Разобрать по винтикам: внедряем управленческий учет в транспортной компании

Необъятные просторы нашей страны сформировали крайне интересный для бизнеса рынок перевозок. Но вместе с большой емкостью рынка идет большая конкуренция. Как не терять позиции без демпинга и снижения прибыли и дивидендов? Разбираем, как с этой задачей поможет справиться управленческий учет.

Разобрать по винтикам: внедряем управленческий учет в транспортной компании

Каждый день людям в разных уголках России нужна быстрая и надежная доставка разного рода грузов: огромные фуры перевозят все от товаров народного потребления до строительных материалов и сложных комплектующих инженерных систем. Только за 2022 году автотранспортом перевезено более 5,5 млрд тонн грузов!

Эту статью мы написали для собственников бизнеса в сфере грузоперевозок, которые задумываются о введении системы управленческого учёта, но не знают, как подойти к решению этого вопроса. Будет полезно и владельцам автосервисов, потому что часть проблем общая для транспортной сферы в целом.

Особенности бизнеса в сфере грузоперевозок

Эту отрасль можно разделить на три вида деятельности, причем они могут комбинироваться в рамках одной организации:

  • Грузоперевозки внутри одного региона
  • Грузоперевозки между субъектами одной страны
  • Грузоперевозки международного уровня.

Каждый вид имеет свои особенности. Так, для международных грузоперевозок вам просто необходим специалист по логистике, способный сотрудничать с таможнями разных стран и готовить документы на перевозки разных типов грузов. У такой компании постоянных затрат будет больше, автопарк и заказы объемнее, штат шире.

Общие элементы всех видов — персонал с разъездным характером работы и наличие автопарка. Это значит, что есть постоянная задачи: учет рабочего времени и потребления горюче-смазочных материалов, амортизации, оценка запасов и планирование закупок.

И единые для всех бизнесов вещи, конечно: привлечение и удержание клиентов, поиск персонала, оптимизация налоговых выплат и так далее.

Разобрать по винтикам: внедряем управленческий учет в транспортной компании

Внедрение управленческого учета в транспортной сфере

Часто, особенно на старте, когда оборот позволяет это делать, бизнес считает все показатели «на коленке». Например, в типовой автомастерской гаражного типа собственник легко сможет вручную учитывать закупку деталей на 1-2 автоподъемника, контролировать персонал, помнить про платежи.

Но если бизнес начинает процветать и расширяться, без продуманной системы учета и анализа данных возникает множество проблем.

Управленческий учёт обязательно необходим собственнику транспортной компании в следующих случаях:

  • Если собственник не понимает, сколько он зарабатывает и как эффективно работают его деньги
  • Когда владелец бизнеса чувствует, что не справляется с ручным контролем предприятия
  • Когда отчетные показатели персонала расходятся друг с другом, и собственник не знает, кто в этом виноват
  • Когда нет понимания, какое оптимальное количество деталей и запасных частей нужно держать на складе, чтобы быстро отремонтировать вышедший из строя транспорт
  • Если есть несколько точек, но какая из них работает эффективнее и почему, непонятно.

Первый вопрос можно решить, не закрывая эту статью. Вот три формулы для расчета разных видов рентабельности:

1. ROE = (чистая прибыль / капитал) х 100%

Это ответ на вопрос, насколько доходным является бизнес для вас. Например, если рентабельность проекта 5% в год, а вклад в банке принесет 12%, то инвестиции в бизнес не выглядят привлекательно.

2. ROA = (чистая прибыль / стоимость активов) х 100%

Показывает, насколько эффективно используются активы. Если полученный результат меньше нуля, значит, бизнес убыточен

3. ROFA = (чистая прибыль / стоимость основных средств) х 100%

По этому показателю оцениваем, как много приносят основные средства: здания и сооружения, транспорт, вычислительная техника.

Вернемся к особенностям внедрения управленки. Чтобы оценить их, нужно определиться с направлением сбора информации и методом учета затрат.

Основная услуга компаний в сфере грузоперевозок — сама грузоперевозка как конечный продукт. То есть доставка груза из точки А в точку Б с возможными допуслугами: упаковка груза, разгрузка, хранение на складе и так далее.

Теперь разобьем само понятие «грузоперевозки» на более мелкие бизнес-процессы.

Например, компании поступил заказ на перевозку стиральных машин из Москвы в Санкт-Петербург. В этом случае продукт «грузоперевозка» будет состоять из следующих элементов:

  • Прием и оформление заявки на услугу
  • Прием груза
  • Оформление сопроводительной документации
  • Доставка груза.

Каждый из этих элементов может быть объектом планово-учётной деятельности при внедрении управленки. Это приведет к необходимости выделить центры ответственности, которые, в свою очередь, смогут передавать информацию для сбора данных по управленческому учёту.

Зная бизнес-процессы, мы можем спрогнозировать, какие именно производственные подразделения нам понадобятся и какой тип ответственности будет лежать на каждом подразделении.

Например, каждому предприятию в сфере грузоперевозок необходим так называемый «центр погрузки» — он будет основной точкой для получения дохода предприятия.

Если в организации есть диспетчеры, их отдел будет центром управленческих затрат. На отдел перевозок лягут нормативные затраты, экспедиторский отдел будет центром прибыли, а ремонтные мастерские (при наличии) центром затрат.

Таким образом, при внедрении и ведении управленческого учета в этой сфере сбор информации может вестись в разрезе видов деятельности и в разрезе центров ответственности, отражая индивидуальные особенности технологических процессов и штатной структуры.

Разобрать по винтикам: внедряем управленческий учет в транспортной компании

Ошибки внедрения управленческого учета в транспортных компаниях

Чтобы этот инструмент не остался просто табличками с кучей цифр, нужно корректно пройти все этапы внедрения.

Ошибки внедрения отраслевого управленческого учёта можно поделить на 3 категории:

1. Организационные

Например, когда ваш штат начинает сопротивляться новым задачам и саботировать работу в новых системах

2. Методические

Когда управленческий учёт вводится до того, как настроен оперативный, т.е. у предприятия не налажена система регистрации хозяйственных операций

3. Технические

Например, низкая производительность системы управленческого учета или отсутствие адекватных, современных систем бухгалтерского и оперативного учета

Чтобы не потратить время впустую, доверьте внедрение и ведение управенки опытным специалистам. Квалифицированный финансовый директор определит реальное текущее положение бизнеса, укажет на точки роста и проблемные места.

В «Бизнес-Гарант» вы можете получить первую консультацию с финдиректором бесплатно. Встреча займет 30 минут, ее можно организовать онлайн из любой точки мира или офлайн в наших офисах в Самаре.

Ждем на встречу всех, кто:

● не имеет четкого плана роста бизнеса

● не контролирует денежные потоки и расходы

● регулярно сталкивается с кассовыми разрывами

Чтобы записаться на встречу, перейдите по ссылке.

реклама
разместить
Начать дискуссию