Как собственнику читать финансовую отчетность

Как по финансовой отчетности понять, что бизнес успешен или, наоборот, убыточен? Разбираем, на какие показатели обращать внимание, как добиться финансовой устойчивости и каких ошибок нужно избегать, чтобы получать корректную информацию и принимать грамотные управленческие решения.

Как собственнику читать финансовую отчетность

Зачем нужен учет и отчеты

Финансовая отчётность — это один из самых важных инструментов собственника бизнеса для контроля за своим предприятием. Это своего рода компас для мореплавателя, который в умелых руках укажет верный путь, а для неопытного капитана сулит направлением корабля прямиком в штормовые воды.

Финальная цель любого вида учёта — получение точных и достоверных сведений об объекте учёта и результате его деятельности. Без должного учёта можно полагать, что бизнес находится на пике своего роста, все готово для масштабирования или открытия новых направлений, хотя на самом деле необходимо доставать резервы и готовиться к затяжному кризису.

Но как по десяткам показателей понять, что именно происходит с бизнесом?

Как понять, бизнес прибыльный или убыточный?

Как собственнику читать финансовую отчетность

Ниже расскажем об основных отчётах, которые жизненно необходимы бизнесу для финансовой устойчивости и обеспечения экономической безопасности.

1. Балансовый отчёт

В балансе воедино собрано всё то, чем владеет ваша фирма (активы) и показывает те средства, на которые фирма существует (пассивы). Понимание того, что закреплено в балансе, позволят вам эффективно выстроить свою стратегию планирования развития вашего бизнеса.

Под активами можно понимать сырье, оборудование, материалы и товар на складе, пассивы — это всё, что вы вложили в уставной капитал, кредиты и нераспределенная прибыль.

Если товар мы сможем реализовать довольно легко, то вот оборудование, на котором товар производится, продать будет уже сложнее. Таким образом, на базовом уровне нужно понимать, что активы бывают разные не только по форме, но и по способу их высвобождения, так как рано или поздно любой актив превратится в денежную массу, и чем проще актив перевести в деньги, тем выше его ликвидность.

Аналогичная ситуация возникает и с пассивами — долговые обязательства можно ранжировать по срокам их возврата: какую-то часть заёмных средств нужно возвращать ежемесячно, а другие разово.

2. Отчёт о движении денежных средств

Это буквально история «браузера» вашего бизнеса. Отчёт отражает, сколько денег мы заплатили, получили, сколько еще осталось и сколько ожидать в перспективе. Каждый из этих денежных потоков разделен по категориям, чтобы избежать путаницы в бизнес процессах и грамотно осуществлять дальнейшее финансовое планирование.

Например, на 1 сентября этого года у нас есть 500 000 рублей, из которых 11 сентября запланирована выплата зарплаты сотрудникам, 13 сентября оплата материалов, 15 сентября оплата аренды помещения, и только 20 сентября ожидается оплата за поставленный оптовый товар. Необходимо спланировать свою деятельность так, чтобы в период с 1 до 20 сентября имеющихся денег хватило на все расходы, либо переносить эти расходы на время после 20 сентября.

3. Отчёт о прибылях и убытках

Это индикатор того, насколько эффективно используются денежные вложения. Основные показатели отчёта:

  • Выручка
  • Себестоимость
  • Прибыль до налогообложения
  • Налог
  • Чистая прибыль

В таком отчёте все довольно просто. Если мы видим в рамках исследуемых периодов чистые цифры с ростом показателей по выручке и прибыли, то нашему бизнесу точно есть чем гордиться. Если же растет себестоимость или падает прибыль — это повод задуматься, что мы что-то делаем не так.

Все эти операции с анализом ситуации за счёт отчётам должны проходить в рамках управленческого учёта вашей компании. Подробнее об управленческом учёте мы писали в прошлой статье.

Теперь пора понять, на какие именно показатели смотреть.

Как читать финансовую отчетность

Настал долгожданный момент: вам принесли огромную кипу бумаг с финансовыми показателями вашей компании и разными финансовыми отчётами, но глаза ваши с каждой страницей разбегаются всё больше.

