👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

Тема злободневная и даже жизнеопределяющая. Вы когда-нибудь смотрели обучающие лекции? Проходили повышение квалификации? Или покупали дорогостоящие курсы, чтобы влиться в новую профессию?

👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

Рассмотрим, почему современное обучение для взрослых может не сработать, и как попробовать это исправить.

Содержание

  • Как обстоят дела с обучением для взрослых в мире?
  • Зачем нужны хьютагогика и стратегия «long life learning»
  • Онлайн-обучение — волшебная таблетка от утраты профессионализма?
  • Обучение после 30: почему это сложно, но нужно, и как помочь себе быть эффективным

Как обстоят дела с обучением для взрослых в мире?

Актуальные доклады российских ученых и преподавателей, и работы их западных коллег формируют устойчивое мнение, что обучение для взрослых в глобальном мировом понимании на сегодня — продукт частично сырой и немассовый.

Кратко о ситуации в РФ и мире

👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

В 2012 году в своей работе доктор психологических наук, профессор Васягина пишет:

«В условиях коренных преобразований общества система образования взрослых переживает кризис, порожденный неразработанностью целостного, системного представления о взрослом как о субъекте образования».

Н. Н. Васягина «Обучение взрослых: опыт и перспективы»

В 2020 году, в работе «Обзор международных практик оценки качества обучения и образования для взрослых» директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Германова утверждает:

«По данным 4-го всемирного доклада об обучении и образовании взрослых Института юнеско 2020 г. качество обучения на протяжении всей жизни 75% (102 страны) с 2015 г. значительно улучшилось».

И. А. Германова

В работе 2022 года «Актуальные технологии в обучении взрослых, обеспечивающие своевременную подготовку работников для рынка труда», И. В. Филимонова (сотрудник финансового университета при Правительстве РФ) отмечает:

«Согласно данным исследования 2019 года, проведенного ОЭСР: только двое из пяти взрослых (41%) получают образование и проходят обучение в любой конкретный год. Участие особенно низкое среди тех, кто больше всего нуждается в повышении квалификации и переквалификации. Взрослые с низким уровнем навыков, например, в три раза реже участвуют в обучении, чем люди с высоким уровнем навыков (20% против 58%) . Кроме того, во многих странах обучение взрослых не обеспечивает систематической подготовки людей к изменяющимся требованиям рынка труда».

И. В. Филимонова

Исследование ОСЭР на 34 странах, включая Турцию, США, Латвию, Израиль, Грецию и других (Россия не участвовала) показывает — качественное и эффективное обучение взрослых в современном мире далеко от идеала.

Зачем нужны хьютагогика и стратегия «long life learning»

Андрагогика и эвтагогика (хьютагогика)

👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

Становление и развитие педагогики тянет свои корни еще из Древней Греции и Рима. А наукам о том, как обучаться взрослому, лишь ~200 лет.

Знакомьтесь с Хьютагогикой (более распространенное название на территории СНГ — эвтагогика ).

Эвтагогика (хьютагогика) — метод обучения взрослых, разработанный Стюартом Хэйсом и Крисом Кеньоном в 2000 году в работе «From Andragogy to Heutagogy».

Хьютагогика рассматривает и возводит в абсолют путь самообучения, независимого от привычных форм обучения, и включает стратегию long life learning — по-простому «Век живи — век учись». Стоит отметить, что важнейшими изменениями, которые хьютагогика вносит в процесс классического обучения являются:

  1. Обучающийся сам выбирает как достигнуть нового навыка. Например, на базах государственных университетов есть строгие программы для повышения квалификации, но хьютагогику это не волнует! Студент в праве в любой момент прервать обучение и направить свои силы в другое русло.
  2. Творчество, обмен опытом, важная роль прошлого опыта — эти факторы так же отличают хьютагогику от классического обучения. То есть, идеальным обучением считается то, которое протекает в условиях экспериментов над своим собственным поведением и привычками (творчеством), взаимодействием с людьми лучшего опыта, чем твой или опыта из смежных сфер (обмен опытом),

Андрагогика — наука, охватывающая теоретические и практические аспекты обучения и развития взрослых. Александр Капп ввел термин «андрагогика» в 1833 году, определив ее как педагогику для взрослых.

Хьютагогика — последователь андрагогики, «андрагогика на прокачку». Кстати, ее примерами в СССР (согласно Wiki) банально являются кружки по интересам.

Закрепим?

  1. Педагогика — наука о том, как воспитывать и обучать детей и подростков.
  2. Андрагогика — это понимание того, как взрослые учатся.
  3. Хьютагогика — это подход к обучению взрослых, учитывающий особенности их действующих навыков, он дает больше возможностей контролировать процесс обучения, принимая участие в его планировании и реализации.

Онлайн-обучение — волшебная таблетка от утраты профессионализма?

Изучив локальные исследования и опросы на тему доп. обучения в регионах в России, сформировалось 2 вывода:

  1. Люди готовы покупать (и даже после негативного опыта в прошлом!) курсы/лекции/мастер-классы о быстром заработке в интернете, о крышесносном многомиллионом выходе на маркетплейсы, и многом другом. Инфоцыганство. Пожалуй, это одна из важнейших проблем на сегодня в обучении для взрослых. Рынок "гарантированного успеха" велик и продолжает расти, как и его аудитория.
  2. Некоторые респонденты, купившие курсы от популярных онлайн-университетов, не закончили обучение по причинам: потери мотивации, было слишком сложно, мне не понравилось.

Из личного опыта

В одном популярном онлайн-институте был куплен курс, профессия с нуля. Со временем домашние задания были заброшены, участие в чате курса прекращено, лекции не просматривались.

Курс оплачивается сразу. Институту известно по жизненным показателям аккаунта студента, что человек более туда не заходит n-ное количество времени.

Что в таком случае нужно от продавца знаний? Звонок, например. Банально уточнить, почему студент, заплативший деньги, более не пользуется своим личным кабинетом. Но ничего подобного в этой истории не было. Соответственно, мораль истории ясна. А у вас есть подобные кейсы?

👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

Эватагогика (хьютагогика) имеет отношение к современным онлайн-институтам?

Частично. Ведь один из важных принципов эвтагогики гласит: каждый человек учится по-разному, начиная от выбора собственных целей и методов, заканчивая инструментами и сроками обучения. Так, выбирая курс дополнительного образования взрослый студент:

A. Выбирает новую/бонусную сферу, в которой хочет стать лучше

B. Определяет путь самообучения инструментом в своем непрерывном образовании

Важно понимать, что эвтагогика меняет местами устоявшиеся роли студента и преподавателя. Наука Хэйса и Кеньона ставит во главе обучаемого — он сам определяет стратегию обучения, и решает где, когда и сколько изучать/практиковать.

Что есть онлайн-образование сегодня

Современные дистанционные институты гарантируют помощь от кураторов и общение почти 24/7 в групповых чатах. Так онлайн-обучение выглядит более легкоперевариваемым. На первый взгляд.

Из личного неоднократного опыта: продукты онлайн-обучения сегодня — ни что иное, как гора лекций, доп. материалов для самостоятельного изучения и «неклассические домашки».

WHUT.

Более разнообразный и интересный формат на рынке дистанционного обучения, наверное, представляют школы по изучению иностранных языков, но и они все примерно одинаково устроены. Разнообразие в основном представлено вариациями тренажеров по запоминанию, просмотром видео с субтитрами, чтением теории и взаимодействием 1на1 с личным преподавателем или студентами из других стран, где возможно выбрать темы для углубления и разовой дискуссии.

Обучение после 30: почему это сложно, но нужно, и как помочь себе быть эффективным

👨‍💻 Обучение после 30-ти: эвтагогика, проблемы в обучении взрослых, как не боятся снова "сесть за парту"

Почему учиться взрослому сложно?

1. У взрослого более развитые и укорененные в привычках пути мышления. Это затрудняет адаптацию к новым навыкам. Взрослый мозг организован строже, и его центры не так податливы к изменениям, как у детей.

2. Рабочая и семейная жизнь может быть фактором стресса и чрезмерной усталости. Стресс вредит мотивации и следованию целям, и как следствие информация хуже усваивается или не воспринимается совсем.

Не менее важно! Если самостоятельное обучение:

1. Не соответствует имеющимся навыкам студента

2. Не включает мотивационные элементы

3. Не предполагает самостоятельного изучения со стороны студента материалов (вне лекций/вебинаров)

4. Не использует внедрение новых навыков в практические задачи в реальной жизни

5. Не обеспечивает общение между группой учащихся

6. Не предполагает логическое мышление

Такое обучение обречено на провал.

Почему важно учиться после 30?

Постоянное обучение или концепция long life learning (что и преследуют основные принципы эвтагогики) улучшает качество жизни, расширяет кругозор, делает ближе к работе, которая удовлетворит финансово и морально, предотвращает развитие таких заболеваний как депрессия и деменция.

Мозг взрослых людей способен создавать новые нейронные связи, вне зависимости от возраста!

Как помочь себе пройти дополнительное обучение и получить результат

Опираясь на эвтагогику и исследования последних лет по теме самостоятельного обучения, сделаем выводы. Что поможет сделать самостоятельную учебу эффективной и результативной?

1. Ориентируйтесь на интересы и на возможности. В развитых странах, опираясь на принципы эвтагогики, людей обучают прямо на рабочем месте. И это работает! Если обучение строится по стратегии: улучшил, что знал, а новое закрепил практике — это сработает на развитие как новых, так и существующих скиллов.

2. Распределите приоритеты по каждому скиллу или качеству, которое планируете развить. Визуализируйте через диаграмму или напишите в столбец, например:

выучить формулы в excel = A+

поставить речь = В

прочитать трудовой кодекс = C

Оцените свои реальные приоритеты. Получите сначала один навык, не набрасывайтесь на все сразу.

3. Примкните к группе Есть чаты или форумы по теме, куда вы решили углубиться? Общайтесь, задавайте вопросы, спорьте умеренно, дискутируйте.

4. Позаботьтесь о системе. Составьте еженедельное расписание, по которому вы будете учиться самостоятельно примерно в одно и то же время. И используйте небольшую хитрость, составив это расписание исходя из двух факторов:

я учусь, когда не перегружен морально

я учусь, когда выспался

Делитесь своими историями успешного и не очень успешного онлайн-обучения в комментах 🧐!

Материал подготовлен редакцией канала WHUT.

Полезные ссылки:

22
Начать дискуссию