Вендоры ушли, а спрос остался — какие технологии и сервисы востребованы у российских предприятий

Недавно порассуждала на актуальную тему с журналистом из Cnews. Говорили про SAP, заказную разработку и о том, как системообразующие предприятия работают в новых условиях.

Мы в компании "Техфорвард" видим, что самая востребованная услуга в 2023 году 一 поддержка решений от ушедших из России западных вендоров.

Компания «Техфорвард» специализируется на поддержке модулей SAP и одновременно участвует в разработке импортозамещающего ПО, а также оказывает услуги по заказной мобильной разработке.

«Импортозамещение SAP будет долгим, на это понадобится 7一10 лет»

CNews: ИТ-решения или услуги какого типа являются лидерами спроса на российском рынке в 2023 году, по вашему мнению?

Алеся Выдрич: В 2023 году рынок ищет возможности адаптироваться к новым условиям и помочь клиентам сохранить работоспособность существующей IT-инфраструктуры и технологическую поддержку бизнес-процессов в условиях, когда прежние инструменты и решения оказываются недоступны.

Следует отметить, что импортозамещение в такой чувствительной сфере, как ИТ, — процесс не быстрый и требующий значительных ресурсов. Поэтому в ближайшее время, наравне с созданием собственных разработок, ключевой тенденцией на российском рынке будет развитие услуг по поддержке и адаптации решений от ушедших зарубежных вендоров.

Первые успехи в этом процессе уже есть. Показательный пример из опыта компании «Техфорвард» — участие в разработке для ПАО «Северсталь» — ПО «Надежность». Это платформа для управления процессами техобслуживания и ремонта промышленного оборудования. С точки зрения импортозамещения важно, что это полностью отечественный продукт, который может быть унифицирован для использования любыми заинтересованными компаниями. И это показывает, что рынок продолжает развиваться и отвечать на запросы участников, используя те ресурсы, которые остаются в его распоряжении, — прежде всего свои знания.

CNews: Компания «Техфорвард» специализируется на поддержке решений SAP. Можете ли оценить долю российских компаний, включая системообразующие государственные корпорации, которые сегодня заинтересованы в подобном сервисе? Насколько они зависят от работоспособности внедренных у них решений на базе продуктов SAP?

Алеся Выдрич: SAP 一 крупнейший в мире поставщик корпоративных приложений, лидер по объему инноваций в своих продуктах. У корпорации глубокий многолетний опыт в автоматизации критически важных бизнес-процессов и обширное портфолио решений для клиентов всех масштабов из любых отраслей и географических регионов. 87% предприятий из списка Forbes являются клиентами SAP. Популярность решений SAP объясняется преимуществами, которые получают заказчики.

В России решениями SAP пользовались и продолжают пользоваться многие лидеры рынка в различных сферах — от телекоммуникаций и промышленности до нефтегазовой отрасли, электроэнергетики и банковского сектора. По рейтингу 200 крупнейших компании России доля совокупной выручки клиентов SAP в этих отраслях составляет от 80 % (на транспорте, в электроэнергетике, в угольной и пищевой промышленности) до 100% (в банковской сфере, в лесоперерабатывающей и нефтегазовой отраслях).

При этом в марте 2022 г. SAP прекратила все новые продажи в России и Республике Беларусь, а затем начала сворачивать предоставление облачных сервисов. В перспективе компания намерена прекратить и поддержку и своих on-premise продуктов в России. Этим объясняется рост востребованности услуг компании «Техфорвард» по поддержке решений SAP, который мы отмечаем.

Что касается государственных корпораций, то в связи с уходом вендора из России они вынуждены смотреть в сторону импортозамещения и искать замену используемому ПО, поскольку обеспечить техподдержку внедренных решений собственными силами крайне сложно. Учитывая, что аналогов, равноценных решениям SAP, в России сейчас нет, отечественные лидеры рынка продолжат их использование, в том числе с помощью «Техфорварда».

