Мужчины тоже должны носить юбки

Мужские юбки в новой коллекции Gucci и платья на недавнем показе Prada не дают забывать о том, что предметы одежды, на Западе долгие годы ассоциировавшиеся лишь с женщинами, в последних сезонах всё чаще ломают гендерные рамки и во всевозможных видах оказываются и на menswear-подиумах. А пример таких звезд, как Джейден Смит, Брэд Питт и и A$AP Rocky, примеривших юбки для выходов в свет, развивает дискуссию о привлекательности мужчин, которые носят что-то кроме брюк.

Несмотря на то, что в современном мире считается, что юбки — это символ феминности, такое мнение появилось в обществе гораздо позже, чем можно предположить. Более того, исторические источники говорят о том, что мужчины носили юбки с самого начала изобретения одежды. О том, как изменялась мода на юбки, почему они исчезли из мужских образов и как пытаются вернуться туда в последних сезонах, расскажем в этой статье.

Первое появление юбки в мужском гардеробе

Буквально пару слов об истории, чтобы Вас не утруждать. Сама идея о том, что юбки предпочтительны для женских нарядов, возникла далеко не сразу после их изобретения. Мужская традиция носить туники, робы и другие предметы одежды, не связанные с брюками, восходит к далеким временам. Юбки были повседневной одеждой мужчин и женщин многих древнейших цивилизаций, поскольку в те времена брюки даже не существовали. Охотники, строители, собиратели, религиозные деятели — все они ходили в одежде, напоминающей юбки.

В Древнем Египте долгое время единственным предметом одежды мужчин была набедренная повязка. Древние греки носили туники и хитоны. В эпоху расцвета Римской империи среди солдат короткие юбки считались показателем мужества и обеспечивали скорость и свободу движения в бою.

То же представление о мужественности ассоциировалось и с шотландским килтом (названный так от шотландского слова «kilt» — «оборачивать одежду вокруг тела»), первые упоминания о котором появляются в XVI веке. Со временем различные шотландские кланы начали идентифицировать себя с определенными клетчатыми рисунками и расцветками. Килты по-прежнему остаются предметом национальной гордости Шотландии, хотя сегодня их чаще надевают для особых случаев.

Точно так же в Азии у японцев есть кимоно, а у корейцев — ханбок (национальный костюм с длинной пышной юбкой).

Почему мужские юбки исчезли?

Историки считают, что предпосылками к появлению брюк стало два фактора — холод и верховая езда. Одни из первых задокументированных примеров ношения брюк относятся к народам, которые одомашнили лошадей. Поскольку в основном мужчины ездили верхом, участвовали в боях и занимались перегоном скота, неудивительно, что постепенно брюки стали необходимым элементом одежды именно мужской части населения.

Король Англии Генрих VIII и Джейн Сеймур с сыном Эдуардом VI
Король Англии Генрих VIII и Джейн Сеймур с сыном Эдуардом VI

Юбки были самым легким для изготовления изделием, и поэтому именно их люди начали носить в первую очередь. Но постепенно человечество училось создавать из бесформенных тканей более сложные силуэты, и на смену длинным формам пришла одежда, облегающая тело.

Тем не менее туники или короткие мужские юбки оставались частью традиционного наряда в Европе Средневековья и эпохи Возрождения.

Юбки становятся символом женственности

В XVIII веке в Европе процветала религиозность, и вместе с христианством в массовом мышлении укрепились и различные установки, возвышающие мужчин перед женщинами как более рациональных, сильных и одухотворенных. Брюки, будучи элементом, присущим мужскому гардеробу, выделяли эту разницу, а потому стали единственным уместным видом одежды для мужчин.

Такое стремление больше разграничить людей по гендерному признаку проявлялось и в детских костюмах. В наши дни мальчиков практически с самого рождения одевают в штаны — но на самом деле это весьма современная традиция. Вплоть до XIX века европейские младенцы примерно до восьми лет носили платья и юбки независимо от пола. Для портретов детей из состоятельных семей наряжали в многослойные вычурные наряды, которые копировали стиль взрослых.

Однако в XIX веке в моду вошла практика «бричинга», в рамках которой маленьким мальчикам где-то в возрасте от 4 до 7 лет выдавали их первую пару брюк — бриджей (на англ. «breeches», от чего и пошло название традиции), чтобы показать, что мальчик вышел из младенчества. Отчасти это было связано с новыми представлениями о детстве и детском мозге. Но также большую роль играли перемены во взглядах на то, что делает мужчину мужчиной.

Мужские юбки окончательно исчезли из гардероба с наступлением промышленной революции: длинная и развевающаяся одежда плохо ладила с высокоскоростной техникой. Тренд еще больше укоренился после мировых войн, во время которых мужчины были обязаны носить военную форму.

Долой гендорные различия!

