КАК САМОЗАНЯТЫЙ ПОЛУЧИЛ ЗАРПЛАТУ ЗА 2 ГОДА ПРОГУЛА

Сегодня завершилось рассмотрение одного интереснейшего дела в моей практике. Сегодня мы взыскали с компании-работодателя зарплату за 2 года вынужденного прогула, хотя работник был оформлен как самозанятый. Сегодня вторая кассация (пятая инстанция в деле) поставила точку в этом споре. Сегодня для работодателя только начинается все самое интересное. Расскажу обо всем по порядку.

КАК САМОЗАНЯТЫЙ ПОЛУЧИЛ ЗАРПЛАТУ ЗА 2 ГОДА ПРОГУЛА

В 2021 году мне написала девушка и попросила проконсультировать ее по поводу внезапного и необоснованного увольнения работодателем. Я попросил прислать мне все документы и выяснилось, что между ней и компанией заключен гражданский договор, а она оформлена как самозанятая. В уведомлении от “работодателя” было короткое уведомлении о расторжении договора в соответствии с гражданским кодексом - без объяснения причин. Строго формально, складывается первое впечатление, что права девушки не были нарушены. Договор гражданский, а не трудовой, значит можно отказаться в любой момент и не надо соблюдать сложные процедуры увольнения в соответствии с трудовым законодательством. В этот момент перспективы были крайне печальными.

Однако, на консультации девушка рассказала мне как реально был устроено взаимодействие с компанией: вакансия была размещена на хедхантере, работа была удаленной, были ежедневные задачи, график работы, отпуска, больничные и зафиксирован минимальный оклад. Все эти признаки явно говорили о том, что работодатель просто нарушает права работников и оформляет их как самозанятых, чтобы не соблюдать требования трудового законодательства. Это надо использовать.

Далее началась кропотливая работа по сбору доказательств. Мы подняли всю переписку с менеджером по персоналу, достали вакансию в хедхантере из архива, подняли переписку с бывшими коллегами и руководителем, наши информацию о регулярных совещаниях, трудовых обязанностях, регулярных выплатах, согласовании отпусков и причинах увольнения. Всего получилось несколько десятков объемных документов, которые явно свидетельствовали о трудовом (подчиненном) характере отношений, вместо равноправных гражданских. Все зафиксировали и написали работодателю претензию с предложением решить вопрос миром. Как обычно, получили отказ. Ну что ж, пришлось двигаться дальше к судебным делам.

Честно признаться, после того как мы собрали огромное количество доказательств, я думал, что победа уже у нас в кармане (я бы даже красноречиво сказал piece of cake, walk in a park, candy from a baby and etc.). Собранные доказательства были ну очень основательными. Более того, в голове было общее представление о том, что суды всегда встают на сторону работников. Однако реальность, как всегда, оказалась намного интереснее.

Мы обратились в суд с несколькими требованиями: признать гражданский договор трудовым, отменить увольнение и восстановить работника, выплатить зарплату за время вынужденного прогула (с момента увольнения до восстановления на работе). Ииии в самом же первом заседании судья в грубейшей форме начала общение со мной и буквально кричала “Она что, не знает какой договор подписывает?! Почему она не знает трудовое законодательство?! Почему она вообще требует ее восстановить?!”. Если честно, в тот момент я подумал, что из всех присутствующих в зале юристов (судья, секретарь, прокурор и два представителя) ни один наизусть не назовет все до одного основания для увольнения из трудового кодекса, чего уж тут говорить о работнике из творческой сферы. Но пришлось сохранить спокойствие и действовать по плану. Стало понятно, что суд будет всеми силами препятствовать нашей работе. Так и случилось: наши ходатайства отклоняли, вопросы снимали, судья постоянно перебивала выступления и т.д. Нашей главной задачей стало одно: приобщить все возможные доказательства в дело, чтобы в случае несправедливого решения показать ошибки и предвзятость суда первой инстанции.

