Русский инженер 2.0. Или самое главное о том, как снова сделать профессию востребованной

Сегодня глобально перед строительной отраслью России стоит 2 вызова. Первый – импортозамещение. Причем и в части оборудования, и в части программных комплексов.

Второй и, пожалуй, наиболее сложный вызов – это, конечно, нехватка инженерных кадров. И здесь, наверное, кроется одна из основных проблем. Потому что всё-таки, что касается импортозамещения, пути решения так или иначе находятся - параллельный импорт, реверс-инжиниринг, развитие отечественных производств, которые уловили эту динамику, понимают текущую ситуацию и активно идут в развитие. И помощь от государства здесь, конечно же, тоже есть.

А вот что касается инженерных кадров - это достаточно глобальная история. За один миг и очень быстро эту ситуацию точно не решить. Потому что профессия «инженер» пару десятилетий медленно обесценивалась. Причем происходило это неявно, сопровождалось соответствующей экономической конъюнктурой.

Давайте сейчас посмотрим на цифры.

Русский инженер 2.0. Или самое главное о том, как снова сделать профессию востребованной

Сегодня в стране 967 высших учебных заведений, 484 из которых готовят специалистов технической направленности. Итого, ежегодно у нас выпускается более 2 млн молодых специалистов инженерных и технических специальностей! И где же они все растворяются? Откуда кадровый голод?

Русский инженер 2.0. Или самое главное о том, как снова сделать профессию востребованной

Их съедает сфера услуг и продаж. 50 % выпускников, получив инженерное образование, готовы уходить в другие сферы! Почему?
Давайте разбираться. Инженер — это сложная профессия, несмотря на то что очень интересная. И без определенной базы трудно быть успешным инженером.

Русский инженер 2.0. Или самое главное о том, как снова сделать профессию востребованной

Речь идет в данном случае, прежде всего, о технической базе, с применением которой готовят будущих инженеров. Система образования в этом плане во многом устарела. И в основном носит теоретический характер. Когда специалисты приходят на производство, в проектные институты, они сталкиваются абсолютно с другой реальностью. И те знания, которые они получали 5 лет, и которые должны были стать для них базой успешного старта, оказываются практически невостребованными - процентов на 70%. Учебная база, которая сегодня преподается, отстает от требований реального времени, от требований производств. И выпускники заранее не хотят идти работать по профессии – потому что в сфере услуг проще и быстрее освоиться, реализоваться, скакнуть по карьерной лестнице.

Решение этой непростой проблемы находится в той точке, где и учебные заведения, и преподаватели, и работодатели потенциальные начинают осознанно подходить ко всем эти вопросам. Включаться, взаимодействовать. Когда учебные заведения привлекают работодателей для привнесения практической базы в учебные процессы, приглашают практиков в качестве лекторов.

Решить этот вопрос можно, если понимать, что нынешнее поколение — это поколение людей, готовых к быстрым изменениям. Они точно любят динамику, не любят сидеть на одном месте. И они не готовы сидеть и долго ждать, пока их кто-то научит, к ним придет признание, они почувствуют свою значимость в профессии. Сейчас уже не работает, например, квалификационная сетка, которая раньше была ясной и понятной для карьерного и профессионального роста инженера. Нужно было просто набираться опыта, стажа, и переходить по сетке вверх.
Современные молодые специалисты не готовы к такому длинному циклу роста, они очень быстро впитывают знания, осваивают навыки и возможности проявиться и быть признанными им нужны здесь и сейчас. Это люди с высокой цифровой грамотностью. Это нужно учитывать всем сторонам сейчас - и работодателям, и учебным заведениям, чтобы оставаться востребованными. И здесь история о наличии хороших наставников, тех, кто поможет, поддержит в первых шагах. В таких наставниках, которые сами обладают живым гибким умом, готовы делиться признанием, давать возможности, делегировать значимые задачи.

Поэтому работодателям и проектным организациям, проектным институтам важно идти навстречу в этом процессе. Работодателям осознать, что нужно включаться и вкладываться в молодых специалистов уже на этапе обучения, а учебным заведениям быть готовыми координироваться с работодателями, менять свои учебные планы и программы, обогащая их практической стороной.

Мы как компания в этом плане уже достаточно активно работаем, имеем соглашения с рядом учебных заведений. Наши опытные инженеры и технологи непосредственно передают свой практический опыт и знания студентам. И здесь мы получаем достаточно хороший эффект. Люди, которые учились в таком ВУЗе/СУЗе, приходят к нам подготовленными. Они приходят и уже чувствуют себя в своей тарелке. Они понимают, что от них требуется, понимают культуру компании. Как следствие, испытывают гораздо меньше стресса. И тогда вчерашний студент сразу же ощущает себя нужным, востребованным, он понимает и видит, что та база, те знания, которые он получил в учебном заведении - теорию соединенную с практикой, он может применить здесь и сейчас. И здесь и сейчас он начинает решать реальные серьёзные задачи, видит отдачу, видит результаты своего труда и понимает, что путь к успеху в профессии Инженер реален и в достаточно обозримые сроки. Он чувствует уверенность в правильном выборе профессии в жизни и что этот выбор уважаем в Обществе и среде единомышленников.
Следующим нашим шагом будет создание современного центра развития инженерных компетенций, который объединит проектные организации, учебные заведения, вендоров отраслевого программного обеспечения и промышленные предприятия с целью подготовки инженерных кадров.
И здесь речь идет уже не только о студентах. Будем работать со всеми специалистами, заинтересованными в развитии в себе современных инженерных компетенций – цифровой грамотности, BIM-компетенций, навыков проектного управления, работы в расчетных программах, управления командой, навыков саморазвития. Думаю, что объявим об этом уже этой осенью.

44
Начать дискуссию