Слово из трех букв-2
После размещения предыдущей публикации я всерьез увлекся темой триграмматонов в IT. Поэтому сегодняшняя статья будет о тех аббревиатурах, за которыми скрываются классы информационных систем предприятия.
Для того, чтобы разобраться в их многообразии, возьмем условный Челябинский трубопрокатный завод, на котором трудятся условный "Михалыч" (менеджмент) и его трудолюбивый подчиненный "Дулин" (производство).
ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — планирование (управление) ресурсами предприятия.
ERP-систему на предприятии используют в следующих целях:
- идентификация ресурсов организации (предприятия);
- эффективное планирования и управление всеми ресурсами предприятия, которые могут быть использоваться в процессах продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов.
Основная ее задача - автоматизировать процедуры, создающие бизнес-процессы.
На нашем условном заводе внедренная ERP-система используется в качестве "путеводителя" по которому автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда наш менеджер "Михалыч" вводит заказ клиента в систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу покупателя и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара на складе и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.
Может появиться вопрос, а чем тогда ERP-система отличается от EDMS (системы управления документами предприятия, о которой мы поговорим позже)? Отличие вот в чем: в ERP документы создаются не в начале жизненного цикла, а в его конце. EDMS же осуществляет поддержку такого жизненного цикла документов на предприятии в реальном времени.
CRM (англ. Customer relationship management) - управление взаимоотношениями с покупателями (клиентами, заказчиками)
В основе идеи любой CRM-системы - управление активными взаимоотношениями с покупателем. Если встраивать эту идею в концепцию управления бизнесом предприятия - это система организации работы фирмы с ориентировкой на потребности клиента, на более активную и плодотворную работу с клиентом. CRM нацелен на совершенствование продаж товара (услуги), а не на производство.
Основные функции, которые могут быть реализованы в CRM-системах - на картинке ниже.
ECM (Enterprise Content Management) — поддержка единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.
ECM-системы - это комплекс приложений для управления корпоративным контентом, который предназначен для создания единого информационного пространства предприятия.
Основные функции ECM это: ввод данных (сканирование, распознавание, ввод веб-форм...); хранение контента, создание резервных копий; категоризация, разметка контента; поиск и индексация; представление контента пользователю; совместная работа над контентом; контроль доступа; контроль версий; публикация контента; управление бизнес-процессами организации работы с контентом
Наш "Дулин" будет счастлив после внедрения ECM-системы на предприятии - ведь с ее помощью он сможет не только получить нужные ему для производства чертежи и другую конструкторскую документацию, просмотреть информацию из корпоративной базы знаний, восстановить техпроцесс по диалогу с конструктором в корпоративном мессенджере, а еще полюбоваться фотографиями с последнего корпоратива, где было сделано их совместное фото с "Михалычем".
"Но позвольте!", может воскликнуть искушенный и компетентный читатель. "Ведь у нас уже есть такой класс систем, как CMS - система управления контентом. Зачем же мы плодим сущности и порождаем новые классы там, где все уже придумано?"
На первый взгляд может показаться что это примерно одно и то же, но на самом деле под этими аббревиатурами имеют совсем разные вещи. Под CMS обычно подразумевают систему управления сайтом. По сути своей, это движок, позволяющий довольно быстро построить работоспособный сайт и поддерживать его функционирование - редактировать контент, публиковать новости, модерировать дискуссии.
ECM же - это комплекс приложений для управления всевозможным корпоративным контентом и бизнес-процессами. ECM может содержать в себе и корпоративный портал, и корпоративный сайт (вместе с его CMS), и вики, и систему документооборота (о ней - дальше).
HRM (Human Resource Management) - управление персоналом
HRM-системы позволяют решить две основных задачи: упорядочить все учетные и расчетные процессы, связанные с персоналом; и снизить потери, связанные с уходом сотрудников.
Выделяются следующие основные задачи HRM-систем:
- привлечение, удержание и мотивация персонала;
- достижение реализации стратегических целей компании путем декомпозиции их до уровня каждого сотрудника;
- развитие и обучение кадрового потенциала в соответствии с целями компании;
- стратегическое планирование организационных изменений и формирование бюджетов;
- поддержка принятия управленческих решений;
- снижение затрат на осуществление учетных функций в области управления персоналом.
Таким образом, HRM-системы можно, в определенном смысле, назвать «CRM-системами наоборот», привлекающими и удерживающими не покупателей, а собственных сотрудников компаний. Разумеется, методы здесь применяются совершенно иные, но общие подходы схожи. И нашему "Михалычу" такая система пригодится, если он захочет либо удержать "Дулина" от увольнения, либо найти на его место нового квалифицированного специалиста.