Мы оказываем услуги поддержки и развития решений на базе продуктов зарубежных вендоров, разрабатываем заказное ПО, внедряем и поддерживаем собственные решения, а также интегрируем установленное ПО с системами отечественной разработки. В прошлом наша команда была частью глобальной ИТ-компании с офисами по всему миру. Сегодня «Техфорвард» насчитывает более 800 клиентов и более 950 успешных проектов в России и странах СНГ.

В 2022 году мы решили остаться в России и продолжить делать то, что умеем лучше всего: помогать бизнесу решать свои задачи при помощи ИТ. В компании работают архитекторы, консультанты, руководители проектов, разработчики, тестировщики — всего более 500 человек, которые помогают клиентам уже 15 лет. Главный офис «Техфорварда» находится в Москве, центры разработки — в России и Беларуси. Мы верим, что правильно подобранные и настроенные системы приносят клиентам прибыль и делают бизнес удобным, современным и гибким.

Мы продолжаем оказывать услуги по поддержке, настройке и сопровождению SAP и других бизнес-приложений клиента для компаний из России и стран СНГ. Помогаем уменьшить риски эксплуатации системы и получить максимальную отдачу от инвестиций в импортное ПО.

CNews: С 2025 г. запрещается использовать зарубежное ПО на значимых объектах критической инфраструктуры. По вашему мнению, это реальный срок для тяжелых промышленных систем класса SAP?

Алеся Выдрич: Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. №166 определил политику импортозамещения на значимых объектах КИИ до 2025 года. Катализатором данных процессов отчасти стал уход западных вендоров с российского рынка в 2022 году, прекращение технической поддержки и сервисного обслуживания оборудования.

Здесь стоит особо отметить, что эта политика не распространяется автоматически на всех пользователей импортных решений, в частности, тяжелых промышленных систем класса SAP. Среди них к категории объектов критической информационной инфраструктуры относится достаточно небольшая часть организаций. Остальные могут продолжать использовать установленное зарубежное ПО. Так, например, если на электростанции будет использоваться ненадежное ПО и злоумышленники смогут взломать автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП), то возможны человеческие жертвы, разрушения. Этого допустить нельзя.

На российском рынке не всегда есть возможность быстро перейти на отечественное ПО. Форсирование перехода к 2025 году на российские решения станет дополнительным источником стресса для организаций и повлечет большие расходы, поскольку подобного рода шаги требуют серьезных инвестиций. Вероятно, организациям, которым такой переход необходим в соответствии с изменениями в законодательстве, потребуется финансовая помощь государства. Остальным же стоит посоветовать избегать поспешных решений. Тем более, что в активе «Техфорварда» есть ряд сервисов, которые помогут решить проблему импортозамещения ПО. Во-первых, это заказная разработка приложений. Во-вторых, это системная интеграция установленного зарубежного ПО с программными комплексами российской разработки. В-третьих, доработка, поддержка и развитие установленного программного обеспечения зарубежных вендоров. SAP, Microsoft, SalesForce, Oracle и другие производители вместе с ИТ-интеграторами установили и настроили в российских компаниях решения корпоративного класса. Эти системы предстоит поддерживать до момента перехода на ПО отечественного производства.

CNews: Сколько лет потребуется для создания отечественных решений, конкурентоспособных продуктам SAP?

Алеся Выдрич: Доля систем управления предприятием (ERP) от SAP настолько велика, что ни за три года, к 2025 г., ни за пять лет заменить их на отечественные аналоги не получится. Импортозамещение SAP будет очень долгим, на это понадобится 7-10 лет. И даже тогда полностью заменить продукты SAP не удастся, поскольку внедренные на их базе ИТ-решения имеют очень высокую степень проникновения в процессы отечественного бизнеса.

Кроме того, следует понимать, что работа корпорации SAP над системой управления ресурсами предприятия (ERP) началась в далеком 1972 году, с тех пор в разработку и развитие продуктов SAP было инвестировано много времени и средств. У российского программного обеспечения просто нет и не появится такого количества часов наработки и объема инвестиций.

