Краткое руководство по Mocap-анимации для «чайников»

Пора разобраться, что это за чудо костюмы, сложно ли с ними работать и где в России уже доступны такие технологии.

Mocap (также известный как motion capture) — технология отслеживания движений человека и перевода их на CGI-персонажей. В прошлом захват движения использовался только в крупных высококлассных постановках из-за дороговизны технологии.Помните кадры со съемок легендарного «Аватара» с актерами в непонятных костюмах? Это и есть та самая mocap-технология, которая навсегда изменила мир анимации.

С появлением нового, более доступного оборудования и программного обеспечения mocap стал популярен среди разработчиков видеоигр, создателей короткометражных фильмов, рекламных компаний и даже блогеров. Это уже не история про голливудское кино, это реальность, которая теперь доступна не только Джеймсу Кэмерону.

Почему те, кто работают с технологией VR, любят Mocap?

Вы когда-нибудь боролись с длительными анимационными съемками, делая кадры всех ключевых поз героя? И это ерунда, по сравнению с кадрами промежуточными, которые действительно способны высосать вашу душу. Захват движения дает свободный пропуск как к подготовительной работе, так и к детальной анимации. Кадр, на анимирование которого вручную ушли бы недели, может быть записан за считанные минуты с помощью одного дубля mocap.

Если вас пугает работа с анимационными короткометражками, потому-что это на анимирование каждого персонажа можно потратить пол жизни, то использование mocap-костюмов может запросто вернуть вам творческую свободу. Как говорит Ян Хьюберт, режисер фантастического веб-сериала Dynamo Dream:

«Я мог потратить на анимирование двухсекундного кадра целую неделю, и все равно это выглядело бы не достаточно хорошо. С помощью mocap мы записали это всего за 15 минут.»

Ян Хьюберт теперь быстро анимирует своих фоновых персонажей, надевая мокап-костюм и записывая анимацию прямо в Blender.
Ян Хьюберт теперь быстро анимирует своих фоновых персонажей, надевая мокап-костюм и записывая анимацию прямо в Blender.

Основной тип технологии захвата движения, используемый сегодня, называется «инерционный mocap». Это когда актер-человек (или вы сами) надевает mocap-костюм, который точно передает ваши движения 3D-персонажу. До этого применяли технологию оптического mocap, которая требовала гораздо больше времени для обработки, чем новая инерционная технология. Благодаря современным разработкам mocap стал доступным в использовании и быстрым в настройке, что значительно ускоряет рабочий процесс студии и сроки анимации.

В зависимости от проекта вам может понадобиться несколько типов mocap. Например:

  • Анимация лица производится с помощью специального приложения на iPhone
  • Захват движения тела осуществляется с помощью mocap-костюмов
  • Движение пальцев может быть записано с помощью mocap-перчаток

Раньше для захвата движений всего тела требовался неудобный костюм, с целой кучей проводов и датчиков. Сейчас же технологии усовершенствовали до невероятного уровня. Например, инерционный костюм Rokoko Smartsuit Pro II – это беспроводная система захвата движения всего тела, которая не требует внешней системы слежения за камерой и специального помещения. То есть вы можете снимать своего виртуального персонажа буквально в любом месте.

Mocap-костюм Rokoko Smartsuit Pro II 
Mocap-костюм Rokoko Smartsuit Pro II 

В России именно такой костюм используется в компании TDS. И здесь вам не просто предоставят mocap-костюм в аренду, а создадут для вас уникального 3D-персонажа, анимируют его в real-time и помогут снять в виртуальной или реальной среде.

Как mocap используется при разработке игр?

Игры требуют огромного количества отдельных активов. Помимо огромного количества 3D-моделей персонажей, необходимо создать зацикленные анимационные действия для каждого из них. Хотя некоторые анимационные данные могут быть перенаправлены, успех сильно зависит от качества 3D-модели и пропорций персонажа.

Кадр из игры "Praey for the Gods"
Кадр из игры "Praey for the Gods"

Mocap же предлагает способ захвата уникальных движений для каждого героя за считанные минуты, повышая общее качество игры без потери сотен часов. Именно через это прошел Брайан Парнелл из No Matter Studios, работая над своей инди-игрой «Praey for the Gods», которая стала очень успешной.

В игровой индустрии, если позволяет бюджет, команда обычно нанимает mocap-актеров, которые имеют опыт в боевых искусствах и движениях. Это придает персонажам реалистичность, недостижимую в других случаях, как, например, мокап-перформанс Эрика Якобуса для Кратоса в God of War.

Использование mocap в прямом эфире

Инструменты захвата движения достигли такого высокого качества, что их можно использовать в прямом эфире. Это стало доступно не только крупным тв-проектам, шоу, но и блогерам, ведущим стримы в соцсетях.

TV

В 2022 году телеканал Fox восхитил своих зрителей новой интерпретацией шоу талантов благодаря технологиям motion capture и AR. Шоу «Alter Ego» было не обычным конкурсом певцов. Реалити-шоу, спродюсированное компанией Lulu, было с изюминкой — все участники были AR-аватарами.

Кадр из шоу «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D5wmsyPsny3s&postId=695525" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Alter Ego</a>» от телеканала Fox
Кадр из шоу «Alter Ego» от телеканала Fox

Судьи в лице 5-ти знаменитостей и аудитория в 200 человек наблюдали за живыми выступлениями аватаров дополненной реальности на студийных мониторах. В то же время человеческие двойники аватаров обеспечивали выступление с помощью полного захвата движения из-за кулис.

Mocap-технология и маркетинг

Не сложно догадаться, что сферу рекламы и маркетинга технология захвата движения не обошла стороной. Сколько рекламных роликов снято с использованием mocap? Здесь точно не будет точных чисел! Ведь их количество зависит лишь от границ человеческой фантазии.

Креативный ролик можно снять даже для рекламы пальто, что с успехом доказала компания Method Studios. Креативный директор DoClasse Кодзи Хокари обратился в Method Studios с просьбой помочь создать ролик, демонстрирующий их волшебное термопальто, которое греет как пух без пуховика! Режиссер Джон Нурландер и команда Method воплотили в жизнь начальные кадры в стиле персонажей, используя технологию захвата движения. CG-персонажи были созданы в сотрудничестве с хореографом Тришей Мирандой и танцорами Джессикой Кастро и Натали Сантьяго в студии захвата движения Silver Spoon. Модель живого действия была снята на сцене в Токио. Процесс съемок вы можете увидеть здесь, на эти кадры стоит отратить пару минут.

VTubing

Vtubing — это «Virtual Youtubing». Впервые он был популяризирован в Японии, где люди начали использовать 3D-персонажей аниме в качестве аватаров во время своих прямых трансляций.

Virtual Youtubing
Virtual Youtubing

В настоящее время Vtubing становится культовым течением, к которому присоединяются такие геймеры, как PewdiePie. Влиятельные люди используют костюмы mocap и систему распознавания лиц для создания своих 3D-аватаров.

И всё это далеко не предел возможностей технологии Motion Capture.

Mocap используют в медицине, спортивных разработках, для создания учебных пособий и съемок музыкальных клипов (даже не вылезая из кровати). Уже появились школы и университеты, которые предлагают анимацию mocap в качестве предмета. Существует множество курсов, от лекций по работе в Blender, до семинаров по актерскому мастерству для съемок в mocap-костюмах. Кто знает, может уже в следующем году рейтинг самых престижных профессий возглавит 3D-аниматор? Идём учиться?

44
Начать дискуссию