{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы доверяем другим больше, чем себе? (Эффект подчинения авторитету). Часть 2

Примеры психологических экспериментов

Для лучшего понимания эффекта подчинения авторитету рассмотрим примеры экспериментов, благодаря которым ученые его выявили.

Замечу, что это интересные и показательные эксперименты.

Пример № 1. Следование за лидером

Учёными из университета Лидса была проведена серия экспериментов, где добровольцев просили бродить по большому залу, не общаясь друг с другом ни словами, ни жестами. Но среди участников выбирали несколько человек, которым давался чёткий маршрут.

Результаты экспериментов показали, что задать направление группе людей более 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего около 5%. Оставшееся начинают следует за лидерами. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.

Это работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета, в которой они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если он «сам не знает, куда идти».

Вероятно, так и начинаются тренды.

Лидер, который "знает дорогу"))

Пример № 2. Эксперимент Милгрэма

Это один из наиболее известных экспериментов, в котором испытуемые должны были наказывать «ученика» разрядами тока за неверные ответы (каждый следующий удар тока усиливался). По мере увеличения напряжения «ученик» показывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, кричал, требуя, чтобы эксперимент прекратили, через несколько новых ударов тока «ученик» переставал кричать и подавать признаки жизни. Кнопки включения тока были размечены по степени опасности для здоровья. На самом деле «ученика» играл актёр и током его не било.

Эксперимент Милгрэма

Описание этой серии экспериментов и результатов я сделал более подробными, так как просто голые выводы мозг отказывает принимать, потому что кажется, что так не должно быть.

Первый из серии экспериментов был описан еще в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета.

В эксперименте Милгрэм искал ответ на вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, если это входит в их рабочие обязанности?

В среднем в экспериментах около 65% испытуемых, доходили до конца максимального напряжения тока (где актер уже давно «умер»), пока исследователь не отдавал распоряжение закончить. Около 22% останавливались, когда актер явно требовал прекратить.

Даже представить сложно, что больше половины испытуемых могли по чужой команде довести ученика до смерти.

Изначально эксперимент был проведен в США, но позже повторён в Германии, Голландии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, при этом везде его результаты оказывались такими же, как и в США.

Результаты эксперимента показали, что несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт нормальные взрослые люди показывают чрезвычайно сильно выраженную готовность идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.

Вопросы к эксперименту

Эксперимент поражает жестоким и безвольным поведением людей. До 1го опыта опрошенные психиатры предполагали, что 0,1-2% испытуемых дойдут до максимальных ударов тока и около половины не дойдет даже до начала опасных значений (где актер уже начинает требовать остановить опыт), но в реальности около 65% людей доходили до максимума и 100% до опасных значений тока.

Были выдвинуты предположения, объясняющие такой высокий результат, но последующие эксперименты опровергли гипотезы:

1) Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.

Эксперимент был повторен от имени коммерческой организации. Результаты изменились незначительно (т. е. мало зависели от авторитета университета): до конца шкалы дошли 48% испытуемых.

2) Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели склонность к агрессивным действиям.

Пол испытуемого не имеет значения, женщины вели себя точно так же.

3) Испытуемые не понимали, какой сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.

Люди осознают это. В другой версии эксперимента перед началом «ученик» предупреждал, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током. В процессе эксперимента «ученик» начинал кричать, что ему плохо и он отказывается продолжать. Но поведение испытуемых не менялось (те же 65%).

4) Испытуемые просто имели склонность к садизму.

Испытуемые обыкновенные люди с нормальной психикой (по анализу тестов и анкет перед опытом) с разным образованием, статусом и пр.

Испытуемые не были садистами, что опровергнуто другими экспериментами:

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95% оставались в пределах середины напряжения между начальным значением и дискомфортным.
  • Когда указания давались по телефону, послушание уменьшилось до 20%. При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперимент.
  • Если в эксперименте участвовали двое исследователей и давали противоречивые указания, то большинство испытуемых прекращали эксперимент.
  • Если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, то испытуемые быстро бы его завершили.
  • Послушание уменьшалось, если «ученик» под током находился в 1й комнате с испытуемым или если требовалось применять к нему силу.

5) Существенной зависимости от года проведения эксперимента не обнаружено.

В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США (со средним результатом 61%) и за их пределами (66%). Минимальный результат был 28%, максимальный — 91%.

6) Испытуемый отказывался подчиняться человеку равного ранга

Если исследователь велел остановиться, в то время как «ученик» храбро настаивала на продолжении эксперимента. Результат – в 100% случаев испытуемые отказались выдать хоть 1 дополнительный электрический разряд.

7) Человек снимает с себя ответственность за действия

В 2015 году Патрик Хаггард из Университетского колледжа Лондона с коллегами провели новое исследование, в котором включили снятие электроэнцефалограммы. Было выявлено, что человек снимает с себя ответственность за действия вне зависимости от характера подаваемого приказа.

Трудно поверить, что такой большой процент людей безвольны перед авторитетом, но в жизни это многое объясняет в поведении некоторых людей. Милгрэм сказал про испытуемых: «они и есть мы с вами».

Пример № 3. Эффект социальной униформы

В 1974 году профессор психологии Леонард Бикман подтвердил и дополнил эффект авторитета Милгрэма. Он провел серию полевых экспериментов, в которых надевал на одного экспериментатора три варианта одежды:

  • Гражданская одежда (простая, повседневная одежда).
  • Молочник в белом халате.
  • Охранник в униформе (не полицейский).

Экспериментатор в разной одежде подходил к людям на автобусной остановке и просил их сделать одно действие:

  • Забрать бумажный пакет.
  • Дать мелочь незнакомцу.
  • Уйти с автобусной остановки.

В результате эксперимент показал, убедительность воздействия одного и тот же человека отличается в зависимости от униформы, а точнее приписываемых людям в такой форме качеств, знаний, полномочий.

  • Забрать бумажный пакет у гражданского согласились 36% человек, у белого халата уже 64%, а у охранника 82%.
  • Дали мелочь незнакомцу 33% по просьбе гражданского, белого халата – 57% и охранника – 89%.
  • Ушли с автобусной остановки по требованию гражданского – 20%, белого халата – 21% и охранника – 56%

Знаменитая «Служба безопасности Сбербанка» вовсю использует эффект униформы. Если они вам ещё не звонили, то вы везунчик.

Профессор психологии Роберт Чалдини предположил, что эффект авторитета закладывается в детстве, когда большая часть знаний о мире поступает от авторитетных людей: родителей, учителей и других взрослых.

Спасибо за внимание)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда