12 маркеров контроля налоговых рисков в 2022-2023 гг

<b>Маргарита Дружинина</b> - упр. партнер <b>АКГ "Правовест Аудит" </b>- 15 место RAEX2021
Маргарита Дружинина - упр. партнер АКГ "Правовест Аудит" - 15 место RAEX2021

Сегодня ФНС России проводит мощный предпроверочный анализ бизнеса до назначения налоговых проверок. При этом если организация попадает в зоны рисков - то с большой вероятностью компанию ждут проблемы с инспекцией. Но есть и “хорошие новости”: существуют критерии отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа (Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007). Если они регулярно соблюдаются, то риск встречи с налоговой существенно снижается. Работают эти критерии уже давно, хотя до сих пор редко используются руководством компаний. А зря - с их помощью можно реально оценить и снизить риск повышенного интереса со стороны налоговой.

Сегодня поговорим о “критериях наоборот” - маркерах налогового спокойствия бизнеса. Какие условия должны соблюдаться, чтобы минимизировать вероятность “попадания на радары” налоговой? Что делать, если не все маркеры свидетельствуют о полном налоговом спокойствии бизнеса?

Чем меньше маркеров налогового спокойствия у вас подтвердится, тем в большей “налоговой опасности” находится компания. Хотя само по себе несоблюдение маркера не является основанием считать налогоплательщика недобросовестно выполняющим налоговые обязательства. Это лишь повод для сотрудников ФНС присмотреться повнимательнее. С другой стороны - практически везде можно найти те или иные недочеты, если смотреть пристально…

Итак, какие маркеры нужно держать “в фокусе”?

Маркер № 1 - достаточная налоговая нагрузка

Соблюдение этого критерия предполагает, что отношение уплаченных вашей компанией налогов к доходам не ниже среднего по соответствующему виду деятельности на определенной территории с учетом размера компании.

В расчет не принимают обязательства, которые были исполнены в качестве налогового агента, и доходы от участия в других юридических лицах.

Для ответа на вопрос: соответствует ли налоговая нагрузка вашей компании средней по виду деятельности (местности, размеру компании)? - можно обратится к калькулятору в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес» либо, если вы хотите комплексно оценить все 12 критериев, попросить это сделать ваших аудиторов.

Маркер №2 - отсутствие убытка на протяжении 2х лет

Даже если убыток у вас все-таки есть важно не сделать себе хуже: не дать налоговикам возможности “копнуть глубже”. Зачастую субъекты хозяйствования не знают: обязаны ли они пояснять причины, предоставлять обосновывающие документы и т.д.?

Надеемся, что в ситуации 2022 - 2023 гг. этот тренд изменится...

Конечно, инспекция вправе запрашивать пояснения в ходе проверки декларации (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Но по-иному обстоит ситуация с истребованием документов (в том числе выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета) для уточнений по убыткам. Настаивать на предоставлении документов в этом случае налоговая не вправе. Документы, конечно, передать можно, если налогоплательщик сам желает этого.

Существует ограниченный перечень случаев, когда инспекция в ходе «камералки» правомочна истребовать документы. Эти случаи перечислены в пп. 6-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо Минфина от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668).

Наталья Наталюк - налоговый юрист "Правовест Аудит"

Маркер №3 - доля вычетов по НДС не зашкаливает

Если доля вычетов НДС для вашей компании превышает “средне установленную”, то это знак для налоговой, что “возможно здесь что-то не так”.

В среднем эта доля составляет 89% суммы исчисленного НДС за 12 месяцев. Но для каких-то субъектов федерации эта цифра может быть больше или меньше.

Маркер №4 - темп роста расходов на реализацию товаров (работ, услуг) не выше, чем темп роста доходов от нее

Если ситуация обратная, то у налоговой появляется “беспокойство”, т.к. снижается налог на прибыль. Ее задача: проверить, не использует ли налогоплательщик какие-то “мутные схемы” для уплаты налога в меньшем размере? Или сложившаяся ситуация является следствием объективных причин без нарушения налогового законодательства?

