“Однако необходимо различать случаи, когда налогоплательщик-исполнитель оказывает услуги, при помощи собственного программного обеспечения, от случаев, при которых предоставление права пользования на ПО осуществляется по так называемой модели SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга) — облачная модель предоставления ПО, при которой исполнитель размещает ПО на сервере, обеспечивает его обслуживание, автоматическое обновление и доступность и предоставляет такое ПО заказчикам через сеть «Интернет» за плату.
При этом договор может содержать как элементы лицензионного договора, так и содержать условия об оказании услуг, которые совпадают с функционалом предоставляемого в пользование ПО. Т.е. грань межу предоставлением права пользования ПО, и оказанием услуги при помощи данного ПО, может быть весьма размытой.
При этом в норме пп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ идет речь о предоставлении прав на использование ПО для ЭВМ и БД, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», соответственно, предоставление прав пользования ПО по модели SaaS также подпадает под указанное освобождение от НДС.
Таким образом, в ходе комплексного (налогового) аудита эксперты и аудиторы Правовест-Аудит осуществляют анализ условий договоров, а также фактических действий исполнителей, на основании которых формируется вывод о правомерности применения освобождения от НДС.”