Иные пути школьного образования

Учебный год подходит к концу, все в предвкушении лета, но есть те, кто стоит на пути выбора или находиться в раздумьях о том, как его ребенку продолжать обучение. И это я не о подростках, которые оканчивают школу и думают «куда поступать?». Это я о родителях, чьи дети переходят из детского сада в школу или уже поучились в школе и столкнулись с трудностями или даже серьезными проблемами. Часто родители даже не знают, что есть другие пути.

Иные пути школьного образования

Добро пожаловать на мою страницу, меня зовут Голубева Эрика. Я педагог-культуролог, есть еще много разных специализаций, но перечислять долго. У меня двое деток, 4 и 8 лет. Старшая дочь уже третий год на семейной обучении и ни дня не была в школе.

Заранее прошу прощения за возможные ошибки или слишком научную подачу информации. Все-таки я не писатель и не журналист, а ошибки это всего-лишь ошибки, они могут встречаться у кого угодно и никак не влияют на мою экспертность или достоверность предоставляемой мной информации.

О формах образования

Сегодня я хочу поговорить с вами о формах образования детей. В соответствии с законом «об образовании» (ФЗ 273 от 29.12.2012) выделяют пять форм. Три из них в образовательном учреждении (очное, очно-заочное, заочное), как правило, о них знают все родители. Еще две формы вне образовательного учреждения – это семейная форма (для детей до 15 лет) и самообразование (для детей от 15 лет). А еще формы можно комбинировать по своему усмотрению, но об этом мало кто знает, а те кто знают - не говорят.

Иные пути школьного образования

Кратко остановлюсь на первых трех формах и более подробно на последних двух. Затем расскажу, как можно комбинировать или менять формы, что для этого нужно и с какими ситуациями можно столкнуться.

Формы образования в образовательной организации

Как я написала выше, выделяют три формы получения образования в образовательном учреждении – очное, очно-заочное и заочное. Отличительная особенность этих форм заключается в том, что ответственность за полученные ребенком знания, умения, навыки и компетенции несет образовательное учреждение.

Иные пути школьного образования

Очное – это привычное всем традиционное обучение в школе. Ребенок посещает занятия, пишет самостоятельные, проверочные, контрольные работы, сдает промежуточные и итоговые аттестации (такие как, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) и все это происходит в школе или дистанционно.

Очно-заочное

Представляет собой следующий формат, часть занятий или дисциплин ребенок посещает как при очной форме. А часть отдельных тем или целые учебные дисциплины ребенок изучает самостоятельно. Что будет изучаться самостоятельно, решает образовательная организация, она же осуществляет проверку и контроль усвоения всего изученного материала.. Не стоит путать этот формат с индивидуальным обучением, когда ребенок обучается очно, но по индивидуальному расписанию.

Иные пути школьного образования

Заочное обучение

Предполагает полностью самостоятельное изучение дисциплин. Образовательная организация предоставляет доступ к имеющимся у нее материалам – библиотека, лабораторные, открытые занятия. А так же осуществляет проверку и контроль по заданному ею графику. Так же не стоит путать с индивидуальным обучением, хотя в силу различных обстоятельств может практиковаться индивидуально.

В традиционных школах, как правило, очное обучение. Другие формы так же встречаются, но реже. А комбинирование разных форм, как показывает практика, не приветствуется.

Формы образования вне образовательной организации

Вне образовательной организации возможно две формы обучения: семейная и самообразование. По сути это одно и тоже, с небольшой разницей. Семейное образование доступно детям до 15 лет, ответственность за полученные знания, умения, навыки и компетенции несет семья (родители). Форма самообразование доступна детям от 15 лет и всю ответственность несет сам ребенок. Что это значит? Это значит, что до 15 лет, в случае проблем с аттестацией, вопросы будут к родителям, а после 15 к самому ребенку.

Иные пути школьного образования

Немного об аттестации при обучении в формах вне образовательной организации.

В соответствии со ст. 59 ФЗ 273 «Об образовании» обучающиеся на семейной форме обязаны сдавать итоговую аттестацию – в 9 и 11 классах, т. е. тогда, когда по итогу получат аттестат об общем или среднем образовании соответственно. Из этого следует, что сдавать аттестацию каждый год не является обязательной процедурой. Но если родитель решает, чаще для своего спокойствия, сдавать аттестацию ежегодно или чаще/реже, которая к слову называется промежуточной, это регулируется другой статьей.

А именно ст. 58, в ней говориться, что промежуточная аттестация сдается в соответствии с учебным графиком образовательной организации. А учебный график у каждой организации свой и может отличаться. Если аттестация не была сдана, то сначала, дается время на, так называемую, ликвидацию академической задолженности. После дается возможность снова сдать аттестацию и если обучающийся ее не сдал, то обязан продолжить обучение в образовательной организации. В случае если с первого раза сдать не удалось, обучающемуся дается право на две попытки в течении одного календарного года.

