Онлайн-комьюнити: особенности и отличия от оффлайн-сообществ

Что такое онлайн-сообщество? Википедия дает следующее определение: “Интернет-сообщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет”.
Что такое онлайн-сообщество? Википедия дает следующее определение: “Интернет-сообщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет”.

На мой взгляд, наилучшее определение онлайн-сообщества — это группа людей, объединенная на основе общих целей и интересов, использующая сетевые ресурсы и программное обеспечение. С одной стороны, это форма общественных отношений, с другой стороны, это продукт информационных технологий.
Первые онлайн-сообщества появились несколько десятилетий назад в виде форумов и чатов. Они считаются своеобразным прообразом современных комьюнити.

Онлайн-сообщества обладают некоторыми особенностями:
1. Быстрая доступность коммуникации. В интернете проще найти людей. Знакомство и общение здесь происходит намного легче, так как человек в пространстве интернета чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни.
2. Глобальность коммуникации. Участники сообщества могут находиться в любых точках земного шара и при этом ощущать чувство причастности к сообществу.
3. Синхронность и асинхронность коммуникации. Участники сообщества могут отвечать на вопросы других участников спустя некоторое время, и общение при этом не останавливается.
4. Деиерархизация коммуникации. Социальные признаки, такие, как пол, возраст, доход, уровень образования и пр., играющие колоссальную роль при непосредственном взаимодействии, теряют свою значимость в онлайн- взаимодействии.
5. Нивелирование телесности или Бестелесность. Особый характер приобретают самопрезентация и идентификация, основанные на графическом (аватар, фотографии) и текстуальном (характеристики языка) представлении человека. Приходится задумываться, а как я буду выглядеть в сети, кем буду являться.
6. Локальная и временная неопределенность границ сообществ.
7. Наличие какой-либо платформы (социальной — ФБ, ВК и т. д., собственной — корпоративный интранет и др.) .
8. Замещение реального мира с помощью образов, симулякров, аналогов. Здесь можно наблюдать наличие виртуальной личности, которая может сильно отличаться от реальной личности участника сообщества. А иногда для человека она может быть даже важнее, чем реальная. Вообще, тема сетевой идентичности очень интересна, и хотелось бы ее пообсуждать.
9. Еще одна особенность онлайн-комьюнити — это их разнообразие. Давайте остановимся на некоторых моментах.

С точки зрения количества участников, онлайн-сообщества эксперты делят на следующие категории:

микро комьюнити (до 300 человек),

малые сообщества (от 300 до 1 000 человек),

средние (от 1 000 до 5 000 человек), большие (от 5 000 до 10 000 человек),

крупные (от 10 000 человек и более),

и мета комьюнити (несколько объединенных сообществ, сеть комьюнити).

По данным Community Industry Report, сообщества до 1 000 человек составляют 25% от всех сообществ, от 1 000 до 10 000 участников — 27%, от 10 000 до 100 000 — 24%.
По способу возникновения можно выделить 2 типа сообществ. Кстати, по этому критерию онлайн-комьюнити не сильно отличаются от оффлайн.

Итак, существуют:- стихийные сообщества (например, клуб любителей поэзии); - организованные сообщества (группа Nike в ВК).