Позиция ответчика-работодателя, при этом, была откровенно слабой и скучной. Все сводилось к тому, что заключен гражданский договор с самозанятым вот и все. При этом Верховный суд много раз писал о том, что в таких спорах надо смотреть не только на формальные документы, но и на фактически отношения. Так что отбивать их доводы было очень легко, а основной спор пришлось вести непосредственно с судьей.

В целом, эта инстанция была полна интересных моментов. Во-первых, спор рассматривали больше 6 месяцев, хотя по закону должны рассмотреть в пределах двух. Во-вторых, я поставил небольшой личный рекорд - 3.5 часа в одном судебном заседании без перерыва (выступления, встречные вопросы и допрос свидетеля). В-третьих, решение оказалось настолько невероятным, что я даже не мог предположить такой исход.

Как я писал выше, с самого первого заседания судья дала понять, что не настроена удовлетворять наши требования. При этом, игнорировать огромное количество доказательств тоже было невозможно. В итоге судья нашла просто невероятный способ совместить несовместимое! Решения удовлетворили частично: договор признали трудовым (это было невозможно отрицать), но в восстановлении и выплате нам отказали, т.к. судья посчитала, что это был срочный трудовой договор (заключен в день подписания гражданского договора и расторгнут в день получения уведомления от работодателя). Вот это поворот! Ни мы ни ответчик никогда не заявляли таких доводов. Судья сама зачем-то придумала такой ход. В итоге нам присудили только микро компенсацию морального вреда. Нас такой вариант не устроил, мы всерьез нацелились на победу.

Судебное решение судья писала больше месяца (по закону - 5 дней). Но найти доводы для его оспаривания было довольно просто. Дело в том, что странная придумка судьи про срочность трудового договора не выдерживает никакой критики. Во-первых, трудовой кодекс предъявляет жесткие требования к случаям, когда стороны могут заключить срочный договор. В судебном решении судья никак не обосновала на каком основании и какой статьи трудового кодекса заключен именно срочный трудовой договор (это обязательное требование). Во-вторых, основанием для расторжения даже срочного трудового договора не может быть уведомление работодателя (а суд связал дату прекращения договора именно с датой уведомления о расторжении договора). Эти ключевые доводы в совокупности с парой других и легли в основу нашей апелляционной жалобы.

Подавая жалобу я был уверен, что решение отменят. Вышеперечисленные нарушения слишком существенные. С такой мотивировкой стороны в принципе не смогли бы правильно оформить документы. Так и вышло, апелляция отменила решение. Но, как вы могли догадаться, жизнь оказалась еще интереснее!

Апелляционный суд также не стал отрицать, что между сторонами сложились трудовые отношения. Также суд согласился с тем, что суд первой инстанции допустил нарушения и надлежащим образом не обосновал по какой причине это был срочный трудовой договор. Поэтому суд принял новое решение, которое оказалось еще более бессмысленным, чем первое. Во-первых суд указал, что это не срочный трудовой договор, а договор, заключенный на определенный срок (интересно, в чем разница). Во-вторых, суд указал, что работник был занят в творческой сфере, а с работниками творческой сферы разрешается заключать срочные трудовые договоры. От количества противоречий в этом судебном решении у нас глаза полезли на лоб и мы принялись писать кассационную жалобу.

И вот тут нас наконец-то ждал настоящий успех, который я ожидал в первом суде. В кассации (третья инстанция) прокурор поддержал все наши доводы, суд указал на все нелепые противоречия в апелляционном решении и отправил дело на пересмотр. Это было важнейшее заседание и, с учетом разъяснений кассационного суда, дальше дело должно было пойти без особых проблем (но без сюрпризов не обошлось).

Так и было. Суд апелляционной инстанции сразу предложил ответчику предоставить свою версию расчета компенсации за вынужденный прогул (на этот момент прошло уже два года с момента увольнения работника). Кроме того, суд прямо предложил сторонам договориться миром. Мы согласились. Однако на наши просьбы предложить компенсацию ответчик сначала молчал, а потом предложил в 6 раз меньше того, что нам было положено (не учитывая даже судебные расходы и дополнительные платежи). Такой наглости мы, конечно, не ожидали и отказались. Апелляционный суд (уже четвертая инстанция) приняла решение в нашу пользу. Удовлетворила все наши требования, немного снизив размер компенсации. В итоге работодателя обязали восстановить работника в должности и выплатить заработную плату за 2 года вынужденного прогула. И вот сегодня, наконец, вторая кассация (пятая инстанция) поставила точку в этом споре. Победа!