При этом контролирующие орган не вправе проверять затраты юридического лица на рациональность, эффективность или целесообразность (Письмо Минфина России от 01.06.2021 № 03-03-07/42417).

В налоговом законодательстве РФ нет понятия экономической целесообразности. Следовательно компании могут самостоятельно оценивать эффективность и целесообразность своей деятельности (Письма Минфина России от 31.05.2021 № 03-03-06/1/42057, от 19.04.2019 № 03-03-07/28232, от 16.08.2018 № 03-03-06/1/58001).

Маркер №5 - средняя зарплата

Если зарплата чрезмерно низкая, то у инспекции возникает подозрение: часть ЗП выплачивается неофициально, не проводится в учете, на нее начисляется НДФЛ и страховые взносы. И начинается “расследование”: а как на самом деле?

Как понять, достаточна ли зарплата в вашей компании, чтобы не привлекать лишнее внимание? Нужно сравнить ее размер со средними показателями по отрасли в конкретном субъекте РФ. Если она равна или больше среднего - все нормально. Если меньше - ждите дополнительных вопросов от налоговой.

Все нужные данные для оценки размера ЗП размещены на официальном сайте территориального отдела статистики и на сайте Федеральной налоговой службы. Также, для проверки можно использовать сервис ФНС «Прозрачный бизнес», о котором говорили ранее.

Маркер № 6 - для спецрежимов (УСН) - не наблюдается приближений к максимальным границам спецрежима в течение календарного года

Как известно, для правомерного использования спецрежимов налогообложения необходимо соответствовать определенным требованиям. В частности, для УСН необходимо, чтобы доходы не были выше определенной величины. Если это произойдет, то компания-”упрощенец” потеряет право на соответствующий спецрежим, начиная с квартала, когда было допущено несоблюдение требований (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Однако не все знают, что неблагоприятные последствия влечет не только выход за границы спецрежимов, но и приближение к ним.

В данном случае, приближением к лимитам - это приближение менее, чем на 5% к максимальным значениям показателей, которые предоставляют компании право на применение спецрежимов. Если это произошло 2 и более раз в календарном году - то это сигнал для налоговой узнать: нет ли “искусственной подгонки” под режим.

Маркер № 7 - в течение календарного года не наблюдается максимальное приближение расходов к доходам

Ситуация, когда расходы растут быстрее, чем доходы, либо есть тенденция на сближение расходов с доходами может вызвать неподдельный интерес инспекторов. Это может быть доказательством того, что расходы завышаются и/или доходы занижаются. Именно поэтому необходимо быть готовым пояснить: какие объективные причины привели к данным обстоятельствам (например, товар стал меньше пользоваться спросом, было закуплено дорогое оборудование и пр.).

Нужно быть готовым к тому, что инспекторы:

- пересмотрят весь перечень расходов,

- проведут анализ соответствия затрат пункту 1 статьи 252 НК РФ,

- проконтролируют контролируют единство содержания операции над ее формой и др.

Маркер №8 - сотрудничество с посредниками происходит только с деловой целью

Компании вправе закупать товар у посредников. Однако, проверяющим хорошо известно, что такую возможность недобросовестные налогоплательщики используют для получения необоснованной налоговой выгоды. А она, как известно, не может быть единственной целью сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Незаконным, в частности, считается фиктивное участие посредников в операциях, если цель — искусственное наращивание цены и получение покупателем повышенного вычета НДС и завышенных расходов.

Маркер №9 - готовность дать пояснения и предъявить подтверждающие документы, если проверяющими были выявлены ошибки или нестыковки в данных

Например, речь идет о выявлении противоречий между задекларированными суммами и теми данными, что указаны в документах.

При этом “отрицательный эффект” от допущенных неточностей и непредоставленных документов можно снизить, если существуют объективные причины, по которым документы предоставить невозможно в указанный срок или вообще. Так объективными причинами будут:

  • стихийное бедствие (пожар, наводнение и пр.), из-за которого документы были испорчены;
  • налоговая ранее забрала соответствующие документы на экспертизу, а потом забыла об этом и запросила их снова и др.

Любые объективные препятствия для передачи документов и сведений необходимо озвучивать. Это пойдет на пользу налогоплательщику.

Иногда на инспекцию даже имеет смысл подать в суд из-за того, что проверяющие запрашивают то, что предоставлять им не обязаны. Такое иногда встречается, например, когда инспекторы требуют предоставить документы вне рамок проверки (относительно конкретной сделки). Но в таком случае инспекторы не вправе запрашивать документы за определенный период. Это нарушает пункт 2 статьи 93.1 НК РФ (постановление АС Центрального округа от 15.12.2021 № Ф10-5716/2021 по делу № А08-10169/2020).

Маркер №10 - компания на протяжении долгого времени относится к одной и той же налоговой инспекции

Если компания неоднократно ставила себя на учет в инспекции, а затем снимала и переходила в другое территориальное отделение налоговой службы, то она может попасть под усиленный контроль со стороны налоговиков. Ведь «миграция» между налоговыми органами, которая совершена 2 и более раза с момента госрегистрации предприятия, не приветствуется. Более того, это косвенный признак ухода от проверки.

Важно понимать, что миграция в иную область/край/республику в рамках РФ до/во время/после включения в план выездных проверок не избавит от прихода проверяющих и доначислений по итогам поверки. Проверяющие все равно выяснят истинную причину перехода из одной инспекции в другую.

Маркер №11 - достаточный уровень рентабельности

Инспекторы ориентируются на сведения Росстата. Значительное отклонение рентабельности (по данным бухгалтерского учета компании) от тех показателей, что характерны для определенного вида деятельности и подтверждены статистикой, — один из поводов применить дополнительные меры контроля.

Значительное отклонение от среднего уровня рентабельности - это если рентабельность вашей компании на 10 и более процентов меньше, чем средняя по отрасли/региону.

Во избежание негативных последствий рекомендуем периодически сверять свой уровень рентабельности со среднестатистическими показателями по отрасли. Это как правило делают профессиональные аудиторские компании, которые проводят комплексный аудит для нивелирования рисков и с дальнейшей защитой от налоговых претензий.

Маркер №12 - компания не ведет деятельность с высоким налоговым риском.

Для целей предпроверочного анализа под такой деятельностью инспекция понимает проведение сделок, имеющих целью получить налоговую выгоду без законных на то оснований. Это могут быть мнимые и притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов («технических компаний», формальное дробление бизнеса для незаконного применения «спецрежимов», занижения доходов, завышения расходов и пр.).

Для того, чтобы исключить налоговые риски, рекомендуем заранее проанализировать возможные последствия сделки, не проводить сомнительные операции.

Что же делать, если в деятельности вашей компании выявляются не все 12 маркеров налоговых зон рисков?

Прежде всего, не отчаиваться! Налоговые риски, конечно, в такой ситуации присутствуют, но их степень и возможность нейтрализации еще предстоит оценить. Лучше сразу подготовиться к повышенному интересу со стороны налоговой - до активизации контрольной деятельности инспекторов провести комплексный аудит компании (не только бухотчетность, но и особое внимание уделить налогам).

После такого аудита будет видна вся картинка состояния учета и отчетности организации, оцифровка не только налоговых рисков, но и финансовых резервов. В нашей практике бывает и так, что организация наоборот, переплачивает налоги!!!

Маргарита Дружинина - упр. партнер АКГ "Правовест Аудит" - 15 место RAEX2021

Как говорится - учиться лучше на чужих ошибках!

55
1 комментарий

Еще важно иметь доказательства проявления коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов

Ответить