поддержки, а за каждым проектом закрепляется персональный менеджер. Вы обращаетесь к нему, описываете проблему — разработчик исправляет.

Обойдемся без переделки, просто поправим этот баг!
Обойдемся без переделки, просто поправим этот баг!

Что делать

Быть готовым, что на запуске проекта будут возникать ошибки. Если так случилось, не нужно паниковать — оперативно сообщите разработчикам о возникшей проблеме, и если это возможно, пусть они разбираются.

Соблюдая эти нехитрые правила вы точно:

  • ускорите процесс работы над сайтом;
  • сэкономите своё время и деньги;
  • получите в итоге экономический эффект для вашего бизнеса;
  • не разочаруетесь в инструментах Интернет-маркетинга.

Помните, что всегда приятнее учиться на чужих ошибках, а не ловить собственные грабли в лоб. Надеюсь, теперь процесс разработки будет проходить эффективнее для многих заказчиков. Всем клиентам WebCanape перед началом работ над сайтом мы высылаем памятку, с удовольствием делимся ей с вами!

Уверен, вам есть что добавить? Тогда вэлкам в комментарии! Пусть эта статья также дополнится сторонним опытом.

2222
10 комментариев

А что делать если заказчик звонит 2.30 и у него "полное бл* несоответствие сайта размерам, сделанных в офисе к размерам сделанным дома?" Он строитель, мерил линейкой на мониторе. Спасибо за ответ

1
Ответить

У нас однажды был клиент, владелец типографии, так они сами нарисовали себе дизайн, распечатали его на А4 и нам принесли в офис, показывать, как надо делать дизайны)

Ответить

Статью отложил в закладки, но уже плюсую... про "Одно контактное лицо" уже годнота

1
Ответить

Странно, что нет комментариев! Делитесь своими примерами перлов от клиентов. 

Ответить

Не думаю, что рассказывать "какие клиенты тупые" — хорошо для бренда и имиджа компании.

1
Ответить