В более поздние годы XX века некоторые сообщества и отдельные лица продвигали юбки как будущее мужской моды. Представители молодежных движений вроде панка, гранжа и глэм-рока носили юбку как средство бунта и самовыражения. Хиппи, мечтавшие об идеальном мире, считали, что в утопическом обществе гендерные различия будут устранены и унисекс-одежда станет нормой.

В таких экспериментах участвовали лишь мужчины, которые характеризовали себя противостоящими устоям бунтарями. Они выбирали образы с юбками, отказываясь соответствовать ожиданиям общества. Такие музыканты, как Дэвид Боуи, Boy George, Фредди Меркьюри, Курт Кобейн, Принс и Эдриан Янг, олицетворяли свободолюбивую контркультуру, в которой мужчины могли выражать себя вне привязки к полу.

В 1996 году баскетболист Деннис Родман в рамках кампании к выходу своей биографии «Bad As I Wanna Be» нарядился в свадебное платье и заявил, что выходит замуж за самого себя. А три года спустя, в 1998 году, футболиста Дэвида Бекхэма папарацци засняли в узорчатом саронге. Несмотря на то, что в те времена в прессе его образ называли крупнейшим модным фиаско, сам спортсмен позднее не раз говорил о том, что не сожалеет об этом.

«Я считаю, это выглядело круто, и я бы оделся так же и сегодня»

заявил Дэвид в интервью на телешоу «Лоррейн»

Современный тренд на мужские юбки

В массовой культуре юбки для мужчин уже давно воспринимают со скепсисом, основанном на убеждении в том, что юбка — это исконно женский элемент одежды, и носящий ее мужчина либо пытается выразить свою феминность, либо просто склонны к эпатажу.

Но на самом деле идея о том, что ношением юбок должны ограничиваться только женщины, свойственна лишь западным странам. Во многих частях мира одежда, напоминающая юбки, является частью повседневного мужского гардероба. Тот же саронг, который полюбился Бэкхему — традиционная одежда мужчин и женщин в различных культурах Африки, Азии, Ближнего Востока и тихоокеанских островов. В костюм эвзонов (гвардейцев элитного подразделения в Греции) входит фустанелла — пышная юбка выше колена белого или бежевого цвета. А жители Мьянмы облегчают себе жизнь в жарком климате с помощью лонджи — длинного отреза ткани, обернув вокруг пояса который можно защититься от лучей солнца, но позволить воздуху обдувать ноги.

Подразделение эвзонов гвардии Греции носит фустанеллу
Подразделение эвзонов гвардии Греции носит фустанеллу

На Западе мужские юбки — это относительно новое явление. И всё же за последние двадцать лет многие знаменитые мужчины смогли включить в свой гардероб юбку. Свою лепту в разрушение стереотипов внес Билли Портер, надевавший на красные дорожки всевозможные платья. Часто в юбках на публике появляется Джейден Смит, выступающий за необходимость отказа от гендерного разделения одежды.

Съемка Гарри Стайлса для американского Vogue, опубликованная в декабре 2020 года, стала одним из самых громких звездных луков года. За 127 лет существования издания он стал первым мужчиной, появившимся на его обложке. А его наряд, состоявший из пиджака и платья с пышной юбкой, запустил более широкую дискуссию о возможности включить «феминные» атрибуты в мужские костюмы.

«Когда ты отказываешься от разделения “вот есть одежда для мужчин, а вот для женщин”, когда ты уничтожаешь все эти барьеры, конечно, ты открываешь для себя пространство, на котором можно разыграться»

прокомментировал свой образ исполнитель

«Иногда, когда я хожу по магазинам, я замечаю за собой, что заглядываюсь на женскую одежду, потому что думаю, что она прекрасна. И так со всем — каждый раз, когда ты обставляешь свою жизнь рамками, ты просто ограничиваешь себя. Играть с одеждой очень весело. Я никогда особо не задумывался о том, что это значит — это просто стало расширенной версией создания чего-либо».

Но дело не только в таких любителях заигрывать с гендерной идентичностью, как Марк Джейкобс, Брайан Молко или Lil Nas X. Мужчины, которых большинство назовет маскулинными, вроде Snoop Dogg, Вин Дизеля и Diddy, в свое время тоже не побоялись общественного осуждения, нарядившись в разнообразные фасоны юбок. В 2012 году во время музыкального тура «Watch the Throne» Канье Уэст выступал в костюмах Givenchy, которые специально для него разработал Рикардо Тиши: поверх черных скинни была кожаная юбка такого же цвета.

За последние годы к клану мужчин в юбках присоединились Young Thug, A$AP Rocky, Bad Bunny, Пит Дэвидсон и Machine Gun Kelly, экспериментирующие с сочетанием высокой моды и стритвира. Не отстают от своих коллег и актеры: на лондонском показе мини-сериала «Лунный рыцарь» Оскар Айзек засветился в сером костюме с килтом, а на премьере боевика «Быстрее пули» всеобщее внимание привлек Брэд Питт, выбравший коричнево-розовый ансамбль с юбкой до колена.

