Эксперт РАНХиГС Игорь Свертков рассказал о точках роста и новых возможностях развития образовательной системы

Продолжается работа по обновлению материального фонда образовательной системы. Президент РФ Владимир Путин отметил, что к началу нового учебного года в 1,3 тыс. школ будет завершен капитальный ремонт, еще почти 500 школ отремонтируют до конца 2023 года. Наряду с модернизацией и введением в эксплуатацию новых объектов развивается и модель образования. Пилотный проект по апробации новой модели высшего образования начался в рамках приемной кампании этого года в шести вузах России, в дальнейшем планируется ее распространение на все вузы.

Вместе с тем отдельное внимание уделяется выявлению новых направлений для роста. В рамках Восточного экономического форума на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) состоится Международная конференция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по образованию (МКО АТЭС).

Формируются условия для содействия повышению квалификации отраслевых кадров. Институт непрерывного педагогического образования НовГУ откроет в школах Новгородской области три Университетских психолого-педагогических класса в 2023-2024 учебном году. В Кемеровской области будет создан Центр подготовки педагогов и школьников «Таланты Сибири», который охватит весь Сибирский федеральный округ.

– Пилотный проект по апробации новой модели высшего образования начался в рамках приемной кампании этого года в шести вузах России. Проект будет реализовываться с 2023 по 2026 год, сказал на заседании комиссии Госсовета по направлению «Наука» в рамках форума «Технопром» врио директора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Алексей Левченко.

«Мы реализацию этого проекта в рамках приемной кампании уже начали. В данном проекте принимает участие шесть университетов. Новая структура системы высшего образования, на наш взгляд, позволит максимально эффективно отвечать на вызовы промышленного и научно-технологического развития страны, обеспечить сочетание фундаментальности полученных знаний по тем специальностям, приоритетным для системообразующих отраслей экономики, социальной инфраструктуры, как медицина, здравоохранение, юриспруденция и другие», – сказал Левченко.

Он пояснил, что Минобрнауки совместно с экспертным сообществом проводит работу по формированию новой национальной системы высшего образования в соответствии с поручением президента РФ. Реализуется поэтапное введение изменений для совершенствования системы высшего образования. В рамках пилотного проекта будут апробироваться уровни базового высшего образования со сроком обучения 4 и 6 лет, специализированное высшее образование по программам магистратуры, ординатуры или ассистентуры, стажировки, а также подготовка научно-педагогических кадров.

«С учетом сведений о реализации пилотного проекта, особенностей формирования новой системы национального высшего образования и будет предложено дальнейшее ее распространение на все вузы РФ», – сказал он.

Эксперт РАНХиГС, заместитель директора Воронежского филиала Игорь Свертков сообщил корреспонденту Информационного агентства «МАНГАЗЕЯ, что с выходом из Болонского процесса у России появилась уникальная возможность построения национальной образовательной системы. «Ориентация на европейские образцы, несмотря на ряд имеющихся позитивных моментов, показала свою несостоятельность и неприменимость в российских реалиях. Вместе с тем, слепой возврат к имеющемуся советскому опыту также невозможен, так как уже не удовлетворяет требованиям современного этапа развития экономики и социальной сферы. Построение новой модели образования требует решения ряда фундаментальных вопросов, главный из которых заключается в том, что «на выходе» должна давать образовательная система?

В данной связи анализ имеющихся точек роста и возможностей развития позволяет уже сейчас выявить ряд возможных параметров национальной модели образования, первым из которых является ориентация на реальные потребности отечественной экономики и социальной сферы в подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом отдельное внимание уделяется сохранению фундаментальности знаний.

Названный подход позволяет не только обеспечить подготовку востребованных на отечественном рынке труда специалистов, но и создает возможности притока инвестиций в российские образовательные учреждения за счет привлечения абитуриентов из зарубежных стран. Именно фундаментальность знания является отличительной чертой российского образования, особенно востребованной на рынках образовательных услуг развивающихся стран. Сегодня мы наблюдаем значимую динамику развития БРИКС. Активно идет работа по налаживанию тесных партнерских отношений со странами Африки, Азии, Южной Америки. Учет потребностей в подготовке кадров для национальных экономик внешнеполитических партнеров России может стать важнейшей перспективной точкой роста национальной модели образования. Проведение в нашей стране серии крупнейших международных мероприятий, таких как предстоящая конференция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по образованию, является ярким подтверждением данного тезиса.

Отличительной особенностью национальной модели образования может стать также опережающая подготовка кадров для экономики будущего. Для этого уже имеется необходимый опыт. В рамках НТИ ведется значительная работа по внедрению перспективных технологических новшеств в образовательный процесс. Причем попробовать свои силы в освоении профессий будущего в ходе Национальной технологической олимпиады российские школьники могут, начиная уже с пятого класса. Большие возможности открывает реализация проекта создания Передовых инженерных школ на базе российских университетов. В планах выпускать до 7 тысяч специалистов в год. Идет процесс масштабирования успешных практик федерального центра «Сириус». Сохранение и развитие названных практик создает перспективную возможность сделать подготовку кадров для создания прорывных технологий «визитной карточкой» национальной системы образования.

Среди имеющихся точек роста отдельного внимания также заслуживает анализ опыта создания многоуровневой модели образования, при которой перспективная подготовка кадров ведется уже со школьной скамьи. Своевременное выявление талантов, ранняя профориентация, акцент на изучении профильных предметов создают дополнительные возможности увеличения качества подготовки выпускников. В данном направлении интересен опыт все того же федерального центра «Сириус», а также создания профильных классов по наиболее востребованным направлениям подготовки в школах ряда регионов РФ.

Воплощение названных точек роста в параметры новой национальной модели образования должно осуществляться последовательно эволюционным путем. В данной связи, безусловно, позитивной тенденцией текущего процесса реформирования отечественного образования является ориентация не на сиюминутный результат, а стремление к последовательной апробации новшеств с целью создания устойчивой и действительно эффективной модели образования» полагает эксперт.

Начать дискуссию