Проблема рекрутинга в легкой промышленности

В первую очередь, я не хочу говорить о том, что все плохо, а расскажу о том, что происходит в легкой промышленности, о проблемах, с которыми сталкиваются молодые предприниматели, а главное, как их решать. Эта статья о том, как можно сделать нашу жизнь лучше. Это мой манифест.

Меня зовут Антон и я молодой предприниматель. Я рассказываю о своем личном опыте открытия швейного производства в России.

Любое производство – это люди. Как раз о «кадровом голоде» в легкой промышленности и пойдет речь.

С чего все начиналось

Я из поколения 90-х, мы родились как раз после развала СССР. В то время было сильное падение рождаемости, экономика пришла в упадок, заводы и фабрики закрылись, люди устремились в коммерцию, для того, чтобы выжить. Именно тогда появились так называемые «челноки», которые закупали недорогой товар за рубежом и везли к нам из Китая и Турции. В Советском Союзе импорт считался качественным, и люди скупали дешевые яркие тряпки по завышенным ценам, считая, что покупают хороший товар. Ушлые «челноки» богатели на глазах, они расширялись, открывали кооперативы, киоски и сети киосков, магазины, а потом и торговые сети. Рыночные отношения завоевывали страну.

Именно в то время рабочие специальности перестали быть нужными. Рынок требовал все больше продавцов. Но советский менталитет требовал упаковать эту должность в красивую обертку, потому что в СССР продавцов, «торгашей», презирали и считали низшим звеном. Вспомните, сколько анекдотов про советских продавщиц. Им не нужно было образование или навыки, главное – научиться считать на «счетах», на которых учили считать уже в первом классе.

Новой реальности с красивыми яркими «заграничными» шмотками не нужна была хамоватая пергидрольная блондинка за прилавком, которая грубила: «Не нравится – не бери, руками не трогай, весь товар на витрине!» Нужен был приятный продавец, который не «пошлет» покупателя, а технично «втюхает» ему любую бесполезную, но очень нужную, «статусную» вещь, например, барсетку, а лучше - крупным оптом.

Рождение менеджера

Так появились продавцы-консультанты и менеджеры по продажам. В каждом ВУЗе и СУЗе появились факультеты менеджмента. Все захотели быть менеджерами, потому что это модно и престижно. Эту тенденцию мы наблюдаем до сих пор, когда уборщицу называют менеджером по клинингу.

Руководители, директора, хорошие менеджеры всегда были и будут нужны, но кем они будут руководить, если не хватает рабочих рук?

Параллельно у бывших «челноков», «новых русских», происходит рост бизнеса, от розницы к опту, появляются договорные отношения. Нужно правильно составить договор поставки, товарную накладную, чтобы обезопасить себя от нечестного поставщика, разрешить споры, которые возникают во время ведения бизнеса, без крайних мер и рукоприкладства. Появилась частная собственность, возникла необходимость в юристах, нотариусах и бухгалтерах.

Инженеры и экономисты, которых выпускали ВУЗы в большом количестве, стали не нужны, экономики нет, производство загнулось. Тогда же начинают открываться курсы переподготовки и обучения: «менеджер», «бухгалтер со знанием ПК» (они часто тоже считали на счетах), «секретарь-референт» (отличная работа для любовницы «нового русского»).

Огромная страна, мировой лидер по производству, превратилась в страну менеджеров по продажам. Стало немодно и непрестижно работать руками. А мозгами работать умел далеко не каждый. Рождение поколения менеджеров разрушило поколение рабочих специальностей.

Профориентация молодежи

Рожденные в СССР помнят, как в школьной программе были «внешкольные занятия». МинОбр требовал включать в школьное обучение экскурсии для детей на фабрики и заводы, производственную практику и УПК. Дети посещали различные предприятия, наблюдали, как производятся хлеб и конфеты, шьется одежда и обувь, отливается бетон и металл. Советское кино романтизировало рабочие профессии: монтажника-высотника, строителя, тракториста, штукатура-маляра. Знаменитый фильм «Москва слезам не верит», получивший Оскар, рассказывал о судьбе работницы ткацкой фабрики, которая стала директором производства.

С распадом СССР и насаждением «западной» культуры, все «советское», «отечественное», стало считаться плохим, устаревшим, скучным, немодным. В языке появляется много иностранных слов, народ начинает поклоняться западным брендам, смотреть зарубежное кино про «легкий успешный успех». Молодежи перестали быть интересны рабочие специальности, им захотелось стать бизнесменами и ездить на дорогих иномарках.

В СССР дети с 9 класса 2-3 раза в неделю обучались на учебно-производственных комбинатах, сокращенно УПК, они получали профессиональную подготовку по различным специальностям – штукатур-маляр, слесарь, электрик, художник-оформитель, швея-мотористка и т.п. Уже на этом этапе школьники могли найти свое призвание, выбрать себе работу по душе, а прилежная работа на УПК давала льготы при поступлении на обучение по выбранной специальности. Сейчас УПК закрыты и упразднены.

Сейчас многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Дети, окруженные гаджетами, в лучшем случае, хотят стать программистами, чтобы разрабатывать игры и играть в них. Но дело не в родителях, а в школьном образовании, где отсутствует начальная профориентация. Я уверен, что детей нужно не только развлекать и развивать, но и устраивать интересные экскурсии на предприятия, рассказывать о профессиях, знакомить с живыми людьми, которые производят различные товары повседневного спроса.

Так же я уверен, что нужно возродить УПК. Многим людям они помогли выбрать профессию, дали нужные навыки и научили работать руками, что помогает в реальной жизни, в быту.

Творить, создавать что-то своими руками – эта потребность заложена практически в каждом человеке. Именно поэтому я начал создавать бизнес в сфере легкой промышленности.

Я и мои друзья – горнолыжники, и мне захотелось создать для себя и для них удобную, красивую, эргономичную одежду для занятия нашим любимым видом спорта. Наши модели одежды так понравились людям, что мы решили создать свой бренд и открыть производство.

Так появилась необходимость в найме персонала для швейного цеха.

Поиск персонала

До работы с производством я работал в маркетинге и рекламе, где найти сотрудника не проблема – тысячи резюме PR-менеджеров, таргетологов, директологов, каждый день появляются все новые и новые резюме. Когда я начал поиск сотрудников для швейного производства, то пошел по той же дороге - в интернет.

Я удивился, когда обнаружил, что на таких больших ресурсах, как HeadHunter, Зарплата.ру и Авито, за последние 4 года было только несколько сотен резюме, и каждый месяц появляется всего 10-15 новых. Причем, 95% таких кандидатов думают, что умеют шить, не имеют специального образования и возраста 40+. Мы начали знакомиться с другими производствами, вступать в ассоциации, посещать мероприятия, связанные с модой и легкой промышленностью, чтобы понять, как решить эту проблему. Потихоньку пазл начал складываться.

Резюме на вакансию МАРКЕТОЛОГ в Новосибирске за месяц
Резюме на вакансию ШВЕЯ в Новосибирске за месяц

Разберем технологию производства изделия в легкой промышленности. Процесс состоит из четырех этапов, каждый связан с определенной квалификацией - дизайнером, конструктором, технологом и швеей. Для бренда одежды второго слоя или трикотажных изделий с большим ассортиментом, также нужна швея-лаборант для отработки вариаций материалов и фурнитуры.

Если у вас производство верхней одежды или спецодежды, то можно обойтись без дизайнера и лаборанта, потому что ассортимент, как правило, ограничен несколькими десятками изделий.

Рынок труда

Предположим, вы решили создать лабораторию для вашего бренда. Основная задача - рекрутинг персонала и поиск руководителя. Мы уже поняли, что стандартный канал рекрутинга не подходит для этой задачи. Призовем на помощь обычную математику. Данная информация применима не только к Новосибирску, но и ко всей России.

В Новосибирске есть около 2 000 предприятий легкой промышленности — от маленьких цехов, работающих на подряде, которые производят одежду и аксессуары, до больших фабрик, которые производят всё, начиная от обуви, заканчивая кожаными изделиями.

По официальной статистике Колледжа Легкой Промышленности и Сервиса, в 2022 году только 130 человек получили специальное образование. Предположим, что на каждое предприятие требуется хотя бы один специалист, то учебным заведениям нужно выпускать намного больше студентов, здесь явный недобор.

Не забывайте, что многие студенты после окончания образовательного учреждения не хотят работать по профессии, а выбирают другую сферу деятельности или не устраиваются на работу вообще. Это - одна из причин недостатка кадров в нашей отрасли.

Профессиональное обучение

В России очень хорошее средне-специальное образование, там работают не теоретики, а практики, они так и называются – «мастера». Мастер – профессионал, который сразу учит, как надо. Я могу вам рассказать об устройстве швейной машинки, даже показать картинки, но пока вы сами не попробуете и не сделаете первые строчки – вы не научитесь шить.

Как руководитель швейного цеха, я знаю абсолютно все этапы производства, умею работать на всех машинах, которые есть у меня в цеху, и могу обучить на них работать каждого сотрудника. Считайте это и лайфхаком, и производственной необходимостью.

Почему молодежь идет учиться в колледжи или профлицеи (бывшие ПТУ)?

Здесь два варианта: или это желание научиться профессии, призвание, но часто - потому что больше никуда не берут, а платить за высшее образование нечем.

Студент, который пошел учиться по призванию, скорее всего, не захочет работать на чужом производстве, он для того и идет учится, чтобы работать на себя, заниматься своим делом или открыть свое дело. Среди них - дизайнеры, открывшие свою студию, сварщики, открывшие свой цех, штукатуры, ставшие дизайнерами интерьеров и т.д.

Студент, который пошел в профучилище, потому что никуда не взяли, не поступил в институт – как правило, не остается в профессии, а учиться идет только потому, что настояли родители и нужно получить какое-нибудь образование, обычно это выпускники 9-го класса. Большая часть из них забудет о своем дипломе, найдя свое предназначение за «свободной кассой». Небольшой процент, в процессе учебы, проникнется профессией и возможно, попадет к вам на производство, войдя в те самые 130 человек на город. Вот такая грустная математика.

