Эксперт ПИУ РАНХиГС о комплексном развитии сельских территорий и новые меры поддержки АПК

Правительство четко формирует перспективные направления развития агропрома и создает новые инструменты государственной поддержки аграриев, уделяет особое внимание созданию качественной и комфортной жизни на селе - жильё, дороги, школы, больницы – всё это позволяет привлечь кадры и полноценно развиваться.

На сегодняшний день в сельских районах и поселениях с учётом малых городов проживает порядка 40 процентов всего населения страны. И для повышения качества их жизни с 2020 года реализуется государственная программа по комплексному развитию сельских территорий (Источник: ТАСС).

Эксперт ПИУ РАНХиГС профессор, директор научно-образовательного центра «Управление территориальным развитием» Владимир Титаев полагает, что «принятые органами государственной власти практические меры по поддержки аграрного сектора экономики, созданию качественной и комфортной среды жизни сельского населения обеспечили продовольственную безопасность страны.

Россия стала одним из крупнейших экспортеров пшеницы на мировой рынок, наряду с этим экспортируется растительное масло, мясо птицы и другая сельскохозяйственная продукция. Значительно улучшилась среда жизни сельского населения, возросла заработная плата, в лучшую сторону изменилась структура питания. В целом наблюдается рост качества жизни сельского населения.

Вместе с тем сохраняется ряд системных негативных процессов, обусловленных естественно-историческим развитием сельских территорий, а также завышенной оценкой регулирующей роли рыночного механизма и непониманием особенностей крестьянского мира. Устранение указанных негативных процессов или сведения их влияния к минимуму обеспечит повышения эффективности принимаемых органами власти госпрограмм, национальных проектов и других решений.

В области довольно много населенных пунктов с малым числом жителей, в них практически отсутствуют предприятия и организации, где могли бы применить свои трудовые и умственные способности населения, отсутствуют рабочие места. Все это ставит проживающих в таких населенных пунктах в более сложное положение. По существу, это одна из причин низкого качества жизни части сельского населения, узел социально-экономической напряженности.

Проблему использования трудоспособного сельского населения, проживающего в малых и отдельных населенных пунктах становится успешнее решать по мере развития общественного транспорта и дорожного строительства. Надежная и регулярная работа пассажирского транспорта (автобусное движение, электротранспорт, собственный автотранспорт) позволит населению, проживающему в малых и отдельных населенных пунктах получать работу в отраслях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Они могут работать на предприятиях и организациях близь расположенных городов, узлов связи и транспорта, в сфере услуг и т.п.

Есть и другой вариант использования трудоспособного населения – это развитие договорных отношений крупных перерабатывающих торговых предприятий, организаций общественного питания и бытовых услуг с самозанятыми жителями сел. Заключение социально-экономических договоров (соглашений) на производство или оказание услуг. Опыт такой работы в Саратовской области имеется. Необходимо чтобы этому уделяли внимание соответствующие органы власти и были заинтересованы бизнес-структуры.

Государственная поддержка в основном достается крупным монополистическим союзам-холдингам, мегафермерам и другим союзам картельного типа. И совсем малая часть перепадает предприятиям среднего и малого аграрного бизнеса. Более того, в настоящее время не имеется четких критериев отнесения сельских товаропроизводителей к соответствующим категориям. Так, например, так называемые холдинги входят в категорию сельскохозяйственных организаций, но сводных данных о производственной деятельности, участии холдингов в развитии социальной сферы, обустройстве сельских территорий в статистике нет.

Аграрный бизнес должен решать социальные проблемы сельского населения. Как свидетельствует практический опыт Саратовской области наиболее успешно решаются производственные социальные проблемы, а также обустройства сельских территорий производственными структурами относящиеся к категории «сельскохозяйственные организации». Как правило это бывшие колхозы и совхозы советского периода, перестроившие многое в механизации хозяйствования и управлении. Широко известен опыт эффективной работы руководителей, В.И. Марыскина (Татищевский р-он); Н.И. Голованова (Ершовский р-он); А.И. Девяткина (Лысогорский р-он), С.И. Дзюбан (Новобурасовский р-он); С.З. Байзульдинова (Марксовский р-он); Г.Ф. Правдина (Петровский р-он); и многих других.

В таких сельскохозяйственных предприятиях наряду с растениеводством развиваются животноводство, уровень заработной платы работников полей и животноводческих ферм устойчиво высокий.

Активно ведется строительство и ремонт жилого фонда работников. Оказывается, помощь в ремонте объектов социальной сферы, а отдельные объекты социальной сферы содержатся за счет хозяйства. Населению предоставляется помощь в ведении личного подсобного хозяйства, решение бытовых вопросов. И как результат значительная часть населения ближайших сел и деревень находит применение своим способностям. Как следствие, миграционный процесс, значительно ниже по сравнению с другими хозяйствами.

Опыт деятельности таких сельскохозяйственных предприятий уникален. Его следует изучать и распространять. В то же время государству необходимо принимать соответствующие меры по компенсации затрат хозяйства на развитие социальной сферы села».

Источник фото: ru.freepik.com

Эксперт ПИУ РАНХиГС о комплексном развитии сельских территорий и новые меры поддержки АПК
Начать дискуссию