Внедрение дашбордов для оперативного планирования работы угольного разреза

Внедрение дашбордов для оперативного планирования работы угольного разреза

Предпосылки создания и использования цифровых инструментов

В 2022–2023 годах команда Excellence Expert реализовала проект внедрения процесса оперативного планирования работы горнотранспортного и вспомогательного оборудования в крупном угольном холдинге.

Мы разработали модели планирования нагрузок на машины, позволяющие сформировать оптимальное распределение автосамосвалов для транспортировки плановых объемов из-под каждой единицы выемочного оборудования.

В процессе реализации проекта стало необходимо оперативно рассчитывать фактические показатели работы оборудования, чтобы с их помощью формировать плановые показатели, а затем проводить факторный анализ работы для определения рычагов воздействия.

Мы предложили решение: выстроить систему мониторов показателей работы оборудования угольного разреза. Как самый релевантный инструмент были выбраны дашборды на базе платформы PowerBi. Дашборды позволили бы максимально оперативно и полноценно отражать информацию о результатах работы техники в динамике на длительном горизонте.

Что такое дашборд

Дашборд — это инструмент визуализации, информационная панель (монитор), позволяющая импортировать данные из других систем и отображать их в понятном для пользователя виде. Полученные данные можно визуализировать в качестве графиков, таблиц, диаграмм, текста и тд. Эти данные можно обновлять автоматически за любой интересующий период и в режиме реального времени.

Процесс внедрения инструмента

Для выстраивания системы динамических отчетов необходимо наличие базы статистических данных, поэтому в первую очередь мы создали так называемое «озеро» данных. Затем собранные данные предварительно обработали и сформировали свод, необходимый для удобного вывода показателей на монитор и простоты их интерпретации.

Рассмотрим пошагово этапы создания и внедрения дашбордов.

Шаг 1. Экспорт данных

Ранее на предприятии была внедрена автоматизированная система диспетчеризации (АСД), которая в режиме реального времени накапливала все возможные данные по работе горнотранспортного оборудования.

Благодаря этому у нас уже была возможность экспортировать данные из системы диспетчеризации и предварительно их обрабатывать для качественной интерпретации показателей работы и визуализации на дашбордах в PowerBi.

Шаг 2. Предварительная обработка

После экспортирования данных из системы АСД была выстроена база таблиц (первичные данные из системы) и представлений (виртуальная таблица, в которой произведена обработка первичных данных из системы).

Представления — это набор таблиц, которые были сформированы посредством обработки первичных данных по заданному алгоритму. Из системы АСД данные поступают необработанными: например, мы видим не значение скорости, а время в движении и пройденное расстояние. Чтобы получить нужный для дашборда показатель — скорость, необходимо провести математический расчет. За его проведение отвечает алгоритм.

Первичные данные из системы пересчитываются для получения интересующих производственных показателей и формируют удобную таблицу данных для построения мониторов (дашбордов). Перечень показателей для отслеживания предлагается командой проекта, а затем, при необходимости, корректируется совместно с руководством заказчика.

Шаг 3. Построение дашбордов

По результатам создания системы «представлений» была проведена работа по построению дашбордов.

Количество дашбордов и их содержание предварительно согласовывалось с руководством предприятия, однако в ходе работы возникла необходимость в построении дополнительных мониторов. Новые мониторы существенно облегчают процесс принятия управленческих решений, увеличивают их скорость и качество.

Изначально планировалась разработка двух дашбордов:

1. Структура работы оборудования для отслеживания времени работы и простоев экскаваторов, автосамосвалов и вспомогательной техники;

2. Статистика коэффициента использования грузоподъемности.

В ходе работы было принято решение о создании дополнительных дашбордов, которые позволили бы решить ключевую проблему — облегчить затрудненный процесс расчета показателей по выгруженным из системы АСД данным. Раньше все расчеты производились вручную в Excel, а затем переносились на отчетный слайд презентации. Это не позволяло оперативно принимать решения и анализировать результаты по тому или иному показателю.

Дополнительно были созданы такие мониторы:

1. Статистика скоростей автосамосвалов и расстояний транспортировки;

2. Статистика времени погрузки;

3. Статистика времени разгрузки.

Эти мониторы позволили оперативно отслеживать исторически достигнутые показатели при оперативном планировании горных работ и упростили процесс факторного анализа, когда по окончании периода сравниваются плановые и фактические показатели и производится поиск корневых причин отклонений факта от плана.

Шаг 4. Обучение пользователей и встраивание дашбордов в существующий каскад отчетов

Каждый вновь созданный дашборд перед публикацией для общего пользования проходил предварительную проверку системным и процессным аналитиком компании для подтверждения корректности его работы и качества отображаемой на нем информации.

После публикации отчета был проведен ряд тренингов для обучения ключевых пользователей работе с дашбордом и интерпретации отображаемых на нем данных.

Примеры внедренных дашбордов

У парка экскаваторов и самосвалов есть два основных параметра работы:

  • Структура работы оборудования — время работы и продолжительность простоев;
  • Производительность — объем работ, выполненных за единицу времени.

Дашборды помогли отслеживать фактические результаты работы по этим ключевым показателям как по компании в целом, так и по каждой отдельно взятой единице оборудования. На основе факта стало проще составлять план.

Структура работы оборудования. При формировании плановой структуры работы оборудования нужно знать его фактические показатели за прошедший период, чтобы планируемые показатели были не только амбициозны, но и реалистичны и достижимы.

Соответственно, был сформирован дашборд, отражающий фактическую структуру работы парка экскаваторов и автосамосвалов в любой момент времени с детализацией до смены (прим. рис.1).

Рис. 1. Структура работы экскаваторного парка
Рис. 1. Структура работы экскаваторного парка

Производительность. Данный показатель напрямую влияет на итоговый результат по объемам выполненных работ и зависит от большого перечня отдельных параметров, влияющих на цикл работы, таких как:

  • скорость автосамосвала,
  • расстояние транспортировки,
  • время погрузки и разгрузки автосамосвала,
  • коэффициент использования грузоподъемности и прочее (прим. рис 2-4).

Для корректного расчета плановой производительности, очевидно, необходимо опираться на фактические результаты работы оборудования.

Рис. 2. Статистика по скорости и расстояниям транспортировки
Рис. 2. Статистика по скорости и расстояниям транспортировки
Рис. 3. Статистика по времени погрузки автосамосвалов
Рис. 3. Статистика по времени погрузки автосамосвалов
Рис. 4. Статистика по коэффициенту использования грузоподъемности (КИГ)
Рис. 4. Статистика по коэффициенту использования грузоподъемности (КИГ)

Результаты

Созданные дашборды позволяют всем пользователям, начиная от аналитиков и специалистов по планированию и заканчивая директорами по производству, видеть в режиме реального времени результаты работы горнотранспортного оборудования в удобном и понятном виде.

Непосредственно процесс планирования стал более быстрым и точным, поскольку специалисты по планированию могут формировать плановые показатели на основании готовых фактических данных. Появляется возможность для прозрачного факторного анализа и более качественного процесса разработки корректирующих мероприятий по повышению эффективности работы горнотранспортного оборудования.

Начать дискуссию