Иные пути школьного образования

И, кстати, в законе об образовании нет ни слова о том, что обучающиеся на семейной форме (или форме самообразования) обязаны быть прикреплены к какой-либо образовательной организации или обязаны ежегодно сдавать промежуточную аттестацию. Нет, не обязаны! Такое обязательство есть только при сдаче итоговой аттестации, то есть по окончанию 9 и 11 классов. Все остальное время родители или сам ребенок (если ему уже есть 15) определяет в каком темпе будет проходить обучение, по какой программе оно будет проходить, по какому графику и когда будет сдаваться промежуточная аттестация, и будет ли вообще она сдаваться.

Про комбинирование разных форм

Бывают ситуации, когда, в целом, обучение в традиционной очной форме устраивает всех. Но при этом есть необходимость какую-то дисциплину или несколько изучать углубленно, а может по другой программе. Тогда можно совместить несколько форм обучения. Обычно родители нанимают репетитора по этому предмету или отправляют ребенка учиться в какой-нибудь центр дополнительного образования.

Иные пути школьного образования

А если такой возможности нет, но очень хочется изучать предмет не так, как его преподают в школе?

Можно написать заявление, что данный учебный предмет вы желаете изучать в форме заочно, очно-заочного или семейного обучения. В такой ситуации, школа обязана удовлетворить ваше заявление и предоставить вам график аттестаций. А уроки по этой дисциплине в школе ваш ребенок посещать уже не будет. Но будет приходить на контрольные занятия, в соответствии с предоставленным школой графиком.

Еще есть вариант не ходить на некоторые уроки и предоставлять справку с отметками из другой образовательной организации. Таким правом часто пользуются спортсмены. Они не посещают уроки физкультуры, а приносят справку из спортивной школы и общеобразовательная школа принимая эту справку, выставляет из неё отметки в личную карту школьника. Аналогично поступают с музыкальными или художественными школами. Но здесь есть нюанс, справка должна быть от организации имеющей образовательную лицензию. Так, например, если ваш ребенок изучал какой-либо предмет на онлайн платформе, коих сейчас очень много, то отметки оттуда можно принести в школу, и они будут зачтены. Но только если организация предоставляющая доступ к онлайн платформе имеет образовательную лицензию. Ну и конечно справка должны быть правильно оформлена, это же официальный документ.

Иные пути школьного образования

Так же есть и обратная ситуация, можно находиться на семейной форме, а несколько предметов, по вашему выбору изучать в школе. Но тогда вы будете прикреплены к этой школе и обязаны сдавать промежуточные аттестации по всем предметам. С такой схемы можно начать, если вы задумываетесь о семейной форме, но не уверены, что справитесь. Так можно взять 1-2 предмета, а потом еще 1-2, а потом и полностью перейти на семейную форму обучения.

Сложные ситуации

И последний пункт, который я хотела затронуть сегодня, ситуации, с которыми вы можете столкнуться, если решите сменить или комбинировать разные формы обучения. Конечно, все ситуации предусмотреть не возможно, поэтому я расскажу только о самых популярных.

Первая по популярности ситуация

Школа говорит, что вы не можете комбинировать форму обучения или, что перейдя на семейную форму обучения, вы обязаны остаться прикрепленными к школе. Это может быть ложь по незнанию. К сожалению, сотрудники школ или органов управления образованием, не всегда хорошо знают законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют вопрос форм образования. И часто бывает ситуация, когда на словах они говорят то, что подкрепить ссылкой на законный документ не могут. Поэтому здесь важно самому знать какими документами вы руководствуетесь, тогда вас просто не смогут обмануть.

Иные пути школьного образования

Вторая распространенная ситуация, когда школа или органы управления образованием говорят вам, что вы обязаны быть прикреплены к какой-либо школе и сдавать промежуточную аттестацию. Выход из этой ситуации такой же как и в предыдущей, нужно знать закон и нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы образования в нашей стране.

Третья ситуация

Её часто боятся родители. А вдруг придет проверка в виде сотрудника социальной службы или представителя отдела по делам несовершеннолетних? Такое и правда может случиться, но просто так они не приходят, и уж точно, у них нет никаких плановых проверок, если конечно вы не состоите у них на учете, но это уже другая история. Так вот, если к вам кто-то и пришел у него должен быть официальный документ, протокол или приказ о проверке, имеющий данные организации, которая документ составила. А так же подпись ответственного лица и, конечно же, печать этой организации. И это должен быть оригинал на бумажном носители. Никаких копий (если она не заверена подписью и печатью), фото или сканов. Вот они пришли, документ показали, вы с ним ознакомились, желательно на пороге вашего дома, ибо пускать в свой дом вы никого не обязаны (ст. 25 конституции РФ), а далее вы можете дать устное разъяснение по возникшему вопросу или договориться о визите в данную организацию для предоставления необходимой информации. Здесь важно знать, в чем вас обвиняют, потому что без обвинений проверки не приходят.

Иные пути школьного образования

Ну и напоследок, ситуация, когда школа отказывается прикреплять вас для прохождения аттестации, ссылаясь на то, что они не работают с обучающимися на семейной форме или форме самообразования. Если школа аккредитована и имеет образовательную лицензию, то отказать в проведении промежуточной или итоговой аттестации она не может. Отказ будет являться нарушением закона об образовании и нарушением права вашего ребенка на получение образования. Здесь необходимо получить письменный отказ от школы и отправиться с ним в органы управления образованием.

Надеюсь, что информация в статье была полезна для вас. Заранее прошу прощения за возможные ошибки или слишком научную подачу информации. А если вы хотите узнать больше о данной теме, я приглашаю присоединиться вас к моему телеграм каналу, ВК сообществу, где я планирую регулярно делиться интересными материалами по данной теме и актуальными новостями. Вы также можете подписаться на мои социальные сети, ВК или запрещенная соц.сеть, чтобы быть в курсе последних обновлений и взаимодействовать со мной лично.

И в завершении. В ближайшее время я планирую выпустить серию вебинаров посвященных семейному образованию. Если вам интересна данная тема, пишите мне и я расскажу подробнее.

66
16 комментариев

Спасибо!

Ответить

Надеюсь материал был полезен

1
Ответить

Я на самообразовании с 10 класса(сейчас заканчиваю 11). Хочу сказать что важно чтобы ребенок общался физически с друзьями и учителями, также нужно вводить привычку заниматься спортом, желательно ежедневно, контролировать его обучение но не доставать с вопросами каждый час, придерживаться графика. В общем для родителя больше гемора, для ребенка лишний стресс, особенно в период сдачи аттестации, в моем случае я не знал к чему конкретно готовится, мне сказали что я должен знать половину учебника в 1 семестр ,что нереально, учитывая что могут дать совершенно любой пример, а знать такие половины нужно по каждому предмету. Благо я все сдал и сейчас готовлюсь к экзаменам. Вывод - если ваш ребенок не способен к самоконтролю, у него нет мотивации учится, и он боится одиночества то не стоит переходить на домашнее обучение. Мое мнение может быть ошибочным, буду рад ответить на любые вопросы про семейное обучение.

Ответить

для некоторых детей большой стресс на учёбе - это коллектив. Есть дети, которые видеть не могут свой класс и там очень некомфортно. О какой тогда нормальной учёбе может идти речь? Сложнее всего, когда у ребёнка просто желания учится нет и ему ничего не нравится, в таком случае особого толка от обоих систем образования не будет

1
Ответить

Благодарю за проявленный интерес. Согласна, что важен живой контакт с друзьями и учителями. Да и многие родители согласятся, поэтому распространено мнение, что дети на семейной форме не социализированы. Но это не так. Проблемы с социализацией встречаются и при обучении в школе.
При выборе формы обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности. Тоже касается и выбора программы. Семейная форма имеет свои плюсы и минусы, и она подходит не всем, как и школа.
Нужно выстраивать график обучения, аттестаций и отдыха ребенка таким образом, чтобы ребенок не терял мотивации и интереса к учебе. В первое время, конечно, от родителей и ребенка требуется много терпения. Но со временем, когда процесс отлажен, всем комфортно и никто не страдает.

1
Ответить

Вы абсолютно правы! Очень жестоко доверять ребенку процесс обучения. Даже если он сильно любит учиться, он же не знает, с какой стороны подойти, какие есть хитрости в экзаменах и тд. Не зря же в школах есть учителя. Уж лучше это дело доверить проверенным людям. Например, в случае с СО, онлайн-школе

Ответить

У Вас в тексте большая логическая ошибка. Согласно ФЗ есть две формы получения образования: в образовательной организации (очная, очно-заочная, заочная) и вне образовательной организации (семейная и самообразование). В рамках одного учебного плана не возможно сочетать эти две формы. Ребенок либо учится по УП (уч план) в ОО (обр орг), либо вне ОО. Следовательно, получаю образование в ОО ребенок не может выбрать отдельный предмет на семейную форму, только на заочную. В таком случае обучение из очного станет очно-заочным. И нужно четко понимать, что по согласно конституции получение основного общего образования это обязанность гражданина, ответственность за это лежит на родителях. Подтверждением этому является аттестат об основном общем образовании, который можно получить только в ОО имеющей лицензиею. Единственное, что можно добавить, что находясь на семейной форме, родитель обязан проходить аттестацию, но может проходить не каждый год, а за уровень образования (начальная или основная школа).
Для научности статьи не хватает ссылки на НПА и всякие рекомендации министерства. Скорее всего этого вы не найдете, потому что это регулируются либо регионом, либо НПА каждой конкретной школы

Ответить