Эффект Зейгарник или феномен незавершенных действий

Эффект Зейгарник - это психологический феномен, описанный советским психологом Блюмой Зейгарник в 1927 году.
Эффект Зейгарник - это психологический феномен, описанный советским психологом Блюмой Зейгарник в 1927 году.

Суть эффекта Зейгарник:

- Незавершенные, прерванные задания или действия лучше запоминаются, чем завершенные.

- Человек лучше помнит то, что ему не удалось довести до конца.

Например, если человек начал решать задачу, но был отвлечен и не смог ее завершить, то он будет лучше помнить эту незавершенную задачу, чем те, которые он успешно решил до конца.

Причины эффекта Зейгарник:

1. Психологическая напряженность. Незавершенное действие создает напряжение, которое мотивирует человека вернуться к этой задаче.

2. Ожидание вознаграждения. Человек ожидает, что сможет получить какое-то вознаграждение, если завершит прерванное действие.

3. Сосредоточенность внимания. Незавершенные действия привлекают больше внимания, чем завершенные.

Практическое применение эффекта Зейгарник:

- В рекламе - для удержания внимания и побуждения к совершению покупки.

- В образовании - для повышения мотивации и вовлеченности учащихся.

- В психотерапии - для выявления вытесненных, неразрешенных проблем.

Эффект Зейгарник демонстрирует, что наши когнитивные процессы (внимание и память), лучше работают с незавершенными, прерванными действиями, чем с завершенными.

Эффект Зейгарник и личная продуктивность

Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в нашей памяти остается большое количество незавершенных проектов.

При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент.

В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.

Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения.

Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн.

При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать.

Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.

Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.

Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы.

Многие коллеги утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье.

Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется:

- регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными

- в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни

- главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии

Денис

Начать дискуссию