Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

Архетип (от греч. слов «arche» – начало и «typos» – образ) – прообраз, первичная форма, образец. Говоря простыми словами, архетип - это такой собирательный образ в нашей голове, который вызывает примерно одни и те же ассоциации, эмоции и мысли. При детальном рассмотрении можно обнаружить, что архетипы уходят корнями в мифы, легенды, фольклор и т.д.

По версиям разных источников впервые про архетипы заговорил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он в целом интересовался разными НЕрациональными способами исследования тайн жизни.

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

По Юнгу архетипы представляют собой образы и соответствующие им “смыслы”, которые находятся в нашем коллективном бессознательном и переходят по наследству из поколения в поколение.

12 архетипов, которые очень популярны сейчас - это НЕ те архетипы, которые изначально выделял Юнг. В концепции психиатра основных архетипов было всего 6!

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

Психика по Югу имеет сложную структуру, включающую сознательные части (Эго и Персона), индивидуальное бессознательное (Анима, Анимус, а также Тень), Самость, которая является самой основой, сердцевиной личности, подлинностью, «настоящестью", а также коллективное бессознательное.

Именно коллективное бессознательное, населенное архетипами, а также культуральное бессознательное, как слой, присущий отдельным народам, цивилизациям, составляет универсальный психический базис всего человечества.

А теперь о каждом по порядку ↓

1. Персона

Это маска, которую надевает человек для исполнения определенной роли. Персона служит нам для адаптации в обществе. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими.

2. Эго

ЭГО – это наша сознательная часть. Оно строится из осознаваемых нами воспоминаний, мыслей и чувств. Эго – центр воли, принятий решений.

3. Анима

Это женская составляющая психики мужчины. Включает в себя образ матери, значимых и привлекательных женщин из прошлого, героинь сказок, фильмов (идеальный образ женщины).

4. Анимус

Это мужская составляющая психики женщины, которая включает в себя образ отца, значимых и привлекательных мужчин из прошлого, героев сказок, фильмов (идеальный образ мужчины).

5. Тень

Это "Анти-я": те черты и качества характера, которые мы в себе не признаём, подавляем и не хотим видеть. Этот архетип - наша темная сторона личности, в которой скрываются животные инстинкты, запретные желания, агрессия и т.д

6. Самость

Это главный архетип по мнению Юнга, который представляет собой целостность личности. В нем объединены сознательное и бессознательное, что нормализует баланс противоположных элементов психики.

Как систему архетипов начали применять в маркетинге ↓

Изначально архетипы, выявленные Юнгом, не имели отношения к маркетингу и брендингу, но уже в 1970-х американский писатель и педагог Кэрол Пирсон провела исследование, в ходе которого выяснила роль образов коллективного бессознательного (архетипов) в формировании рекламных компаний многих мировых брендов. Опираясь на результаты данного исследования, автор выпустила книгу про 12 архетипов, которая вскоре стала бестселлером.

Как архетипы помогают выявить сильные стороны (компании или отдельно взятого человека) и создать уникальный бренд?

Архетип – это образ, набор определенных черт и качеств, индивидуальный "психологический портрет".

У каждого архетипа свои ценности, приоритеты, внешние опознавательные признаки. И в маркетинге архетип – это инструмент для персонифицикации бренда. То, что способно сделать уникальным, выделиться на фоне других.

У каждой рекламной кампании или популярной личности есть своя история, которую он рассказывает зрителю. И эта история наполнена определенными смыслами, ценностями, которые транслируются аудитории. Благодаря этому компания становится "ближе" к своему потребителю, формирует доверительный, живой и настоящий образ.

И благодаря архетипам клиент может "считывать" посыл того или иного бренда и идентифицировать его с собой. Если ценности компании ему откликаются, он постепенно начинает воспринимать её как часть своей жизни, что-то близкое, чему доверяет и чем хочет пользоваться регулярно.

Архетипы Маргарет Марк и Кэрол Пирсон

По мнению авторов, те фирмы/бренды, которые используют при построении своих брендов универсальные образы, восходящие в своей основе к архетипам, более конкурентоспособны и лучше считываются на уровне ценностей потребителями.

Какие архетипы существуют?

