Как обезопасить себя от риска получить убыток на маркетплейсе?

Чтобы быть уверенным в том, что вы гарантировано получите хорошую прибыль от продажи товаров на маркетплейсе, очень важно просчитать цифры и понять соотношение расходов к полученной выручке.

Как обезопасить себя от риска получить убыток на маркетплейсе?

С развитием и масштабированием интернет-магазинов появилось много онлайн сервисов, которые рассчитывают юнит-экономику и финансовую модель на основе пяти — десяти параметров. Например: склад отгрузки, категория товара, себестоимость, цена на выходе, схема хранения, количество единиц товара, габариты и система налогообложения. Исходя из этих данных сервисы рассчитывают маржинальность, затраты и потенциальную прибыль. Однако, полученные цифры очень приблизительны и условны.

Для того чтобы знать реальную чистую прибыль и прибыль с вложенного рубля необходимо считать подробную юнит-экономику.

Юнит-экономика представляет собой экономический расчет, который помогает определить прибыльность одной единицы товара (продукта или услуги) и оценить прибыль на один вложенный рубль.

Итак, вы если определились с товаром, с поставщиком и знаете закупочную цену и необходимый объём, то расчет подробной юнит экономики необходимо начинать с закупочной стоимости единицы товара. Если товар закуплен за рубежом, то к закупочной цене на единицу товара необходимо прибавить стоимость доставки до РФ и сопутствующие расходы на таможенное оформление так же в расчёте на единицу товара.

Далее необходимо посчитать подготовительный блок расходов и вывести эти суммы на единицу товара:

  • доставка товара до фулфилмента;

  • услуги фулфилмента (проверка на брак, этикетки, бирки, сортировка и упаковка товара, маркировка, паллетирование и т.д.);

  • фото и видео товара, инфографика;
  • декларирование и сертификация, оформление отказного письма.

Сложив все вышеперечисленные расходы мы получим предварительную себестоимость одной единицы товара, исходя из которой можно формировать розничную цену.

<i>Таб. 1. Расчет предварительной себестоимости на единицу товара</i>
Таб. 1. Расчет предварительной себестоимости на единицу товара

При формировании цены важно учесть скидку маркетплейса в диапазоне (скидки могут быть акционные, сезонные и т.д.), скидку постоянного покупателя и иметь ввиду процент выкупа.

Следующий блок расходов относится непосредственно к самому маркетплейсу. Это комиссия маркетплейса, логистика до ПВЗ, логистика возвратов, хранение. Эту группу расходов так же необходимо рассчитать на единицу товара.

<i>Таб. 2. Расчет цены и расходов маркетплейса на единицу товара</i>
Таб. 2. Расчет цены и расходов маркетплейса на единицу товара

На данном этапе уже можно рассчитать сумму, которая поступит на расчетный счет поставщика от проданной единицы товара, для этого достаточно из цены продажи вычесть расходы маркетплейса.

Из суммы, поступившей на расчетный счет вычитаем комиссию банка и сумму налога (по ставке в зависимости от применяемой системы налогообложения) и получаем выручку после уплаты налога.

На основе вышеперечисленных цифр уже можно считать оперативные показатели по валовой прибыли, маржинальности и рентабельности, а так же ROI (окупаемость вложений в товар) в расчёте на единицу товара.

<i>Таб.3 Расчет выручки и показателей по валовой прибыли, маржинальности, рентабельности, ROI </i>
Таб.3 Расчет выручки и показателей по валовой прибыли, маржинальности, рентабельности, ROI 

В следующем блоке расчета подробной юнит-экономики необходимо исходя из объёма партии посчитать:

  • закупочную стоимость партии с учетом доставки;
  • стоимость упаковки и брендирования партии;

  • стоимость услуг фулфилмента за партию;

  • комиссия маркетплейса с партии;
  • логистика маркетплейса с партии;

  • сумма налога с партии.

А так же выручку исходя из цены продажи и сумму поступлений на расчетный счет от проданной партии товара за вычетом расходов маркетплейса.

<i>Таб. 4. Расчет расходов и поступлений за партию товара</i>
Таб. 4. Расчет расходов и поступлений за партию товара

Каждый предприниматель понимает, что товар сам себя не продаст и маркетплейс всего-лишь площадка для продажи, поэтому товар необходимо продвигать и в данном случае возникают расходы на маркетинг.

Расходы на маркетинг можно закладывать исходя объёмов товара, бюджета поставщика и его амбиций по продвижению товара в топ. Расходы на маркетинг включают в себя расходы на внутреннюю рекламу маркеплейса, внешюю рекламу, продвижение товара через блогеров и т.д.

Так же, разумно будет учесть в расчёте подробной юнит-экономики заработную плату, аренду и другие сопутствующие расходы, возникшие в процессе выхода с данным товаров на маркетплейс.

<i>Таб. 4. Расчет расходов на маркетинг, сопутствующих расходов и чистой прибыли.</i>
Таб. 4. Расчет расходов на маркетинг, сопутствующих расходов и чистой прибыли.

В результате вычитания из валовой прибыли обязательных и сопутствующих расходов, мы получим чистую прибыль за партию.

И если мы чистую прибыль разделим на цену закупки и умножим на 100, то получим чистую прибыль с вложенного рубля.

Таким образом, делая расчет подробной юнит-экономики, вы самостоятельно можете оценить прибыльность вашего проекта.

А делая юнит-экономику вместе с анализом ниши, вы обеспечиваете себе защиту от рисков и успешный старт на маркетплейсе!

Подробно об анализе ниши вы можете прочитать на моём телеграмм-канале, где я так же делюсь опытом и бесплатно предоставляю таблицу для самостоятельного расчета юнит-экономики.

Желаю успехов и больших продаж!

22
Начать дискуссию