Про зеленый свет для бизнеса
Выдержка из моей книги - Заметки корпората (издательство Питер. В книжных магазинах с 01.12.2023)
.....Если вы хотите построить что-то действительно большое, заметное и серьёзное в бизнесе, вам потребуется поддержка.
Я называю формат такой поддержки «получением зелёного света».
Это может быть опытный человек либо какая-то структура, у которого/которой схожие с вами интересы, а главное — есть серьёзные ресурсы для оказания такой поддержки. Административные и финансовые в первую очередь.
Если будет найден такой субъект-интересант, ваш большой проект получит зелёный свет и вам будет легче его развивать.
Не будет зелёного света — будете буксовать, будут затруднения, будете не понимать, почему не получается или почему мешают. Важно: ничего не будет получаться так, как хотелось бы.
Нет, конечно, можно запускать небольшие бизнесы в любой стране и без зелёного света.
И даже неплохо и очень неплохо зарабатывать.
Но, повторюсь, любой серьёзный проект, любой действительно серьёзный и большой бизнес — это всегда про поиск, нахождение и получение зелёного света.
Вопрос - Кто же такие эти интересанты, дающие зелёный свет?
Их три. Точнее, два с плюсом, потому что второй и третий близки друг к другу.
- Первый интересант — это государство.
А точнее, какая-то государственная структура, которая отвечает за то ли иное направление, которое вы хотите развивать. Зачастую вы можете увидеть, что вообще все новые проекты в той или иной стране, например в Сингапуре, нужно регистрировать и обсуждать с представителями государства.
Представители государства могут называться по-разному — бюро по содействию предпринимательству, агентства по инновациям, торгово-промышленная палата и т. д. Не важно. Важно, что государство через таких представителей занимается фильтрацией проектов с пониманием, что могут попадаться проекты, важные для развития именно самого государства, а остальные — не важные.
- Второй интересант — частные чистые деньги.
Да. Я именно так называю эту группу. Хотя все большие деньги специфичны.
Тем не менее эта группа чаще всего представлена инвестиционными или венчурными фондами, работающими либо при каких-то крупных предприятиях, либо с частными вкладчиками. Или вообще частные инвесторы, вышедшие в кэш, но имеющие достаточные связи и ресурсы, чтобы заниматься запуском крупных проектов.
- Третий интересант — частные криминальные деньги.
И это тоже не надо сбрасывать со счетов. Такое тоже есть как неизбежная составляющая мира денег. С этим борются, но это никуда не денется. Криминальный мир имеет свои ресурсы и своё влияние. И иногда бывает крайне сложно понять, что это за инвестор перед вами, особенно на чужих рынках, в той культуре, которая вам не знакома. Поэтому об этом стоить помнить, и со счетов не сбрасывать. Тем более что фасады во втором и третьем случае могут быть одинаковыми.
Ну и важное дополнение: чем меньше и богаче юрисдикция, тем меньше различий не между второй и третьей, а между всеми тремя группами.
Вплоть до исчезновения различий как таковых. Все три в одном.
И если вы планируете работать с какой-нибудь монархией или азиатской страной типа Сингапура, который от монархий почти ничем не отличается, то я бы рекомендовал исходить именно из этого — учитывать три в одном. Это упрощает вам задачу. Так как интересы становятся очень и очень понятны.
Вам в первую очередь нужно предложить то, что интересно населению такой монархии и её властной элите.
Для властной элиты приоритетный интерес — приход денег.
Для населения же всегда важны семь тем (кстати, вспоминайте большевиков).
- Образование — доступное и качественное.
- Здравоохранение — доступное и качественное.
- Жильё — доступное и качественное.
- Еда — доступные по ценам и качеству продукты.
- Коммуникации — доступные и быстрые.
- Транспорт — удобно, современно, недорого.
- Безопасность.
Эти семь тем составляют инфраструктуру любого государства. Но!
Это означает, что именно в этих семи сферах и варятся основные государственные деньги.
Именно здесь и работает большинство финансово-ёмких проектов. И если вы приходите с каким-либо проектом, например с уникальной образовательной программой или строительством жилья, то попадаете в конкурентную и специфическую бизнес-среду.
Что делать?
Вариант 1 — лезть напролом и без учета всего вышенаписанного. С пониманием специфики такого подхода и отсутствием удивления, если амбициозные планы не сбудутся.
Вариант 2 — разрабатывать проекты, которые объединяют хотя бы часть этих тем. В идеале, — если все они могут быть завязаны на один проект
Поясню: Представьте себе какой-нибудь Бахрейн.
Небольшое островное государство с населением 1,3 миллиона человек. Оно и так уже модернизировано на нефтяные деньги. В него и так уже вложено много частных, особенно саудовских денег как в территорию выходного дня для саудитов — проезжай без виз через 20-километровый мост и проводи выходные в комфортной среде, где можно покупать алкоголь, где всё удобно, современно и эффективно организовано.
Туда уже завезена зарубежная медицина, там уже построено жилье для местных, там уже проложены дороги, есть большой аэропорт — всё, как в соседнем по заливу Дубае.
И если вы хотите что-то предлагать на такой территории, при том что, допустим, ваш существующий бизнес — это строительство малых поселков, предложите, например, проект по изменению климата.
Неожиданно? Смотрим.
- Во-первых, это легко «продать». Это высокотехнологично, это современно. При должном подходе это зелёная и экологичная повестка. Эту тему можно развивать очень по-разному. Например, остужаемые тротуары, или теневые парковые зоны для прогулок, или дождевые проекты — поле для творчества большое.
Создайте концепцию на десять лет. Разбейте на этапы. Первый — попроще. Например, то же самое базовое жилье и тротуары. Второй — посложнее, с коворкингом и привлечением специалистов. И так далее — шаг за шагом.
- Во-вторых, если удастся защитить проект на уровне концепций и он получит зелёный свет, вы будете концентрироваться на том, что умеете, — начнёте строить и запустите маховик действительно большого проекта.
- В-третьих, под большой, долгосрочный, амбициозный и интересный проект вам легче будет найти не только финансовые ресурсы, но и персонал. Люди и особенно молодёжь с большим энтузиазмом клюют на инновационные проекты. А проект по климату может стать именно таким. И тогда вам удастся собрать международную команду профессионалов.
И что же в итоге?
Если пойти таким путём, то вы точно сможете построить жилье, точно попробуете себя в реализации действительно масштабного проекта и точно приобретёте много сторонников, которые при должных коммуникациях будут воспринимать вас как серьёзного человека и партнёра.
P.S. Много интересного о бизнесе у меня в книге "Заметки корпората" (заказать книгу с автографом можно через мой сайт - www.romanivanov.ru). Благодарность за интересный контент - Карта СБ 2202 2061 7433 2267