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?
  1. Простодушный - архетип простоты, чистоты, детства, оптимизма и доверия.
  2. Искатель - это свобода и независимость, постоянное желание получать новый опыт, открывать для себя новые места, путешествовать.
  3. Мудрец - любят всё анализировать и продумывать, важно постоянно учиться, получать новые знания и делиться ими.
  4. Герой - важнее всего смелость, дисциплина и упорство в достижении своих целей.
  5. Бунтарь - важно быть не как все, нарушать правила, быть эпатажным, шокировать.
  6. Маг - им важно изучать законы этой Вселенной, ощущать, что с помощью развития мышления возможно всё.
  7. Славный малый - важнее всего быть частью чего-то большего: какого-то коллектива, общества. Им хочется быть окруженными другими людьми и ощущать поддержку и принятие.
  8. Эстет - важнее всего красота, эстетика, выстраивание близких и особенных отношений с дорогими им людьми.
  9. Шут - для них главное - это радость, веселье и отсутствие скуки. Это очень харизматичные, «игривые» люди, для которых каждый день - приключение.
  10. Заботливый - важнее всего отдавать что-то другому, заботиться, проявлять внимание, служить.
  11. Творец - им важно создавать что-то своё, воплощать задуманное в реальность.
  12. Правитель - для них важнее всего порядок и возможность всё контролировать. Эти люди про власть и систему.

Как система архетипов может помочь в построении именно личного бренда?

Из чего вообще состоит сильный личный бренд:

1. Экспертность в своей нише

2. Грамотные маркетинг и продажи

3. УТП (уникальное торговое предложение или подругому “отстройка от конкурентов”)

И если с формированием экспертности у многих всё хорошо, то с пониманием своего УТП и выстроенном на нём маркетинге совсем не очень..

Для наглядности представьте себе ситуацию ↓

Вы хотите записаться к мастеру на маникюр в новом городе. Открываете инстаграм и находите 2 разных мастеров. У обоих хорошие отзывы и работы, но какая атмосфера профиля для вас оказалась ближе и почему?

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?
Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

Получается, что даже через визуал мы “считываем” ценности и примерно понимаем характер человека. И если мы будем знать свои особенности личности и ведущие архетипы, то сможем научиться транслировать их в своем бренде и притягивать “своих” клиентов со схожими взглядами и ценностями.

Важно понимать, что в каждом человеке есть все 12 архетипов. Но превалируют обычно 4-5. Дальше приведу примеры сочетания архетипов в реальных людях и в персонажах ↓

БАСТА

Почему его считают «главным рэпером земли русской?»

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

Один из ведущих архетипов Басты - это ГЕРОЙ

В одном из недавних интервью, которое Баста дал каналу “ВПИСКА”, он говорил:

«Мне чем тяжелее, тем лучше»

«У меня Марс в Марсе, война в войне»

«Я же Овен, меня любые соревнования включают очень».

Архетипы, как ведущие силы личности и мировых брендов. Как определить свои и сформировать свой почерк?

Все эти фрагменты демонстрируют нам такие черты характера Басты, как мужество, решительность, любовь к вызовам, борьбе и сложностям, желание побеждать и завоевывать.

И все эти черты присущи архетипу “ГЕРОЙ”

Да, тот самый суперГЕРОЙ, который совершает подвиги, добивается своего и покоряет всех своей отвагой. Герои умеют постоять за себя, а ещё часто защищают других, в ком не видят такой же силы. Это люди, которые не ждут, пока чудо свалится им на голову, а берут всё в свои руки и просто делают.

Как определить свои ведущие архетипы?

Определить свои ведущие архетипы можно несколькими способами:

  1. Пройти тест

P.S на результаты теста влияют искренность ваших ответов, ваше состояние на данный момент и т.д, поэтому, зачастую они недостоверны.

2. Выполнить диагностические упражнения:

- упражнение с любимыми героями: выпишите, кто из публичных личностей, персонажей вам нравится и подумайте чем именно. После прочитайте описание всех архетипов и сопоставьте эти черты, чтобы найти свои.

- поисследовать, какая музыка вам больше всего нравится, какая дает силы и пробуждает: опишите её черты (агрессивная, спокойная, веселая и т.д) В этом случае вы также сможете прочитать описание и сопоставить *настроение” каждого архетипа, чтобы обнаружить свой ресурсный архетип.

Если же вы понимаете, что сами будете разбираться долго и не придете к каким-то результатам, то вы можете обратиться ко мне и получить консультацию, на которой мы выясним ваши главные архетипы, уникальные черты и преимущества перед конкурентами ↓

Что вы получите после консультации?

  1. Узнаете свои ведущие архетипы с подробным описанием
  2. Получите варианты позиционирования себя и своего продукта в блоге

Консультация проходит в 2 этапа: сначала проводится встреча для сбора материала про вас и ваш продукт, на которой я с помощью своей системы выявляю ведущие ценности и архетипы. После на основе результатов исследования подготавливаю презентацию, которую рассказываю на 2 встрече, где вы можете задать все интересующие вас вопросы.

Стоимость услуги - 3500р.

Записаться на услугу или задать любые вопросы вы можете мне в инстаграм @anna___gan или телеграм: @anna_gan

Начать дискуссию