Кто победит? Искусственный интеллект или человек?

Искусственный интеллект внедряется в нашу жизнь плавно, но прогрессивно. Эта компьютерная технология уже сейчас демонстрирует успешную имитацию когнитивных способностей человека. Мы поговорили с генеральным директором и основателем Sherpa RPA Константином Артемьевым, который поделился своим мнением по поводу развития искусственного интеллекта в России и уживется ли цифровой разум с человеком или наоборот. Эксперт отмечает, что процесс замещения человеческого ресурса на автоматизированный (роботизированный) при помощи искусственного интеллекта уже идет, причем несколько лет, пока достаточно плавно. Например, компания Sherpa создает виртуальных работников, благодаря которым происходит автоматизация бизнес-процессов. Эти программные роботы занимаются бухгалтерией, закупками, тендерами, клиентским сервисом, HR-процессами, логистикой.

предоставлено спикером
предоставлено спикером

«Роботы решают большую часть рутинных задач, которые люди в разных компаниях выполняют в течение рабочего дня, либо снимают частично с этих специалистов эти задачи. Виртуальные помощники работают с любыми приложениями, с которыми до этого взаимодействовал человек (Word, Exсel, 1С, браузер и т.д). То есть, когда какая-то задача часто повторяется, ее можно описать в виде алгоритма, разработать сценарий, показать роботу, как выполняется тот или иной бизнес-процесс, и дальше он все сделает сам вместо человека», — объясняет Константин Артемьев.

Итак, программный робот сам по себе тоже программа. Она устанавливается на компьютер пользователя или на отдельную виртуальную машину. Программа получает доступ к управлению мышью, клавиатурой, видит экран точно также, как его видит человек.

«Мы разработчики платформы, а конкретных роботов, которые выполняют те или иные задачи делают наши партнеры, интеграторы, либо клиенты, которые приобрели у нас эту платформу – они делают таких роботов сами себе. Наша платформа позволяет делать таких роботов без программистов и специальных дорогостоящих знаний. Но если говорить про RPА (Robotic Process Automation или роботизация бизнес-процессов – ред.) – это смешанный процесс с искусственным интеллектом. Сама технология появилась лет 15 назад. Сейчас большинство крупных кампаний, таких как банки, страховые компании, ритейлы используют эту технологию в той или иной мере. В крупных компаниях счет таких виртуальных сотрудников идет на сотни. При этом мы понимаем, что это все еще очень маленький процент от потенциального объема таких сотрудников, которые можно было бы внедрять. Несмотря на то, что эта технология существует достаточно давно».

Можно предположить, что искусственный интеллект вытеснит миллионы человеческих ресурсов за пределы реальности и это станет концом человеческой эпохи. Машины будут управлять всеми бизнес-процессами, автомобилями, заменят врачей и учителей, настоящие роботы будут жить с нами, готовить еду, работать за нас на заводах и производствах, наводить порядок в доме. Хотя большинство россиян уже давно живут и с цифровыми Алисами и Марусями, пользуются услугами роботов-пылесосов, осталось научить их вытирать пыль с полок и шкафов. А что же делать людям, где им работать, чем заниматься, если все будут делать машины? Но, все не так уж плохо.

сгенерировано нейросетью
сгенерировано нейросетью

«Искусственный интеллект – это инструмент. Точно также, как палка, топор, вилка. Вопрос в другом — кто им будет пользоваться и с какой целью? Благодаря искусственному интеллекту можно сотворить очень большое благо людям или очень большое зло. В медицине он уже давно используется– нейросети помогают врачам-рентгенологам, способны распознать рак, аневризмы, ишемические болезни. Если говорить про промышленность и корпоративный сектор, то и там искусственный интеллект тоже давно успешно применяется. В области техподдержки клиентского сервиса, в виде рекомендательной системы и автоматических ответов, голосовых роботов. Очень часто используется компьютерное зрение на производствах, для контроля, например, носят ли рабочие каски, для считывания номеров автомобилей, определения опасных ситуаций. Это пока не очень массовая история, возможно здесь существуют барьеры в виде осведомленностей из-за стоимости этих решений, но я думаю эти барьеры очень быстро будут сниматься. Если мы говорим, что миллионы людей лишаться работы из-за роботов и искусственного интеллекта – да, это произойдет, но очень плавно. Однако эти же люди будут повышать квалификацию и устраиваться на какие-то другие места работы. Когда у нас появились автомобили, куда делись кучера и конюхи? По сути, они же лишились работы, но с другой стороны появилось очень много других рабочих мест, отвечающих новому времени: водителей, мастеров по ремонту автомобилей, рабочих на заводах, которые производят эти автомобили. Это естественный порядок вещей, когда новая технология заменяет устаревший ритм жизни: одни виды длительности сменяют другие. Наверно если посчитать, сколько раньше было конюхов и извозчиков и сколько стало потом водителей и автомастеров, мы увидим, что именно в количестве рабочих мест потребность в людях наоборот увеличилась, но это произошло одновременно с увеличением количества поездок, дальности этих поездок. То есть, появление автомобилей улучшило жизнь людей. И я уверен, что с роботами будет происходить все тоже самое. Кто-то со старой информацией станет не нужным, зато появятся другие возможности и откроются новые горизонты этих знаний.

Искусственный интеллект – это действительно прорыв. Это исторический момент, где набор количественных решений перешел в новое качество. Это сравнимо с открытием ядерной энергии и использованием мирного атома, но при этом мы понимаем, что есть и ядерная бомба. Сама технология она не плохая и не хорошая. Но я убежден, что благодаря массовому внедрению искусственного интеллекта жизнь людей станет намного лучше».

22
Начать дискуссию