14-й пакет санкций ЕС. Ответ на "контрсанкционные" положения АПК РФ

14-й пакет санкций ЕС. Ответ на "контрсанкционные" положения АПК РФ

24 июня Евросоюз принял 14-й пакет санкций против России. Новые меры охватывают энергетический, финансовый и торговый сектора российской экономики, а также усложняют обход ранее установленных ограничений. Круг затрагиваемых отношений очень широкий, поэтому, чтобы не грузить вас тоннами текстов, разобью обзор на несколько постов.

Запрет сделок с истцами по 248.1 и 248.2 АПК РФ

Всего спустя четыре года после вступления в силу 171-ФЗ от 08.06.2020, известного как "закон Лугового" по фамилии одного из авторов, последовала первая реакция Евросоюза.

Согласно новой статье 5ab Регламента 833, европейским лицам запрещено вступать в любые сделки или правоотношения с лицами, которые использовали статьи 248, 248.1 и 248.2 АПК для защиты своих прав в российском суде.

Однако этот запрет будет применяться не автоматически, а только если спор касается сделки или операции, затронутой блокирующими санкциями ЕС по Регламенту 269.

Запрет не касается определенных операций:

  • покупка, импорт или транспортировка фармацевтических, медицинских или сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу;
  • оказание юридической помощи, если это необходимо для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам в ЕС, а также для признания или исполнения судебного решения или арбитражного решения в ЕС, при условии, что такие соглашения соответствуют целям Регламента 833;
  • действия, строго необходимые для взыскания убытков по частям а и b статьи 11 Регламента 833 или части a статьи 11 Регламента 269.

Почему сейчас?

Согласно преамбуле Регламента, эти изменения внесены из-за широкого применения 171-ФЗ российскими судами, направленного на принудительное удовлетворение требований в отношении зарубежных активов компаний ЕС, которые иначе были бы запрещены в соответствии с действующими антироссийскими санкциями.

Я уже рассказывал о зимней волне решений российских судов в пользу российских инвесторов в делах против Euroclear, вынесенных в обход оговорки о подсудности в соглашениях, основываясь на ст. 248.1 и 284.2 Арбитражного процессуального кодекса России. Эти статьи, напомню, позволяют вам не судиться в иностранном суде, даже если это предусмотрено договором, если вы докажете, что из-за санкций ваш доступ к правосудию осложнен. А практика показывает, что и доказывать ничего не надо, санкции у нас уже давно "общеизвестный факт".

Судебные расходы

Новая статья 11a Регламента 833 предоставляет европейскому бизнесу право требовать в суде государства-члена ЕС возмещения убытков, присужденных их подсанкционному контрагенту российским судом, включая судебные издержки и расходы на юридических представителей.

Новая статья 11b позволяет европейским инвесторам, не имеющим других правовых возможностей для защиты своих прав, подавать иски к российским бенефициарам, получившим их бывшие активы в России в соответствии с Указом Президента № 302 от 25.04.2023 и "аналогичным законодательством".

Для принятия иска заявителю нужно доказать незаконность принудительной передачи актива по международному праву или положениям инвестиционных соглашений. Условием рассмотрения таких исков является предоставление доказательств отсутствия эффективных средств правовой защиты в России.

Заключение

Некоторые издания полагают, что запрет не коснется широкого круга лиц, так как якобы многие из воспользовавшихся законом Лугового уже и так находились под санкциями, но в спорах с тем же Euroclear участвовали и частные инвесторы, которые в санкционные списки не попадали. Теперь им, а также Банку Санкт-Петербург, Росбанку, МТС-Банку и другим следует ожидать в отношении себя исков в европейских судах.

О других аспектах 14-го пакета я расскажу в отдельных постах.

Если у вас возникнут вопросы по содержанию этого поста или по иным вопросам, связанным с ведением бизнеса в условиях санкций – жмите кнопку в конце поста, ответим на все вопросы.

Начать дискуссию