Боль предпринимателя. История одного маленького необычного бизнеса
Однажды, это должно было произойти. Я приняла решение о закрытии бизнеса и провожу финальную распродажу товара.
Но сначала давайте чуток расскажу предысторию.
По своему основному образованию, я психолог (магистратура с отличием). А все мои места работы так или иначе связаны с обучением, тренингами и HR. Однако в какой-то момент, я решила развернуть свою жизнь и стать предпринимателем. При этом продавать не свои консультации, а товар. Неожиданный ход, да?
Все началось с моей поездки в Европу и покупки первой менструальной чаши где-то 7 лет назад. Лучшая подруга коротко сказала: «Будешь в Европе – купи». Так, я купила свою первую менструальную чашу в обычной аптеке в Италии, и помню свои первые мысли после использования…
Уау, как это круто. Это настолько здорово экономит бюджет на тампоны и прокладки. С ней можно ходить в спортзал, на танцы, на йогу и даже в бассейн. Почему же в России так мало кто про существование менструальных чаш знает?"
Я помню, что спросила в соц. сетях, кому из подруг привезти чашечку из следующей поездки и на удивление откликов отказалось так много, что я поняла, что тут можно делать бизнес, ниша не занята. Тогда мне сильно помог мой партнер, благодаря ему, я съездила в Италию и лично познакомилась с производителем чаш — Микелем и его заводом по производству эко-косметики и менструальных чаш Natu.
И закупила первую партию товара и сделала под это сайт на Wordpress. Продажи были, но совсем в небольшом количестве, и что с этим делать, я не очень понимала.
Пока однажды не наткнулась на другую девушку, которая решила продать свой бизнес по этой же теме и мне повезло купить у нее за совершенно адекватные деньги. Я даже не сразу поверила в свою удачу, но теперь я стала владельцем сайта на гораздо более удобной платформе insales и теперь у меня появились очень разные бренды, в том числе, она дала контакты всех своих продавцов в Китае.
Кстати, сначала я думала китайское направление чаш прикрыть, однако, она посоветовала мне не торопиться. И действительно, поскольку цена на китайские чаши в разы меньше, а функционал вполне рабочий, то львиную часть продаж составили именно чаши китайского производства. Хотя тут все равно остается вопрос качества, как ни крути, по тактильным ощущениям все- таки европейские чаши совсем другие и для кого-то это тоже важно.
Что было дальше?
Продажи стремительно пошли вверх и на следующий год, я поехала знакомиться и общаться с немецким производителем чаш Meluna – Фрэнком, у которого отдельный завод именно по производству менструальных чаш.
Мы подписали контракт, правда в этом случае, я не единственный дистрибьютер, на наш российский рынок чуть раньше меня зашли другие ребята. Но именно то, что в России бренд Meluna на слуху, позволило легко организовать сбыт этих чаш.
Кстати, менструальные чаши Meluna самые разнообразные по размеру, цвету, дизайну и функционалу среди всех брендов, которые я когда-либо встречала.
Несколько лет продажи легко шли практически без моего участия, я взяла в команду маркетолога, копирайтера и дизайнера и даже засняла несколько роликов на Youtube.
Однако надо понимать, что ниша данных гигиенических средств достаточно узкая и сильно масштабироваться и делать большой объем продаж оказалось непросто. Плюс компании-конкуренты вышли на маркет-плейсы Озон и WB и продажи с сайта серьезно просели.
Про выход на маркетплейсы Ozon и WB
Конечно, я решила так просто не отступаться и тоже выйти на WB и Озон.
В Казани есть компании, которые помогают предпринимателям выходит на маркет-плейсы и это с одной стороны очень круто, а с другой стороны, примерно через полгода поддержка прекращается, и ты все осваиваешь с нуля сам, если готов к этому.
Надо сказать, что я поленилась пройти какие-то дополнительные курсы по обучению для продавцов на маркетплейсах (возможно, потому что основные мои потребности в размещении были закрыты), но правда в том, что если ты хочешь быть в топе на этих площадках – готовь рекламный бюджет для продвижения плюс совершай кучу разных действий, включая самовыкупы, участие в разных акциях и т. д.
Честно, эта идея совсем не зажигала меня. К тому же я уже была занята другими проектами в своей профессиональной среде развития как HRD в IT компании.
Я попробовала делегировать эту задачу, но исполнитель, которого я нашла, оказался недостаточно компетентен, а обращаться к агентству я была не готова. И собственно, в тот момент уже начала думать про закрытие бизнеса.
Про опыт с таможней
К этому подтолкнула история с таможней, когда в 2020 году начались сложности с оплатой пошлины и сумма начала стартовать с 200 евро с каждой посылки. И проблема была даже не с тем, чтобы оплатить, а с самой процедурой растаможки, оформлением нужных бумаг, временем и нервами для этого процесса. Так, пока я растаможивала одну из партий, посылка успела уйти обратно в Германию, хотя я полностью оплатила все таможенные сборы и пошлины. Думаете, мне их вернули? Конечно, нет. Вы можете представить себе мои эмоции по этому поводу.
Сейчас, к счастью, сняли ограничение и можно без пошлины ввозить товар до 1000 евро, и этот закон действует по крайне мере до 1 окт. 2023г.
Про неожиданности и уроки предпринимателя
Удивительная ситуация произошла в прошлом году, в связи с началом всем известных событий, в марте весь товар раскупили практически подчистую, как у меня, так и у конкурентов. И даже отдельные люди обращались с просьбой «купить прямо сегодня большую партию», а больших запасов на тот момент, у меня, конечно, не было. И это тоже было хорошим уроком.
Предприниматель в России никогда не знает, когда сможет хорошо заработать, а когда все потерять.
Но благодаря этой ситуации, я продолжила вести этот бизнес.
В этом году, я окончательно поняла, что нужно «отпускать свое детище». Это сделать психологически непросто, но я очень благодарна этому опыту, так как на своей шкуре, поняла, что значит нести ответственность за развитие своего бизнеса, за зарплату сотрудникам вовремя, за маркетинг (его наличие /отсутствие) и как следствие, прибыль и результаты бизнеса.
Поэтому появилась эта статья, моя первая на vc. ru, где я решила поделиться своим где-то успешным, а где-то не очень, предпринимательским опытом.
Я по-прежнему, верю в свою продукт, и сама пользуюсь менструальной чашей все эти 7 лет и буду продолжать пользоваться.
Если кто-то готов «выкупить бизнес» за небольшие деньги и продолжать его растить и развивать, то с удовольствием готова к общению. Для меня важно, чтобы у женщин в России все-таки был выбор среди средств гигиены.
Обо всех подводных камнях, как смогла, я рассказала в этой статье.
Если есть вопросы, буду рада знакомств и общению в телеграм
Лайк за маркетинговый ход. Кто не в курсе этот метод и слезы про закрытие фирмы уже давно ходит...
Один из примеров санлайт, который закрывается уже несколько лет
7/10
Добрый день, Павел, что именно 7/10, насколько понравилась статья? )
Лучше было 10/10, но, как говорится - лучше чем ничего.😎
В статье кроме эмоций было бы неплохо раскрыть циферки. Выручку по годам, затраты, маржинальность и тд. А то кроме вашей усталости от бизнеса честно говоря не совсем ясно, почему избавляетесь...
Согласна с вами, но наверное это уже в личку тому, кому это интересно, наверное не готова делиться цифрами на столь широкую аудиторию. Спасибо за коммент.