Что такое Agile простыми словами

Мы в тотальной зоне неопределенности и непредсказуемости. Мир штормит. Одни компании находятся в попытках выживания, другие же получают колоссальное количество возможностей для масштабирования и роста. И тех, и других объединяет одно: им нужна скорость. Именно эту скорость более 20 лет назад получил ИТ мир, когда «перешел на Agile». Что же такое Agile разбираемся простыми словами с примерами из моей личной практики ведения бизнес-команд.

С английского Agile переводится как «гибкий».

Я считаю, что идеально подходит синоним «проворный», особенно, когда это касается Agile в бизнесе.

На самом деле не удивляйтесь, если столкнетесь со множеством вариантов объяснений что же такое Agile в различных источниках. Кто-то называет его методологией, другие — совокупностью методов и практик. Вы также можете услышать, что Agile — это философия, а иногда даже религия.

Ключевое в том, что Agile — это культура.

Культура состоит из ценностей (что мы думаем, наше мышление) и принципов (что мы делаем, наше поведение).

Agile – это культура компании, основанная на создании ценности для клиента. Это особый способ мышления сотрудников, внимание которых сфокусировано на целях и проблемах потребителя. Компания работает, как единая команда, цель которой – как можно быстрее узнать, что нужно клиенту, и дать это быстрее конкурентов.

Основу Agile заложили в ИТ более 20 лет назад. Тогда требования к ПО начали стремительно меняться. Компании не могли позволить себе работать по классической модели управления Waterfall, потому что это долго и неэффективно.

Waterfall или каскадная модель — когда этапы создания ценного продукта идут последовательно и не взаимосвязаны друг с другом, закончен один — команда переходит к следующему.

На тот момент было множество проблем, включая переработку, постоянное изменение требований, и низкую ценность, что генерили в процессе создания продукта. Другими словами, можно было потратить три года на разработку продукта, и в конечном итоге получить что-то совершенно иное, чем ожидалось.

Так программистам пришлось перейти к гибким методам.

Помните, как вдруг в наших телефонах стали появляться постоянные обновления приложений? Версия 1.5, версия 8.6. И вылетающие окна «оставьте отзыв». Вот, это оно. Когда нас, клиентов, стали спрашивать как нам. Это и есть Agile. И, признаться, я обожаю это, потому что еще со времен ICQ мечтала выкатить им список обратной связи.

Ася Андреева, Agile эксперт, лидер Agile Business School

17 разработчиков собрались на горно-лыжном курорте, чтобы понять в чем секрет успешных проектов. И в 2001 году появился Agile-манифест.

Кстати, я искала точные даты этого события: 11-13 февраля 2001 года, так что ему на момент написания статьи 23 года, что для меня лично показатель эффективности.

Agile манифест - что это?

Он провозглашает 4 ценности и состоит буквально из 65-68 слов.

Важный нюанс, который нужно постоянно держать в голове, читая манифест:

Не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

Сейчас обсудим основные заявления манифеста и вы поймете о чем я.

1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.

Выстраивая процесс важно помнить для чего все делается, для кого и с какой целью. Мало смысла создавать процесс ради самого процесса (хочется пошутить, что Agile в гос. структурах сразу внедрить сложнее всего). Если есть команда, она построит необходимые процессы и выберет подходящие инструменты (может быть не сразу, набив себе уйму ошибок, но справится). Но если у вас есть только процессы и инструменты, но нет команды, либо нет в команде взаимодействия, то весь ваш проект обречен на провал.

2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

Это не значит, что документация не важна. Мы как команда постоянно должны фокусироваться на конечном результате. А если мы будем заниматься только созданием документации, особенно если этого будет избыточно много, то что произойдет? Мы рискуем потерять ресурсы и время, не достигнув в итоге нашей цели.

Однажды в бизнесе работала с отделом продаж. Три месяца они выполняли план в районе 87%. Внедрили мероприятия Agile. Обнаружили, что они 40% своего времени тратят на оформление… командировочных! Потому что там была просто адская процедура. А еще, им нужно в сами командировки ездить и продажи делать! Обнаружили, инициировали изменения и процесс стал сильно проще.

Ася Андреева, Agile эксперт, лидер Agile Business School

3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.

Фокусироваться на сотрудничестве с заказчиком, чтобы ускорить процесс достижения цели. Контракт здесь не должен служить тормозящим фактором всего процесса. Мы не игнорируем, но не занимаемся бюрократией по 3 недели в месяце.

4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Мы ограничены во времени, и оно неизбежно ведет к изменениям. Изменения во внешнем мире, в сфере в которой мы работаем; изменения в технологиях, которые мы используем; изменения в товарных остатках на наших складах.

Когда мы начинаем планировать, наш план уже начинает устаревать. Чем дольше период планирования, тем менее актуальным он становится. Поэтому мы нормально относимся к тому, что в понедельник было планирование, а в среду события внешнего мира все наши планы отправили коту под хвост. У нас есть ресурсы и алгоритм как быстро перестроиться и не потерять неделю в дискуссиях «Ох, что же делать».

Ася Андреева, Agile эксперт, лидер Agile Business School

Будьте готовы, что Agile затронет и культуру компании, и структуру, и процессы.

Инструменты Agile

Итак, Agile культура помогает сотрудникам принимать решения согласно Agile ценностей (ценности отражают как люди думают) и Agile принципов (принципы говорят о том, как мы что-то делаем).

Схема что же такое Agile 
Схема что же такое Agile 

А что конкретно нужно делать? Как организован процесс?

В этом нам помогут инструменты Agile. Они отвечают на вопрос «Что мы конкретно делаем?». А ответить на этот вопрос мы можем только исходя из своей цели.

Чтобы реализовать Agile созданы различные инструменты: Scrum, Kanban, SWAY system, Lean и другие.

Поскольку я здесь не про ИТ, буду говорить про инструменты применительно к бизнесу, исходя из моего опыта.

Scrum отлично работает в бизнесе:

  • в проектных командах (если вам нужно объединить часть сотрудников из разных отделов для выполнения каких-то задач, будь то открытие филиала или улучшение показателей компании)

  • при запуске инноваций или выходе на новые рынки

SWAY system показала свою эффективность в бизнесе:

  • в командах продаж
  • в командах управленцах
  • в малом бизнесе, когда команда бизнеса до 30 человек.

Более детально инструменты разбирать в данной статье не будем, вы всегда можете почитать Scrum guide и SWAY guide или напишите вопрос в комментариях, я подскажу как практикующий agile эксперт в бизнесе с международными сертификациями по обоим инструментам.

33
2 комментария

Ася, благодарю за статью 🔥 Как много инструментов у этого метода! Стало понятно как я могу его применить и улучшить свод работу 👌 буду ждать ваши следующие статьи, подписалась!

1
Ответить

Даёшь ещё больше воды!

Ответить