Про человекоцентричность, мультикультурность и социальную ответственность

Эту заметку, которая больше про социум и бизнес, меня спровоцировала написать дискуссия на канале Сергея Иванова, посвященная этой тематике.

Ну и ещё, наверное, наблюдения за быстро и легко подхватываемыми нашими компаниями модными западными трендами.

( Лирическое отступление: В 2010-м я случайно оказался в офисе одной из крупнейших российских компаний, руководство которой побывало с целью изучения лучших практик в Китае. И , впечатлившись, ежеутренними совместными пениями гимнов компании всеми китайскими сотрудниками (еще недавно бывшими деревенскими кули)- насильственно внедрило это же здесь, в России. Нужно было видеть дискомфорт наших людей!!)

Ну так вот.

Идеология человекоцентричности, мультикультурности и социальной ответственности - это идеология коммунистов, запустивших Красный Проект в масштабах бывшей Российской империи в 1917 году.

И воплощение любой идеологии всегда контекстно, то есть нужно смотреть на совокупность всех текущих условий. В частности особенностью воплощения этой идеологии в начале ХХ века были создаваемые действительно с нуля - правила, рамки, форматы деятельности людей. Отсюда перекосы ( Коллонтай и ее свободы пролетарской любви, итд), но также и интересные находки.

Например Бериевский подход к изобретательству и рационализаторству - подход стимулировавший все слои работников и внешних структур управления к кооперации и дававший потрясающие результаты. (Детали можно прочитать в книге А.Галушко - Кристалл Роста). Думаю, что это один из наиболее важных инструментов творческого рывка СССР в 30-х-50-х годах. И это же пример эффективной человекоцентричности - специфическое и разноуровневое материальное стимулирование развития творческих способностей человека. (Упрощённо - концепция была такая: - вознаграждать в равных пропорциях три стороны. И самого изобретателя, и его ближайших коллег одного с ним уровня, и его начальника. В случае отказа изобретению или предложению - отказавший руководитель должен был публично обосновать отказ. В случае принятия, но неэффективного воплощения - он же нес ответственность. ) Приоритет подхода - развитие работников внутри предприятий. А государственный подход в этом примере - улучшение качества управления и качества жизни людей за счёт ответственного развития технологий и производства.

Ещё один интересный пример человекоцентричности - модель производственного испанского кооператива Мондрагон, основанного на идеях государственного анархизма Кропоткина. Основное - все работники равны в правах, как акционеры/пайщики кооператива. Есть известная всем и прозрачная шкала доходов. Все знают кто и сколько получает. Разница между самой маленькой зарплатой и самой большой (у Президента) не может превышать 5 крат. Система также максимально человекоцентрична, а Мондрагон сегодня - крупнейший в мире производственный кооператив и очень привлекательный работодатель.

С мультикультурализмом же велосипед изобретать не стоит.

Лучшие мировые практики ( и здесь я опираюсь на свой долгий зарубежный опыт работы внутри глобальных корпораций) говорят о следующих компонентах:

1. В начальной точке роста - как правило локация материнской компании - должна быть идентифицирована инфраструктура, которая будет копироваться на новых территориях. Назову ее Модулем масштабирования ( Пример модулей - рестораны Макдональдс, авто дилерские центры, итд).

2. Далее Модули масштабирования запускаются на новых территориях опытными работниками из материнской компании, Но!!! Они выполняют работу временных коучей. Играющих тренеров. Весь ключевой стафф на местах - это местные. Их и надо развивать. На них и их развитие навыков управленцев и работников и делать ставки.

3. После становления такой удаленный бизнес, развитый по единым стандартам, "стыкуется" на коммуникационном уровне (обмен мнениями, опытом) на общих онлайн собраниях и регулярных оффлайн конференциях. Лучшие получают промоушен на работу в головных офисах или ответственность за развитие в новых средах.

Так устроена и так строится эффективная мультикультурная среда.

По социальной ответственности.

Это, как и про человекоцентричность - отголоски коммунистической идеологии. Тема, популярная в сегодняшней Чимерике ( демократы в США и комсомольцы в Китае). Социальная ответственность это хорошо, но нужны специфические условия внешней подпитки бизнеса ресурсами. Госконтракты, субсидии, преференции скрытые или явные. То есть - наличие ресурсов. Они есть - будет развиваться социалка. Их нет - все свернётся при любом раскладе. Лучший пример - СССР в конце 80-х. На излёте. Ресурсы закончились и закончилась вся социалка. Причем в лучшем в мире по социальной ориентированности государстве. Также будет и в США, и в глобальных компаниях продвигающих эту повестку, если закончится сила печатного станка ФРС.

То есть. Тема важная и актуальная. Для нее основное - наличие свободного ресурса. Руководитель, желающий развивать эту важную для всех тему, должен фокусироваться на добывание ресурсов (или уже быть в обойме власти).

P.S. Много по этой тематике у меня в книге - Заметки Корпората.

P.P.S - А в конце самое важное. И человекоцентричность, и мультикультурализм, и социальная ответственность - это не цель, а инструменты, если обсуждается именно бизнес. А цель у бизнеса - примитивна и она одна - прибыль. Если инструменты помогают достигать цели - хорошо. Если нет - плохо. И если хочется сказать, что давайте поменяем цели, то тогда не стоит упоминать про бизнес....

Начать дискуссию