«Мы все умрем, так что давайте веселиться!»

сказал Брэд изданию Variety

За пределами Голливуда тренд на мужские юбки тоже набирает популярность. Инженер, тренер и модель Марк Брайан, который идентифицирует себя как гетеросексуальный мужчина, собрал в соцсетях огромную аудиторию (более 600 тысяч подписчиков) за свою любовь к каблукам и юбкам.

Юбки для мужчин на модных подиумах

Большую роль в вопросе принятия юбок как возможной альтернативы для мужчин играет мода. Дизайнеры вроде Рика Оуэнса, Дриса Ван Нотена, Тома Брауна и Эди Слимана уже на протяжении многих сезонов пытаются настроить массы на переоценку противоречивого элемента, тем самым показывая возможности для самовыражения и разрушая один из оплотов токсичной маскулинности.

В 2003 году Метрополитен-музей попробовал проанализировать феномен, организовав выставку «Храброе сердце: мужчины в юбках» — в число экспонатов вошли творения таких модельеров, как Вивьен Вествуд и Йоджи Ямамото, а спонсором стал Жан-Поль Готье.

Сам Готье считается одним из первых дизайнеров, который вывел мужские юбки на подиум: в коллекцию «Jean Paul Gaultier Spring/Summer, 1985» вошли юбки с вырезом и широкие брюки со складчатой панелью поверх них, также имитирующей длинную юбку. Несмотря на то, что сегодня такие эксперименты уже ни у кого не вызывают вопросов, в те времена показ привел индустрию в замешательство. Издание The New York Times собрало реакции критиков, варьирующихся от «Они отвратительны» до «Это самое важное событие в моде за последние 20 лет». А Жан-Поль Готье подчеркнул:

«То, что ты носишь юбку, не значит, что ты не маскулинен. Маскулинность исходит не от одежды, а от чего-то внутри. Мужчины и женщины могут носить одну и ту же одежду и всё равно оставаться мужчинами и женщинами. Это весело!»

Одним из самых универсальных и долгоиграющих силуэтов юбки в мужской моде стал килт — в своих коллекциях его часто использовали как Готье, так и многие другие дизайнеры, включая Александра Маккуина, который часто обращался к своим шотландским корням.

В последние годы многие бренды строят свои коллекции на попытке выйти за рамки гендерного разделения одежды, и предмет гардероба, на протяжении столетий считавшийся исключительно женским, тоже играет в этом важную роль. Свои версии мужских юбок уже показывали Louis Vuitton, Molly Goddard, Gucci, Undercover, Yohji Yamamoto, Chopova Lowena и многие другие.

Сегодня юбки стали настолько неотъемлемой частью модных показов, что в мужской моде начали появляться собственные микротренды, начиная от их длины и заканчивая формой.

Тем, кому сложно сразу решиться на радикальную смену гардероба, дизайнеры предлагают использовать юбки как дополнительный элемент к полноценным образам. В нарядах Moschino и Rick Owens это варианты той же расцветки, что и остальной костюм, у Walter Van Beirendonck — контраст, становящийся акцентом наряда. А мужчины Prada и Saint Laurent надевают поверх брюк минималистичные платья-миди прямого кроя.

Что касается тех модников, которые готовы к более дерзким экспериментам, Недели моды могут похвастаться разнообразием и здесь. В коллекцию JW Anderson вошли уютные трикотажные платья до колена. Мини-юбки присутствуют в ассортименте Acne Studios и Charles Jeffrey Loverboy.

Но станут ли юбки по-настоящему базовым элементом мужского гардероба? Пока рано говорить об этом с точной определенностью. Многие знаменитые мужчины, выбирающие для своих выходов в свет юбки, с помощью одежды лишь пытаются привлечь к себе дополнительное внимание и попасть в новостные заголовки. Но даже если мотивация звезд может быть сомнительной, они всё же имеют влияние на массовое мышление. И к тому же, определенные культурные сдвиги в мужской моде подталкивают их самих к подобному выбору нарядов. По мере того, как мы отходим от убеждения о том, что единственный формальный костюм для мужчин — это смокинг, люди открывают для себя всё больше «противоположных» вариантов одежды.

А как считаете вы? Есть ли в мужском «строгом» гардеробе место для таких вещей как юбка, платье или каблуки? Оставляйте ваше мнение в комментариях (ведь мы их читаем, да и другие тоже). Если же вы приверженцы нынешних устоев в мужской моде, то будем рады видеть вас в нашем магазине. Спасибо за прочтение и до скорого!

11
Начать дискуссию