Как провести проверку за 5 дней и сэкономить 10 млн. На какие моменты обратить особое внимание
О том, как провести анализ и оценку состояния бухгалтерского и налогового учета ООО перед его покупкой. Как искать значимые ошибки, которые могут привести к налоговым и административным рискам.
Ситуация
Заказчик планировал приобрести значительную долю ООО, которое практически не функционировало с 2017 года и имело на балансе помещение. Недвижимость частично находилась в обременении у города, полный ее выкуп предполагался в течение нескольких лет.
Для заказчика было важно удостовериться в корректности ведения бухгалтерского учета, а также верности расчета и уплаты необходимых налогов до совершения сделки. Также было необходимо в кратчайшие сроки проверить наличие всей юридически значимой документации для минимизации рисков при управлении ООО после покупки.
Что было сделано
Специалисты оперативно ознакомились с бухгалтерскими и налоговыми регистрами и обсудили с заказчиком интересующие его участки для проверки, чтобы составить план работ и предоставить результат как можно скорее. До сделки оставалось менее недели.
Скорость проверки действительно была удивительной. Мы получили обращение клиента в четверг, провели первую встречу. В тот же день мы запросили перечень необходимой информации и приступили к работе. В связи с особой срочностью задачи, мы привлекли аудитора в выходной день,
Оперативное проведение контрольных процедур:
- Проверка налогового статуса ООО;
- Сопоставление данных бухгалтерского учета с данными отчетности;
- Анализ данных налогового учета;
- Анализ состава основных средств, в том числе, сдаваемых в аренду: правильность формирования и отражения операций по приобретению объектов основных средств, верная установка сроков полезного использования ОС;
- Анализ суммы дебиторской задолженности, исходя из условий заключенного договора аренды, и составление аналитической таблицы по возникновению обязательств по арендной плате всех видов;
- Анализ суммы кредиторской задолженности и составление аналитической таблицы по соответствующим обязательствам;
- Анализ учетной политики компании.
Также в анализ вошли:
- Анализ наличия актов сверки;
- Проверка соблюдения условий заключенных договоров при расчетах;
- Анализ наличия задолженностей с просроченным сроком оплаты.
Результаты
Спустя всего пять дней, уже во вторник, мы представили отчет с итоговой сводкой обнаруженных искажений, особо отметив возможные риски для заказчика. В результате проверки были выявлены некоторые нарушения, на которые следовало обратить внимание при сделке, однако, в целом налоговые и административные риски были невысоки.
При личной встрече мы предоставили подробные разъяснения по отчету и ответили на все вопросы заказчика. Проделанная работа помогла снизить цену по сделке на 30% в счет компенсации возможных затрат из-за отклонений в отчетности ООО. В результате нашей работы заказчик сэкономил около 10 миллионов рублей на покупке.