Пожалуй, самое большое разнообразие онлайн-сообществ можно наблюдать по виду их деятельности.
Очень популярен такой вид онлайн-комьюнити как клиентские сообщества или бренд-комьюнити. В 90% случаев это сообщества, организованные компанией с целью взаимодействия со своими клиентами, снижения затрат на поддержку и повышение удовлетворенности клиентов. К таким сообществам можно отнести клиентское сообщество Л’этуаль, бренд-комьюнити банка для предпринимателей Точка, сообщество LEGO Ideas. Или, например, онлайн-сообщество Sephora, в котором покупатели могут подсказывать друг другу подходящую косметику.
Предпринимательские онлайн-сообщества: международное комьюнити для предпринимателей, которые говорят по-английски и планируют выходить на глобальные рынки Go Global World, онлайн-сообщество для нетворкинга предпринимателей Heg.ai, сообщество «Место» для предпринимателей, инвесторов и специалистов, которые помогают друг другу создавать полезные компании и продукты, Social Boss — сообщество социальных предпринимателей и др.
Профессиональные онлайн-сообщества: сообщество помогающих специалистов, сообщество специалистов фарминдустрии, клуб ИТ-директоров России и др. На самом деле, таких сообществ очень много. Мы уверены, что вы тоже состоите в каком-либо профессиональном комьюнити.
Научные: сообщество по изучению микробиома человека, сообщество молодых исследователей системы Земля, Сибирский территориальный Совет директоров научных организаций и др.
Экспертные: сообщество экспертов expinet, закрытое сообщество экспертов по digital-маркетингу conversion TOP, внутреннее экспертное сообщество Лукойла, др.
Корпоративные. Во многих крупных компаниях создают сообщества сотрудников для построения сплоченной команды. Когда между сотрудниками устанавливаются личные взаимоотношения, коммуникации внутри компании становятся намного эффективнее. Кроме того, создаваемая в сообществе привязанность сотрудника к коллективу становится средством удержания его от перехода в другую компанию. Примеры корпоративных сообществ: сообщество петрофизиков компании «Газпромнефть”, сообщество бывших сотрудников компании КРОК, сообщество сотрудников Smurfit Kappa, сообщество сотрудников сети магазинов »Улыбка радуги”, HR-Лига — сообщество сотрудников кадрового блока ОАО «РЖД» и др.

Небольшая ремарка про корпоративные сообщества. По данным Community Industry Report 2022, процент компаний, инвестирующих в создание сообществ, увеличился: если в 2021 году этот показатель был равен 23%, то в 2022 году уже 28% компаний инвестируют в сообщества.

Вокруг персоны: все фанатские сообщества вокруг актёров, певцов, сообщества вокруг лайфкоучей (Брайана Трейси, Радислава Гандапаса, Александра Палиенко) и пр.
Вокруг медиа: онлайн-сообщество вокруг издания Meduza, Forbes, ютьюб-канала Brit Lab и др.
Социальные: сообщество экологов России, комьюнити “Психологическая помощь мамам, потерявших детей”, фонд помощи бездомным животным "Я свободен", др.
По интересам: клуб серферов, клуб любителей туризма, клуб любителей фильмов ужасов, клуб любителей поэзии и т.д.
Отдельно стоят игровые сообщества. Это тоже большая отдельная тема для разговора.

И это еще не весь список типов онлайн-комьюнити по виду деятельности.

Онлайн-комьюнити проходят некоторые стадии жизни. Сначала это этап формирования сообщества, когда люди по каким-то принципам, по каким-то интересам объединяются друг с другом. Они еще не знают, что станут производителями коммуникации, но они, тем не менее, уже общаются. Затем начинают создаваться нормы и правила ― этикетные, поведенческие и пр. Участники начинают строить границы: мы — про вот это и это. Именно в этот момент возникают самые яркие характеристики сообщества.
Затем онлайн-сообщество выходит на этап зрелости. На этом этапе оно уже не отстаивает свои права, оно уже легитимировано в общественном пространстве. Оно может делиться на подгруппы, а также совершенствовать правила своего существования.
И наконец, одна из финальных стадий — это распад. Причем распад — это не что-то негативное, это на самом деле разделение внутри сообщества на отдельные группы, когда мы понимаем, что, например, уже отсутствует единая цель у нашего взаимодействия, иногда мы находим для себя какие-то другие интересы и разделяемся по ним. Хотя есть и другие причины.

Если говорить про метрики, то, по данным Community Industry Report, в ТОП-10 входят следующие:
активные пользователи,
новые участники,
вовлечение (посты, комментарии и т.д.),
количество участников мероприятий,
новый UGC,
трафик на сайт,
количество мероприятий,
NPS,
новые покупатели,
удержание клиентов.
Универсальных метрик не существует. У каждого онлайн-сообщества они свои в зависимости от задач. И это тоже отдельная большая тема для разговора.

Если у вас есть свое онлайн-сообщество, или вы являетесь активным участником какого-либо сообщества, и вам есть, что рассказать - напишите мне)) Очень интересен разный опыт.

4
Начать дискуссию