Есть еще кое-что, что я хочу добавить в этой истории. В момент, когда ответчик предлагал нам смешную компенсацию, чтобы мы отказались от иска, я начал волноваться. Мне казалось, что нас наконец-то услышали, но ответчик ведет себя как-то очень нагло… Может быть я чего-то упускаю? Может быть они готовят какой-то хитрый ход? Может быть нам сейчас опять откажут, но уже по другому основанию? Нет, нет и нет. Оказалось, что они просто не верили в возможность проиграть.

Более того, решения суда о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению. На следующий день принятия второго апелляционного определения, работодатель должен был принять работника на работу, выдать задание и выплатить присужденную компенсацию (зарплата за 2 года). Однако работодатель оказался настолько наглым, что просто наплевал на решение суда - не оформил кадровые документы, не восстановил на работе и добровольно не выплатил компенсацию. Нам даже пришлось задействовать службу судебных приставов, чтобы получить присужденные деньги.

Но и это не самая интересная часть. Самое интересное все только начинается. Дело в том, что судебное решение вступило в силу независимо от того, что работодатель его не исполняет. Все это время он не платит зарплату. Кроме того, работодатель нарушил сроки исполнения судебного решения, а за это также можно потребовать выплату компенсации. И это основание еще для двух судебных исков, которые работодатель скоро получит. Надеюсь, в этот раз они подготовились получше.

Надеюсь, вам было интересно прочитать этот захватывающий сюжет. Но я обещал себе не только рассказывать историю, но и давать полезные советы для моих читателей. Давайте посмотрим, что мог сделать работодатель, чтобы избежать таких печальных последствий. Ниже вы сможете найти признаки трудовых отношений, которых надо избегать при работе с самозанятыми.

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 года № 15 есть множество признаков трудовых отношений:

Личный характер прав и обязанностей; Обязанность выполнять определенную, заранее обусловленную функцию; Подчинение работника правилам внутреннего распорядка; Обеспечение условий труда, предоставление рабочего места; Выплата вознаграждения обусловлена временем работы, а не достижением конкретного результата; Устойчивый и стабильный характер отношений; Подчиненность и зависимость труда; Наличие дополнительных гарантий (отпуск, больничный); Интегрированность в организационную структуру; Осуществление периодических выплат, которые являются для работника единственным и (или) основным источником доходов.

Федеральная налоговая служба в письме №ЕА-4-15/4674 от 15 апреля 2022 года также дает дополнительные разъяснения, о том, какие признаки говорят о трудовых отношениях:

закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика); отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат); договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата; выполнение работы предполагает включение в производственную деятельность; в течение календарного года размер вознаграждения не меняется; договор предусматривает подчинение внутреннему распорядку, его элементом является выполнение распоряжений работодателя; договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года; обеспечен контроль со стороны работодателя; обеспечение условиями труда; условием заключения договоров являлась их регистрация в качестве ИП или НПД; инфраструктурная зависимость (работы осуществляются материалами, инструментами, оборудованием и на территории Общества); централизованное предоставление отчетности в налоговый орган по телекоммуникационным каналам в один период либо по доверенности сотрудниками Общества.

Ну и традиционно призываю всех внимательно относиться к документам и заранее продумать стратегию потенциальной защиты от требований ФНС или работников. Если полотно текста с разъяснениями ВС и ФНС показалось вам сложным, а также если у вас будут любые другие вопросы - задайте их мне. Я работаю по обе стороны баррикад, помогая как работодателям, так и работникам.

77
2 комментария

А на судей это как-то влияет? А то надоели уже такие тёти моти.

Ответить

Увы, глобально никак не влияет. Только немного портит им статистику по отмененным решениям. Но главное, что в кассации нам попались действительно грамотные специалисты.

Ответить