Если ребенок вырос в небогатой семье, то хоть прививай ему финансовую грамотность, хоть нет, выше головы он не прыгнет всё равно.
Такое мнение я очень часто слышу от родителей в ответ на вопрос о том, считают ли они важным проведение занятий в школе по финансовой грамотности.
Для меня это очень интересная тема, и как действующий финансовый консультант и родитель, который на личном опыте приучает ребенка к финансовой грамотности, я поделюсь сегодня с вами собственным опытом:
1. Считаю, что переходить к теме финансовой грамотности можно начиная с младших классов школы, но не раньше. Потому что там уже начинаются первые регулярные отношения с карманными деньгами.
2. Что касается детских накоплений, на мой взгляд ребенок сперва должен понимать значение накоплений, а это прививается лишь благодаря введению в его понимание бюджета, т.е. того факта, что деньги конечны.А если есть желание что то покупать на них всегда, придется научится планировать траты. Показать, что спуская деньги на эмоциональные покупки (что присуще не только детям) будет риск не получить что нибудь по настоящему стоящее.
3. Также есть смысл выделять на регулярной основе какие либо лимитированные деньги ребенку. Я начинал с еженедельных бюджетов в первый год нашего финансового воспитания, так как на месячном отрезке сыну было очень тяжело планировать, деньги кончались за неделю).Недельные же промежутки даются легче, рекомендую начинать с них.
4. Есть смысл показать, в каких покупках стоит рассчитывать на родителей, а на какие стоит тратиться самому, так как уже есть свой источник дохода.Здесь же хорошо проговорить и показать, какие траты совершают родители для ребенка, чтобы было полное понимание всего, на что еще кроме игрушек могут потребоваться и тратятся деньги.
5. Хорошо работает приглашение в какие либо совместные обсужения крупных семейных трат, особенно когда есть запрос от ребенка на дорогие покупки.Считаю, что есть смысл сообща планировать их, при этом расставляя приоритеты совместно с участием ребенка. Т.е. не играть в демократию, а именно быть по настоящему открытыми в таких обсуждениях.
6. Ну конечно, все эти прививаемые модели поведения будут абсолютно бесполезными, если сами родители в семье ими не пользуются и не показывают ежедневно на собственном примере то, чему учат.