Посмотрим вместе, какие показатели искать в этой отчётности и что они означают:

  • Выручка — это те денежные средства, которые мы получаем от продажи своих товаров, всё просто. Больше выручка — больше или дороже продали.
  • Операционные расходы — это те расходы, которые несет наш бизнес (помимо себестоимости товара). В эти расходы включаем фонд оплаты труда, логистику, рекламу, лицензии, коммерческие затраты и иные расходы, которые необходимы бизнесу для существования.
  • EBITDA — это прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Данный показатель подходит для сравнения компаний-конкурентов одной сферы деятельности, но которые работают в разных условиях, так как этот показатель не учитывает налоговую нагрузку и иные показатели.
  • Чистая прибыль — комплексный показатель, включающий все виды полученных доходов с учетом произведенных расходов. Если издержки компании превышают совокупность выручки от продаж и дополнительных прочих доходов, то можно говорить об отсутствии чистой прибыли и убыточности деятельности компании.
  • Рентабельность продаж показывает, сколько доходов мы получим за отдельную единицу товара или услуги. Это отношение чистого дохода предприятия к его обороту.
  • Денежный поток — то, сколько денег поступает к нам в компанию (или уходит из неё) по одному определенному источнику.
  • Дебиторская задолженность — то, сколько вам должны сторонние лица. В зависимости от вида дебиторской задолженности (например, краткосрочная или долгосрочная) можно спланировать поступление денежных средств в определенный период либо проработать тактику их принудительного возврата.
  • Средний чек показывает, насколько эффективно у нас идут продажи. Средний чек — это соотношение суммы покупок к количеству заказов. Проще говоря, это ваш средний доход с покупки.
  • Точка безубыточности — это показатель, при котором наши доходы будут только перекрывать наши расходы без какой-либо дополнительной выгоды. Иными словами, это точка отсчёта, с которой мы уже перестали терять деньги, вложенные в бизнес, но и зарабатывать пока еще не начали.

Все эти показатели в совокупности формируют общую финансовую устойчивость вашего предприятия.

Почему прибыль есть, а денег нет

Как собственнику читать финансовую отчетность

При управлении бизнесом важно работать с финансовыми резервами и планированием текущей деятельности. Есть множество ситуаций, когда общая картина финансового роста складывается успешно (и это действительно так), учредители тут же спешат за дивидендами, но в определенный момент появляется брешь, которая подрывает устойчивость компании и её экономическую безопасность.

Ошибками руководителя при стабильном финансовом положении будут являться следующие кейсы:

1. Собственник не учитывает, что все активы вложены в товар, который еще не реализован. Если случится спад продаж, новые деньги взять будет неоткуда.

2. У компании очень много оптовых продаж, но каждая из них с отсрочкой платежа. Любая отсрочка — это потенциальный риск образования дебиторской задолженности, которую в современных реалиях взыскать будет довольно сложно.

3. Собственник выводит много средств из оборота компании. Эта проблема связана с логичным желанием собственника получить заслуженные дивиденды от работы компании, но в этом случае нужно помнить, что, забирая денежные средства из оборота, мы автоматически замедляем развитие нашего предприятия.

Показательный пример — случай одного из наших клиентов. Компания занимается строительными работами, часть заказов связана с субподрядом. Получая аванс за работы, которые еще не выполнены, фирма тратит эти деньги на материалы и заработную плату, чтобы гарантированно исполнить обязательства перед генеральным подрядчиком.

Основная же часть оплаты за работы выплачивается уже после их выполнения — часто при завершении работ на всем объекте в целом, так как подрядчику нужно получить деньги от заказчика за весь объект, а не по частям.

В результате основная выручка с объекта у компании возникает только через большой промежуток времени, при этом у компании есть собственник, которому нужны дивиденды. Мы помогли собственнику разобраться в ситуации и показали два варианта решения проблемы:

  • Не тратить все сразу, а откладывать в фонд дивидендов
  • Фиксировать прибыль по каждому проекту отдельно

Заключение

Очень важно, чтобы у любой компании был резерв под развитие, застои, кризисные ситуации и иные факторы риска, с которыми сталкивается каждый предприниматель. И именно анализ финансовой отчётности позволит собственнику понять, когда и как можно использовать капитал своей фирмы.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию