Точка безубыточности: расчет и польза для предпринимателя

Точка безубыточности показывает, как влияют друг на друга выручка, издержки и прибыль. Зная эти данные, собственник может принимать обоснованные управленческие решения. В этой статье на примерах разберем, как по формуле рассчитать точку безубыточности в денежном и натуральном виде, как анализировать результаты и извлекать из них пользу.

Точка безубыточности: расчет и польза для предпринимателя

Точка безубыточности: расчет и польза для предпринимателя

Сегодня

Точка безубыточности показывает, как влияют друг на друга выручка, издержки и прибыль. Зная эти данные, собственник может принимать обоснованные управленческие решения. В этой статье на примерах разберем, как по формуле рассчитать точку безубыточности в денежном и натуральном виде, как анализировать результаты и извлекать из них пользу.

Что такое точка безубыточности и зачем она нужна

Открывая или масштабируя бизнес, предприниматели часто не понимают, какие инструменты необходимо использовать, чтобы минимизировать финансовые риски.

Один из основных инструментов, который нужно освоить всем собственникам бизнеса, — точка безубыточности.

Это тот объём продаж, при котором ваша выручка покрывает только ваши затраты. Иными словами, это точка нулевой прибыли.

Точка безубыточности может быть двух видов:

  • В денежном выражении, т.е. на какую сумму нам надо продать товары, чтобы покрыть свои затраты
  • В натуральном выражении, т.е. сколько единиц товара нам нужно продать, чтобы выйти в ноль.

В чем разница между видами точки безубыточности? В денежном выражении её проще применять, когда бизнес производит товары или услуги разной стоимости и разной комплектации. В натуральном выражении — когда вы занимаетесь продажей типового товара или услуг с одинаковой стоимостью.

Точка безубыточности: расчет и польза для предпринимателя

В чем же польза от расчёта точки безубыточности? Это позволит вам:

  • Определить сбалансированную стоимость для вашего товара, работы или услуги
  • Понять, в какие сроки новое бизнес-направление начнет приносить прибыль
  • Прогнозировать финансовые проблемы предприятия и эффективность его развития
  • Узнать, как повлияет на бизнес ваше желание скорректировать цену на товар или услугу
  • Определить минимально необходимый объем выпускаемой продукции.

Теперь разберем, как рассчитать этот показатель.

Расчет точки безубыточности: формула и примеры

Этот инструмент прост в использовании, а сам показатель легко рассчитывается без специального программного обеспечения — можно сделать это просто на бумаге без помощи калькулятора.

Для расчёта точки безубыточности необходимо знать следующие экономические показатели:

1. Выручка – это тот объем товара, работ или услуг, который вы реализовали. Если за календарный год вы продали 1000 футболок по 500 рублей за каждую, то ваша выручка (1000 * 500) = 500 000 рублей.

2. Цена за единицу товара – показывает, какую сумму вы получите за реализацию одной единицы товара, работы или услуги.

3. Постоянные затраты – затраты, которые не зависят от того, сколько товара, работ или услуг вы выпускаете. Даже если ваше производство остановится, вы все равно понесете расходы на аренду помещения, зарплату персонала, коммунальные платежи, расходы на интернет и связь.

4. Переменные затраты – затраты, привязанные к объему выпуска вашего бизнеса: материалы на производство, заработная плата сдельного персонала, расходы на упаковку товара, транспортные расходы на его доставку и т.д.

5. Маржинальный доход – это выручка без переменных затрат, т.е. та сумма денег с продажи, которая останется у вас для покрытия постоянных затрат.

Если вы продаете футболку по 500 рублей за штуку, переменные затраты на её производство 200 рублей (ткань, зарплата швеи, упаковка, доставка футболки до магазина), то маржинальный доход с 1 футболки будет равен 300 рублям (500 – 200).

Далее переходим к формулам, необходимым для расчёта точки безубыточности.

Точка безубыточности в натуральном выражении = постоянные затраты / (выручка – переменные затраты)

Решаем задачу исходя из месячных расчётов. Индивидуальный предприниматель Котик И.И. имеет свое производство цветочных горшков. Постоянные затраты (в месяц) ИП Котика на аренду офиса продаж, интернет, зарплату офисного персонала, коммунальные платежи – 80 000 рублей

Один цветочный горшок ИП Котик продаёт за 2000 рублей, в месяц продается 95 горшков. Переменные затраты на производство 1 горшка равны 1500 рублей: фурнитура. детали, зарплата мастера и т.д.

