Как стать поведенческим аналитиком?

В четвертом сезоне подкаста «Выросли, стали» был замечательный и важный выпуск с АВА-специалистом, Дарьей Ли-Романовой. Люди этой профессии работают с детьми с аутизмом. Даша рассказала о том, как выбрала эту профессию. Как уехала работать в Гонконг в один из самых больших центров аутизма в мире и стала единственным русскоговорящим специалистом там.

Оформила в статью несколько важных вопросов из интервью с Дашей. Послушать весь выпуск можно тут.

Кем ты хотела стать в детстве?


«Я хотела быть ветеринаром, работать с лошадьми и с собаками. Потом был период, когда мечтала стать космонавтом. Знаешь, в детстве думала, что это невозможно. То есть обычно наоборот, дети в детстве мечтают о чем-то невозможном, а я поняла к 13 годам, что вообще-то нет ничего невозможного. Можно и про космонавта мечтать, но эту идею отложила. Потом начала мечтать про то, чтобы быть психологом. Я росла в окружении психологов: моя мама психолог и у нее много друзей-коллег. Поэтому хотелось тоже стать психологом. Моя детская мечта сбылась»

Как стать поведенческим аналитиком?

Где ты получала образование? Как выбрала профессию?

«Я училась в Московском университете на клинического психолога. Выбрала профессию и факультет, когда мне было 15 лет, наверное. Вокруг меня было много психологов. Я начала спрашивать у них, где они учились, какие есть разновидности психологов. Поняла, что моё сердце лежит к аутизму. Узнала про это слово, про этот диагноз, когда мне было 12 лет. Мама отправила меня в лагерь, где помимо детей таких как я, были необычные дети. Странные. Другие. Были дети с синдром дауна. Дети, которые говорили с помощью жестов. Также были дети с различными необычными поведениями. Так, я узнала, что это называется аутизм. Мне было интересно, потому что они, действительно, были необычные. Знаешь, как вот в фильмах все эти стереотипы. Умеют высчитать день недели любого года, любого месяца. Могут посмотреть на муравейник и сказать, сколько там муравьёв. Могут рассчитать уровень реки. Я не понимала, как это работает. Мне казалось это чем-то необычным. Подумала: «Хочу вырасти и узнать про таких детей больше». К 16 годам поняла, что мне нужно не просто идти в психологию, а в клиническую психологию. Так я выбрала свой университет и успешно его закончила»

Как стать поведенческим аналитиком?

Как нашла свою первую работу? Или, возможно, ты уже подрабатывала, когда училась?

«Знаешь, достаточно быстро, в институте. Я поняла, что знания довольно теоретические, а мне хотелось более практических. Тогда начала искать, какие есть эффективные способы работы с детьми с аутизмом и узнала про прикладной анализ поведения. В тот момент в России были только одни очные курсы. Очно - это значит, что преподаватель из Израиля прилетал на неделю, и ты мог у него учиться. Также были какие-то онлайн курсы, но я поняла, что онлайн, наверняка, не мой формат. Мне хотелось задавать вопросы. Хотелось быть в контакте с преподавателем. Заканчивая эти курсы, ты становился поведенческим аналитиком. В тот момент про это мало кто говорил. Было мало таких специалистов. Сейчас, конечно же, больше.

Свою первую работу я нашла благодаря этим курсам. Люди узнали, что я собираюсь идти на эти курсы, и сразу же ко мне пришли. Сказали: «Пожалуйста, возьмите нас к себе в работу». Спрос на специалистов настолько большой, что даже одно твоё желание пойти учиться приводило к тебе клиентов. Представляешь?»

Когда ты вышла на международный уровень? Как ты узнала об Autism Partnership? И как ты в него попала? Насколько я знаю, изучая твои соцсети, ты там единственный русскоговорящий сотрудник, правильно?

«Да, это действительно так. Это довольно знаменитая компания в узком кругу специалистов. Когда ты говоришь про аутизм и международные компании, у тебя всплывает несколько названий и Autism Partnership, однозначно, будет первый из них.

Я услышала, что директор центра из Гонконга, приезжает в Новосибирск. Думаю: «Странный выбор. Почему в Новосибирск? Лучше бы в Москву приехал». Но собрала чемодан. Купила билеты в Новосибирск и приехала на 3 дня тренинга, который проводил этот директор. Я была вдохновлена и заряжена. Удивлена тем, как по другому можно работать. Вроде, это тоже биотерапия. Вроде, он тоже себя называет поведенческим аналитиком. Но то, что он делает, так сильно отличается от моей работы. У меня просто был переворот. И я подумала: «Сделаю все возможное, лишь бы оказаться рядом с этим мужчиной. Лишь бы оказаться в этой компании». Мало того, что его подход удивил меня. Ещё и харизма человека удивила. Потому что специалисты, с которыми я общалась до этого, были довольно сдержанные. Знаешь, такие неулыбчивые. Шутки можно было говорить только иногда. А здесь был совершенно другой подход: открытый!

Мне хотелось быть рядом с таким специалистом, учиться у него. Наверное, ещё стоит сказать, что к этому моменту мне было 24 года. Я начала чувствовать страх и разочарование, потому что довольно быстро достигла успеха в своей профессии. Думала: «А что дальше? Вот мне только 24 года. Куда мне дальше расти? У кого мне учиться? Я прошла все возможные тренинги. Уже довольно успешная. Люди хотят у меня учиться. А мне самой хотелось учиться. Где учиться? У кого?». Я почувствовала, что директор центра в Гонконге - это тот человек, с которым хотела бы работать. Но взаимно ли это? Я маленькая никому неизвестная. У меня плохой английский «I am Dasha from Russia».

С горящими глазами и дрожащими руками подошла к нему, и сказала: «Я мечтаю с вами работать. Сделаю все, что возможно. Какой вообще есть путь?» Он ответил: «Приезжай на стажировку. Тебе нужно купить билеты, найти себе проживание. Остальное я организую».

Итак, я приехала на 5 недель в Гонконг. Меня совершенно всё поразило, очаровало. Я ещё глубже убедилась, что хочу переехать. И он сделал мне предложение о работе в конце этой стажировки. Так я переехала в центр в 2018 году»

Как стать поведенческим аналитиком?
Начать дискуссию