Спектр ментальных образов

или как мы представляем то, о чём читаем. И как это использовать в преподавании иностранных языков

Спектр ментальных образов

Я в канале предобучения курса об Асинхронном микрообучении я писала про принцип мультимедийности, который нужно использовать при оформлении своих материалов. Особенно это важно для тех, кто на спектре ментальных образов находится ближе к афантазии.

Объясняю:

  • Афантазия — невозможность создания ментальных образов. Т.е. люди с афантазией не могут представлять в голове то, что о чём читают/слушают. Таких людей примерно 1-5% населения.
  • Гиперфантазия — способность создавать чрезвычайно яркие мысленные образы. Т.е. люди с гиперфантазией видят в голове все объекты такими же реальным, какие они есть в жизни. Таких людей примерно 2,5% населения.
  • Представьте себе афантазию на шкале максимально слева, а гиперфантазию — на той же шкале максимально справа. Все остальные люди планеты находятся где-то между этими крайностями. Кто-то ближе к левой стороне, кто-то — к правой (изображение на обложке)

Многие люди автоматически представляют себе большинство деталей. Их герои книг, например, могут иметь немного расплывчатые лица, но у них есть волосы, одежда, рост, телосложение, комната вокруг и т. д. Эти люди на спектре ментальных образов находятся ближе к гиперфантазии. Им тяжело смотреть экранизацию книг, которые они читали, потому что актёры не выглядят так, как герои книг выглядели у них в голове.

Лично я, например, на спектре ментальных образов ближе к афантазии. Усилием воли я могу нарисовать в голове что угодно. Но автоматически у моих героев нет ни волос, ни роста, ни одежды, ни пола. Если в книге несколько раз подчёркивается, что у главного героя, скажем, рыжие волосы, то, ок, я буду представлять рыжие волосы. Но вокруг волос в моей голове ничего нет.

При этом у меня, в отличие от тех, кто ближе к гиперфантазии, меньше проблем с быстрым пониманием образных концепций. Тем, кто привык мыслить изображениями, чаще сложно с ходу понять то, что невозможно нарисовать. Я же как раз и использую концепции вместо изображений, поэтому мне легче. Я могу, например, представить структуру всего курса, который создаю, ничего не прописывая и не зарисовывая. И получается системно и логично.

Для таких учеников, как я, принцип мультимедийности особенно важен. Чтобы ученик во время аудирования меньше отвлекался, ему нужно дать какие-то изображения, из которых он сможет строить в голове картину того, о чём слушает. Тогда он больше запомнит.

Начать дискуссию