Таким образом, точка безубыточности в натуральном выражении в случае ИП Котика = 80 000 / (2000-1500) = 160 штук

Это значит, что ИП Котику надо продать 160 цветочных горшков, чтобы покрыть все свои затраты, но при этом ничего не заработать

Формула расчета точки безубыточности в денежном выражении = постоянные затраты / (выручка – переменные затраты) * выручка

Посчитаем на примере того же ИП Котика и его цветочных горшков.

Точка безубыточности в денежном выражении = 80 000 / (2000-1500) * 2000 = 320 000

В этом случае наш предприниматель должен продать горшков на 320 000 рублей, чтобы выйти в ноль.

Анализ точки безубыточности: как интерпретировать результаты расчетов

Теперь у нас есть показатель точки безубыточности, но что делать с ним дальше?

В случае с цветочными горшками мы видим, что предприниматель продает их всего 95 штук в месяц — этого объема явно недостаточно, чтобы что-то заработать или выйти в ноль в ближайшее время, ведь для его случая точка безубыточности равна 160 единицам продукции.

Точка безубыточности: расчет и польза для предпринимателя

Чтобы эффективно использовать точку безубыточности, необходимо провести анализ составных частей этого инструмента: постоянных и переменных затрат, стоимости продукции, выручки.

В случае с ИП Котиком мы видим, что переменные затраты на производство 1 цветочного горшка равны 1500 рублей, а продает он его всего за 2000 рублей. В этом случае возможна следующая стратегия:

1. Снизить переменные затраты

Если фурнитура и материалы для производства горшков закупается, а не производится самостоятельно, то, вероятнее всего, нужно попытаться найти другого поставщика, не снижая при этом качество материалов.

2. Снизить постоянные затраты

Если стабильные продажи не покрывают постоянные и переменные затраты, а найти альтернативные материалы для производства продукции не получается, то стоит присмотреться к тому, из чего формируются ваши постоянные затраты.

Возможно, вы арендовали слишком дорогой офис или штат сотрудников сильно раздут. Необходимо провести аудит всех задействованных ресурсов и разработать план по оптимизации расходов. В некоторых случаях возможно временное сокращение расходов на обучение персонала или представительские расходы, в других случаях потребуются сокращения — в любом случае, всё будет зависеть от тех конкретных обстоятельств, в которых работает ваша компания.

3. Повысить цену на товар, работу или услугу

Перед этим необходимо оценить не только ваше искреннее желание спасти бизнес от банкротства, но и реальную ситуацию на рынке.

Анализировали ли вы конкурентов? Есть ли у вашего товара конкурентное преимущество, которое позволит повышать цену? Насколько большой спрос на ваш товар, работу или услугу? Может ли потребитель без них обойтись или найти замену вашему предложению у кого-то еще? Это только малая часть вопросов, на которые вы должны честно ответить сами себе, прежде чем будете думать о повышении цены.

4. Увеличить объёмы производства и продаж

В этом случае потребуются дополнительные вложения, и такая ситуация возможна только в том случае, если у бизнеса есть соответствующая подушка безопасности. А если вы произвели товара больше, чем сможете продать, то такой товар ляжет мертвым грузом на ваши плечи.

Стратегия, которую мы описали, подходит под один конкретный случай с цветочными горшками, которые являются именно товаром, а не работой или услугой.

Если вы являетесь юристом или психологом, оказываете именно консультационные услуги, то в расчёте точки безубыточности переменные затраты на вашу услугу будут существенно меньше, чем при производстве конкретного товара.

Для консультации юриста не нужны расходные материалы, кроме бумаги, ручек и картриджей для принтера. Соответственно, в случае с анализом точки безубыточности консультационных услуг, скорее всего, под оптимизацию попадут именно постоянные затраты.

В завершение: точка безубыточности – это тот базовый экономический инструмент, который позволит вам выработать стратегию по развитию своего дела и понять, когда же вы сможете начать зарабатывать на своём предложении.

При работе с точкой безубыточности важно не только правильно считать цифры, но и анализировать показатели, из которых она состоит.Также, мы подготовили для вас тест, в котором вы сможете проверить, помогает ли вам точка безубыточности в вашей компании?

11
реклама
разместить
Начать дискуссию