Пропаганда и маркетинговая воронка

В целом, есть два непростых, больших и стратегических шага, которые могут повернуть развитие промышленности в России в нужное русло:

1. Прямая пропаганда профессий с акцентом на их значимость и высокую оплату;

2. Маркетинговая «воронка» от начала обучения в школе до окончания среднего и высшего учебного заведения (экскурсии и УПК).

Нельзя предсказать точный процент успеха, но эти действия могут направить развитие промышленности в правильную сторону. Прямая реклама и долгосрочная маркетинговая воронка - всего два шага, чтобы развернуть промышленность в России.

Я считаю, что дело в пропаганде, точнее, в ее отсутствии. Пропаганда – это вид агрессивной, навязчивой рекламы. И, пропаганда работает! Начинайте пропагандировать работу и обучение в сфере легкой промышленности. Просто завесьте баннерами весь город и кричите на каждом углу – работа в легкой промышленности, за нами будущее! Мы должны сделать рабочие профессии снова модными и популярными, как когда-то сделали такой профессию простого менеджера, который толком ничего не знает и не умеет.

Быть швеей первого разряда – это модно, престижно, на любом производстве с руками оторвут! Быть программистом швейного оборудования – круто, таких специалистов днем с огнем! Долой перекладывателей скрепок и бумажек, теперь людям платят большие деньги за реальные дела, а не за видимость деятельности!

Посмотрите, какая это прекрасная, многогранная сфера, в которой каждый может реализоваться! Творческие люди - в дизайне и конструировании, люди с техническим мышлением могут развивать технологии, создавать лекала с помощью 3D-принтеров, в дизайне использовать нейросети, здесь же понадобятся маркетологи и управленцы, наставники и технологи - работы множество!

И главное – эта сфера несет в себе стабильность и деньги, людям всегда нужна одежда, обувь, сумки, очки. Чем выше твоя квалификация, чем лучше ты работаешь – тем больше денег ты зарабатываешь.

У нас много талантливых дизайнеров, но им требуется поддержка и стимул для раскрытия своего потенциала. Нужна помощь как со стороны работодателей, готовых на инвестиции в молодые таланты, так и со стороны государства, которое должно помочь сделать первые шаги в разных областях, включая образование и промышленность.

Мы создаем рабочие места, платим налоги, даем людям новые профессии, квалификацию, самореализацию, нам нужна помощь на этапе привлечения людей, и мы сможем поднять легкую промышленность в России.

С чем сталкивается наниматель

Не все работодатели в нашей сфере осознают текущую ситуацию и причины ее возникновения, особенно когда речь идет о швейном производстве.

Сейчас реальность такова, что привлечение и обучение персонала – это полностью ответственность предпринимателя. Вы должны понимать, что, исходя из сегодняшних реалий, когда квалифицированного персонала не хватает – вам придется взять привлечение и обучение персонала на себя.

Нужно начать с понимания, кто именно на вашем производстве будет обучать новый персонал? Есть ли у вас есть технолог-методист, который сможет и обучать всем этапам сборки изделия, и делать свою работу? Если нет, вам придется нести расходы, нанимая отдельно технолога и отдельно - методиста, который, шаг за шагом, научит ваших сотрудников работать и выдавать то качество изделия, которое нужно вашему производству.

Вы должны понимать, что каждый новый кадр на производстве – это ваши расходы, вы вкладываетесь в его обучение. А ваши сотрудники должны ценить, что вы даете им уникальные знания, и это не они сделали вам одолжение и пришли к вам работать, это вы дали им шанс проявить себя, разглядели их потенциал и сможете вырастить из них профессионалов при немалых вложениях с вашей стороны. При этом, вы не берете с них деньги за обучение, а еще и платите зарплату.

Главный показатель в рекрутинге - это не количество привлеченных людей на производство, а процент или количество людей, которые уходят в течение определенного периода. Если из 20-ти нанятых человек отваливается только 2-3, то это свидетельствует о качественной работе работодателя и положительном отношении сотрудников к компании. Значит людям всё понятно, они чувствуют себя в безопасности, вы держите свое слово и выполняете обещания. Люди взамен дают вам понимание того, что им интересно расти и развиваться вместе с вами, будет быстрее развиваться ваше предприятие.

В России практически нигде не учат бизнесу, разве что в бизнес-школе Сколково, но там за обучение придется отдать несколько миллионов, вряд ли у малого бизнеса есть такие деньги, поэтому молодые предприниматели учатся в процессе производства, на своих ошибках, тем ценнее этот опыт и важнее результат.

О легкой промышленности в России

Когда у вас возникают мысли о том, что в легкой промышленности в России все плохо, вспомните мои слова: это не проблемы, это задачи, к которым нужно подходить прагматично и творчески, находя нестандартные решения, особенно с учетом наличия ресурсов, каких не было сто лет назад, таких как интернет-коммуникации, современные люди, новые технологии. Добавьте ваш энтузиазм и используйте любую информацию во благо вашего бизнеса, для его успешного роста и развития.

Желаю вам терпения и успехов!

Антон Панасюк
создатель бренда горнолыжной одежды «AD».
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда