Интеграционные шины: заместить нельзя помиловать?

Что дает бизнесу замена интеграционного решения и появились ли на ESB-рынке достойные российские альтернативы? Обсудили с архитектором YWIS Олегом Никитаевым.

Интеграционные шины: заместить нельзя помиловать?

ESB-шины – это одна из наиболее «импортозависимых» составляющих ИТ-инфраструктуры для многих российских компаний.

До недавнего времени рынок был заполнен шинами от зарубежных вендоров (SAP PO/PI, SAPCPI, Oracle Service Bus, IBM Websphere, ESB BizTalk).

Потом случился 2022 год.

Как сейчас дела у клиентов, оставшихся без поддержки? Могут ли они в полной мере пользоваться зарубежными интеграционными решениями?

Многим российским клиентам уже обрубили доступ к клауду. Пользователей условно заблокировали: интеграция работает, но вносить в нее изменения уже нельзя.

Компании, которые пользовались только наземными решениями, в принципе, продолжают работать. Но и они начали сталкиваться с некоторыми сложностями. Например, невозможность заводить новых пользователей в систему.

Что происходит на рынке российских ESB-решений? Какие тренды наблюдаются?

До февраля 2022-го года, решения от российских вендоров существовали, но особым спросом не пользовались. Чаще всего их разрабатывали в крупных корпорациях для внутреннего использования.

У некоторых производителей ПО тоже были свои шины. Но и они не выдерживали конкуренции с продуктами от западных производителей.

За год ситуация изменилась кардинально. У отечественных разработчиков начали появляться заказы. Появились деньги на развитие продукта. Произошел качественный скачок вверх.

А насколько конкурентоспособны отечественные продукты?

Вопрос в удобстве и сложности разработок интеграционных взаимодействий.

До 2022 года российские решения часто было сложнее поддерживать и дорабатывать.

Но сейчас ситуация меняется, многие отечественные производители ПО начали брать в качестве примере иностранные аналоги и делать процесс реализации интеграционных потоков похожим на них.

Сейчас реализация интеграций систем с помощью российских решений, скорее всего, потребует больше времени и будет чуть более сложной с точки зрения поддержки, мониторинга и развития.

Но тенденция идет к тому, что в будущем все сравняется и отечественные продукты будут +- настолько же удобные, как и западные варианты.

Интеграционные шины: заместить нельзя помиловать?

А есть ли какие-то преимущества у российских шин, кроме «импортонезависимости»?

Если сравнивать продукты от западных вендоров и российские аналоги, отечественные варианты, как правило, дешевле.

Второй момент – российские продукты активно развиваются на стороне компании-производителя.

Чаще всего, во время внедрения происходит довольно плотное взаимодействие между проектной командой и разработчиками со стороны производителя. Если у клиента появляются новые функциональные пожелания, вендоры стараются идти навстречу и оперативно их реализовывать.

При этом, например, когда речь шла о SAP, доработки для даже очень нужного функционала могли занимать годы.

Какие российские ESB-решения лидируют на рынке?

Я бы выделил самые ходовые продукты от крупнейших разработчиков: 1C, Factor-ESB, Datareon, Entaxy, Атом.Мост, ArenaData, UseTech.

На что ориентироваться при выборе интеграционного решения для миграции?

Если речь идет о внедрении в крупную корпорацию, нужно обращать внимание на стабильность системы, возможность масштабируемости, производительность шины.

Также важный фактор для многих компаний, особенно госкорпораций, – защита от информационных атак и утечек. Ведь в шине прогружаются все данные, в том числе и уязвимые.

Обращают внимание обычно и на системы, которые собираются интегрировать между собой. Есть различная специфика интеграций, разные шины по-разному успешно дружат с этими системами.

Некоторые клиенты так же учитывают наличие у них собственной внутренней экспертизы по интеграционным разработкам, стараясь выбирать похожее решение, чтобы минимизировать затраты на переобучение разработчиков.

Как организовать процесс миграции на новую шину, чтобы он прошел максимально безболезненно для команды клиента?

Поделюсь опытом YWIS.

Мы изначально проводим интеграционное исследование, собираем все требования по безопасности, масштабируемости, отказоустойчивости, и на основе анализа и финансовых пожеланий клиента мы уже подбираем интеграционное решение.

Мы можем внедрять шину самостоятельно или совместно с консультантами по интеграции от клиента.

Второй вариант – оптимальный, потому что в итоге в компании остаются сотрудники с экспертизой в новом решении и есть центр компетенций для дальнейшей самостоятельной поддержки и развития.

А от чего зависят сроки и бюджет внедрения ESB-шины?

От размера бизнеса с точки зрения сложности интеграции, количества интеграционных потоков.

В небольшой компании, в которой, скажем, 10 систем, обменивающихся данными между собой, будут одни трудозатраты.

В компании с сотней систем при переезде придется перенастраивать каждый интеграционный поток. Соответственно, внедрение займет больше времени.

Тут еще такой момент, что в различных компаниях к интеграционным шинам относится по-разному.

В некоторых компаниях – это совершенно техническая история. Она просто предназначена для того, чтобы данные как можно быстрее и надежнее прогружать между системами. Тогда в шину стараются закладывать минимум логики.

Некоторые компании, наоборот, закладывают в шину довольно много логики обогащению данных.

От него тоже сильно зависит сложность проекта, потому что оно дело – перевести какой-то простой поток, который меняет формат данных, а другое – перезаложить всю сложную логику в новую систему.

22
Начать дискуссию