CNews: После ухода иностранных вендоров на российском рынке остались эксперты по решениям, которые сейчас не поддерживаются. Может ли их экспертиза быть полезной в решении задачи импортозамещения?

Алеся Выдрич: Главное, что осталось после ухода иностранных компаний и чем мы можем продолжать пользоваться, — это опыт и наработанная методология. И все это может и должно использоваться при разработке собственных платформ и решений. По этому пути сегодня движутся многие компании, в том числе и «Техфорвард».

Почему особо значимый проект «Надежность» входит в перечень решений по импортозамещению Минцифры и в дорожную карту разработки нового индустриального ПО

CNews: «Северсталь», при участии компании «Техфорвард», разработала платформу «Надежность» для управления процессами техобслуживания и ремонта промышленного оборудования. Почему возникла необходимость в создании ПО?

Алеся Выдрич: У коробочных продуктов других вендоров для автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования не хватало гибкости и функциональных возможностей, чтобы полноценно и с максимальным эффектом поддерживать бизнес-процессы и развитие методологии. Проблему решили с помощью заказной разработки «Надежность». Решение повышает качество интеграции с ИТ-системами и позволяет проводить более глубокую аналитику.

CNews: Как быстро было создано решение и где прошло его тестирование?

Алеся Выдрич: Работа над решением велась поэтапно — модулями. Разработка основных шести модулей до начала продуктивного внедрения заняла 2 года. Сейчас решение внедрено на «Северстали» и уже более года находится в промышленной эксплуатации. Все это время ПАО «Северсталь» активно развивает существующие модули и создает новые. Продукт живет, развивается и становится все более функциональным.

CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее об участии вашей компании и специалистов «Северстали» в создании решения. Как распределялись роли в проекте?

Алеся Выдрич: В работе над проектом участвовали несколько сторон. «Северсталь» предоставило техническое задание и методологию, ему же принадлежат права на объект интеллектуальной собственности. Компания «Северсталь-Инфоком» — дочернее общество ПАО «Северсталь»—аккредитованная ИТ-компания, которая выступала в качестве генерального подрядчика. «Техфорвард» как подрядчик предоставил техническую экспертизу и команду разработки.

Созданное решение показало свою эффективность. Кроме того, стало понятно, что продукт может быть востребован не только компанией, для нужд которой он создавался, но и рынком в целом. Поэтому с начала 2023 года у российских производственных компаний появилась возможность приобрести ПО «Надежность» в качестве коробочного решения.

CNews: Каким производственным компаниям может потребоваться платформа «Надежность»?

Алеся Выдрич: ПО «Надежность» полезно компаниям, которые стремятся сократить риски потерь на производстве, простои оборудования и расходы на его обслуживание, уменьшить негативное влияние на экологию и повысить безопасность. В текущей комплектации ПО можно внедрять в горнодобывающем, металлургическом, машиностроительном секторах. К концу года будет закончена работа над дополнительным модулем, который позволит использовать решение в нефтегазовом, химическом и энергетическом секторах.

Проект «Надежность» входит в ИТ-ландшафт решений по импортозамещению Минцифры, в дорожную карту НИПО (новое индустриальное ПО) наряду с другими проектами ИЦК и утвержден правкомиссией как особо значимый. При этом реализуется он за счет собственных средств ПАО «Северсталь».

Потенциальными заказчиками решения могут быть крупные компании, которые имеют в своем распоряжении много технологического оборудования и стремятся повысить коэффициент его технической готовности и одновременно снизить затраты на ТОиР.

CNews: Сегодня это решение использует не только ПАО «Северсталь», но и третьи стороны. Каким образом эта возможность реализуется на практике?

Алеся Выдрич: ПАО «Северсталь» выступает вендором: продает лицензии на ПО «Надежность» и обеспечивает лицензионную техподдержку, то есть исправляет ошибки, выпускает обновления и новые модули. «Техфорвард» как партнер и интегратор помогает адаптировать ПО и внедрить его у заказчиков, настроить бизнес-процессы, чтобы обеспечить максимальный эффект от использования ПО и методологии.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда