5 шагов к сильному продукту: как запустить свой обучающий курс?

5 шагов к сильному продукту: как запустить свой обучающий курс?

Мы «Кафедра Goodline» — школа цифровых профессий из Сибири. Разрабатываем курсы по ИТ-специальностям, обучаем жителей Кузбасса новым навыкам, помогаем новичкам со стартом в ИТ.

Начали свою работу в 2016 году как социальный проект, учили бесплатно студентов ВУЗов IT-профессиям, нашими инвесторами были работодатели Кузбасса, которым не хватало квалифицированных кадров, мы закрывали их потребность. Но спустя время нам стало интересно выстраивать коммерческие образовательные услуги для взрослых.

Мы небольшие, но гордые. За 7 лет мы выпустили 415 человек, 35% выпускников (145 чел) были трудоустроены в Сбер, Яндекс, VK, Lamoda, GeekBrains, в команду к Александре Митрошиной, Тинькофф, Атвинта, Goodline, Софт Инжиниринг.

Сегодня хотим поделиться своим опытом с теми, кто задумывается об открытии своей школы, курсов или чего-то ещё в сфере образования. Всё основывается на реальных событиях, опыте, кейсах и фейлах. Но сразу спойлер: всё реально.

5 шагов
к созданию своего продукта
  1. Поймите свою ценность и упакуйте её в продукт

На старте мы решаем, что можем дать этому миру, что мы умеем и чем полезны людям. Решение «что продавать» находится где-то на пересечении трёх множеств:

1. Что мы умеем делать и у нас есть достаточно на это ресурсов;

2. Что мы способны повторять неоднократно;

3. Что нужно людям и закрывает их боли.

Мы умели делать курсы, но «делать курсы» и «быть онлайн школой IT-профессий» – разные вещи. В итоге нам пришлось разобраться с упаковкой продукта, маркетингом, продажами. И всё это многократно по кругу. Каждый раз оборачиваемся, проводим ретро, усиливаем продукт и процессы.

Опытным путём мы пришли к тому, что нам оптимально продавать курсы.

У нас есть дружба с IT-компаниями, мы понимаем запросы рынка, знаем, где взять экспертов и куду трудоустроить наших студентов.

Мы умеем упаковывать экспертный материал в учебный.

У нас выстроена экосистема, где мы связываем работодателей, преподавателей, методистов и студентов и соискателей. У нас настроено сотрудничество с экспертами, которые уже выросли и готовы делиться знаниями, мы даём им инструмент, благодаря которому они могут себя показать, найти признание своих знаний, для них это важно. Нам удалось собрать крутую команду: 3 кандидата наук, скилловые методисты.

Возможно, ваше решение будет иным, вы захотите развивать экспертный блог или зарабатывать на рекламных интеграциях и индивидуальных консультациях? А возможно, вы решите снять обучающий видеосериал. Это тоже нормально. Поэтому в первую очередь определяемся с продуктом!

Определяясь с продуктом, ответьте на вопросы:

- Что мы умеем делать хорошо?

- Что мы можем делать многократно без потери качества?

- Какие потребности и боли людей мы можем решить своим продуктом?

- Какими ресурсами мы располагаем?

- Где мы будем брать бюджет на реализацию?

2. Определитесь со своей миссией

Ваша команда, ваш продукт и ваши клиенты объединены чем-то большим, чем рыночные отношения – это смыслы и ценности. Здорово сформулировать миссию, на которую вы сможете опираться при подборе сотрудников, генерации оферов или презентации своего продукта.

Мы сформулировали миссию нашей школы так: хотим, чтобы жители регионов с помощью лучших образовательных практик и партнерства с IT-компаниями смогли найти свою профессию в цифровом мире!

Уже отталкиваясь от своей миссии мы разработали несколько классных продуктов: Основы видеоигр на Unity, Основы компьютерного зрения, Разработка без кода, Управления IT-продуктом, Основы программирования C#, Основы 1С программирования, PHP-разработка с нуля, Основы PL/SOL для разработчиков, Базы данных, Программная инженерия, Основы программирования на Java, Основы системного анализа, Основы тестирования, Основы интернет-маркетинга, Основы управления проектами.

Проанализируйте миссии и ценности конкурентов, отберите те, которые откликаются вам больше всего.

Есть такая формула: Что мы делаем? Почему мы это делаем? (Опционально) Для кого мы это делаем? (Кто наш клиент) Как мы это делаем? (Наш уникальный подход) . Её можно заполнить разными способами: собрать рабочую группу, провести генерацию, а потом выбрать вариант, который вам подходит.

3. Определитесь с целевыми аудиториями. Кому вы будете продавать свой продукт?

Когда мы были социальным проектом, нам было проще работать со студентами. Нам не нужно было много денег на продвижение и привлечение. Но у нас была проблема — низкая доходимость, низкая заинтересованность работодателей в наших выпускниках, всё это из-за того, что у студентов не было ответственности перед бесплатным продуктом.

К нам пришёл запрос извне – у наших выпускников должна быть высокая мотивация и высокая трудовая дисциплина. (это важно для IT-компаний, которые хотели вырастить себе специалистов с помощью нас) .

Совместно с IT-компаниями, которые испытывали дефицит кадров, мы начали работать над новым продуктом. Исходя из запросов компаний мы поняли, что нам нужны сосредоточиться на взрослой аудитории. Разработали обучение для новой аудитории, использовали маркетинговые инструменты, привлекли свою ЦА.

Проект стрельнул, были хорошие результаты. Получили 199 заявок, отобрали 82 студента через тестовые задания, итоговое собеседование прошли 50 человек. По итогу обучения 20 человек были приглашены на стажировку, а 17 получили работу. Поэтому мы решили, что начнём делать курсы для взрослых людей, которые хотят сменить профессию, так и вырисовывалась наша ЦА.

Целевых аудиторий может быть больше одной.

Это нормально. Нужно начать с анализа конкурентов, там и обитает наша первоначальная ЦА.

4. Работа над продуктом – это непрерывное повышение его качества.

Чтобы ваш продукт захотели купить, а потом возвращались за ним снова и снова, вы должны предложить покупателям уникальное и качественное обучение за реальные деньги. Работа над продуктом должна быть постоянной.

К примеру, мы решили, что это будут онлайн-курсы по программированию. Мы качественно проработали всю экосистему продукта: выбрали платформу, куда он будет загружен, сделали чаты, обучили тьюторов, чтобы они создавали нужную учебную атмосферу на курсе. Но что нам ещё важно?

Формат. Мы решили, что наше обучение будет состоять из теории и практики. Информации много, но применять ее нужно уметь уже сразу. У нас есть разбор ДЗ, две контрольные точки: демо-день, где потенциальные работодатели смотрят на выполненные задания, студенты делают презентацию своих навыков, вторая точка — итоговая работа, где ребята уже подтверждают свои знания. В самом процессе обучения мы делаем упор на то, чтобы эксперты и студенты постоянно находились в контакте. Преподаватели вовлекают студентов, делают разбор домашних заданий, проводят консультации.

Длительность. Опытным путём мы поняли, что оптимальная длительность обучения 3 месяца. Это реальный срок, чтобы студенту хватило мотивации дойти курс до конца.

Расписание. Мы разработали план обучения так, чтобы студенты могли учиться без отрыва от работы/учёбы/семьи. Вечерние занятия и занятия выходного дня. Для той ЦА, которая покупает у нас курсы – это очень важно.

Преподаватели. Для нас важно, чтобы наши преподаватели дали студентам прочный фундамент знаний. А также мы хотим, чтобы студенты были сразу «в теме», понимали, как в реальности идут дела с задачами, как работать с техническими заданиями, поэтому мы охотно привлекаем экспертов отрасли к учебному процессу. Но крутые эксперты – это далеко не всегда те люди, которые умеют преподавать. Наша команда разработала уникальные методические материалы, которые помогают эксперту войти в роль преподавателя и провести эффективные занятия.

Работайте с командой итерациями.

Цели достигать проще короткими перебежками. Назначьте с командой ежедневные встречи, где будете обсуждать вопросы: маркетинг, СММ, продукт, продажи.

Важно видеть реальную скорость вашего продвижения, поэтому чекаться с командой нужно часто, чтобы наглядно видеть проблемы и быстро их устранять.

Используйте трекеры задач, очень удобен Kaiten:

5. Вау-фишки. Выходите за рамки привычного

Мы поняли, что нам нужно создавать вау-эффект на всех этапах взаимодействия со студентами, чтобы укоренить в их сознании то, что мы очень сервисная школа, которая действительно думает об удобстве обучения.

  • Мы обучаем не только хард-скиллам, но и даём блок по софт-скиллам на наших курсах: Основы публичного выступления, Культура коммуникаций в IT-компании, Базовые управленческие навыки, Продуктовый подход в компании, Инструменты командной работы разработчиков, Управление временем и планирование работ, Роли в команде разработке, agile методики, Путь стартапера. Это не обязательные для посещения занятия, их мы проводим в нашем офисе. Посещаемость таких занятий 90%. Для ребят это классная возможность нетворкинга, поговорить с экспертами, увидеть условия работы в офисе, потренировать софт-скиллы и осознать их важность.

  • Мы прошли аккредитацию и можем выдавать диплом. Для многих важно иметь официальное подтверждение своих навыков – мы это даём.

  • У нас есть Центр карьер для трудоустройства наших выпускников.

  • Индивидуально подходим к каждому студенту, пытаемся сделать его обучение комфортным. Кому-то бывает тяжело даются занятия, тогда мы идём навстречу, назначаем дополнительные консультации с экспертами, пытаемся поддержать студента, чтобы он смог дойти до конца.

Поймите, чем вы можете отличаться от конкурентов, усильте это и показывайте как своё преимущество.

Статистика по курсам за последние 3 года, говорит о том, что мы движемся в правильном направлении:

5 шагов к сильному продукту: как запустить свой обучающий курс?

Все шаги, которые мы сегодня прописали – это база, на которую уже можно накладывать своё видение. Мы и дальше развиваемся и масштабируем свои проекты. Сейчас у нас в запуске две большие траектории.

Траектории – это линейка из 3 продуктов, которые в совокупности дают знания по одной специальности. Если пройти все 3 курса из траектории, то можно получить диплом о профессиональной переподготовке, который ценится работодателями. Мы неспроста организовали такой формат обучения, проанализировав, мы поняли, что в компаниям не хватает скилловых специалистов, которые смогут работать и брать задачи сразу же. Поэтому мы выделили 3 курса, чтобы студент смог разобраться во всём и приступить сразу к практическим задачам уже на работе.

Наши разработанные траектории:

Траектория «Веб-разработчик фуллстек»:

  • курс «Веб-разработка для начинающих»,
  • курс «Основы программирования на JavaScript»,
  • курс «Основы баз данных».

Траектория «Менеджер цифрового продукта»:

  • курс «No-code: создание сайта без программирования»,
  • курс «Основы интернет-маркетинга»,
  • курс «Управление бизнес-продуктом».

А дальше мы планируем выходить на другие регионы. Сейчас мы начали очередной анализ, занимаемся переупаковкой продукта.

Будем делиться успехами и кейсами, у нас много всего, так что до связи!

Начать дискуссию