Как начать продавать на Яндекс Маркет: пошаговая инструкция

С 2013 года Яндекс Маркет претерпел значительные изменения в своей бизнес-модели. Изначально этот сервис был своего рода витриной, предоставляя продавцу возможность размещать и рекламировать свой товар на площадке, но при этом приобрести сам товар можно было только при переходе на сайт продавца.
В 2018 году Яндекс Маркет стал полноценным маркетплейсом, где процесс покупки товара и все связанные с ним транзакции уже осуществляются непосредственно на площадке. Это означает, что покупатели могут приобрести товары на самой платформе, без необходимости посещать отдельные сайты продавцов. Этот переход на модель маркетплейса дал Яндекс Маркету новые возможности и привлек больше продавцов и покупателей.
Яндекс Маркет занимает третье место по оборотам среди всех маркетплейсов в России. В январе 2023 года на площадке было зарегистрировано 14 млн. покупателей и 43,7 тысяч продавцов.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С ЯНДЕКС МАРКЕТОМ

Размещение своих товаров на Яндекс Маркете открывает перед продавцами возможность привлечь новую аудиторию покупателей и увеличить клиентскую базу.
На Яндекс Маркете конкуренция среди продавцов значительно ниже, по сравнению с другими крупными популярными маркетплейсами, зато средний чек выше. Это означает, что появляется больше возможности выделиться среди других продавцов и привлечь внимание покупателей. Меньшая конкуренция также способствует более высокой конверсии и шансам на успешные продажи. Эти факторы делают Яндекс Маркет привлекательной платформой для предпринимателей, особенно для тех, кто рассматривает возможность расширения своего бизнеса и получения более высокой доходности. Также, менее конкурентная среда значительно облегчает вхождение на рынок и старт нового бизнеса.
На Яндекс Маркет можно выходить как с нуля — начинать бизнес без сайта, так и с готовым магазином в онлайне или офлайне, подключив его к маркетплейсу, чтобы повысить продажи за счет нового канала.

Как начать продавать на Яндекс Маркет: пошаговая инструкция

ОТКРЫТИЕ МАГАЗИНА НА ЯНДЕКС МАРКЕТЕ. ЭТАПЫ

При запуске магазина на Яндекс Маркете предпринимателям нужно предоставить документы и данные в соответствии с требованиями платформы.
Первым важным шагом при создании и регистрации магазина является наличие статуса самозанятого, индивидуального предпринимателя (ИП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Это обязательное требование, так как оно связано с законодательством и правовыми основами, регулирующими коммерческую деятельность.
Регистрация
Для регистрации магазина продавец должен иметь действующий аккаунт на Яндекс.
В регистрационной форме нужно указать ФИО, контактные данные и выбрать категорию товаров для продажи. Также необходимо указать модель сотрудничества, город, адрес сайта (это поле необязательно для заполнения, его можно пропустить, указать ссылку на соцсети или на сайт магазина), и название магазина (максимум 50 символов).
Кроме того потребуется заполнить полную юридическую информацию о магазине – регистрационный номер, банковские реквизиты для оплаты, юридический адрес, данные о руководителе, сертификаты соответствия на некоторые категории товаров. Информация будет видна покупателям, изменить ее после регистрации будет невозможно.
Эти данные необходимы для идентификации предприятия и корректного размещения товаров на платформе.

Схемы работы. Необходимо выбрать одну из моделей работы с площадкой: FBS (Fulfillment by Seller), DBS (Dropship by Seller) или FBY (Fulfillment by Yandex). Каждая модель имеет свои особенности, и выбор будет зависеть от предпочтений и возможностей продавца.
FBS (доставка по России силами маркетплейса)
Продавец самостоятельно управляет процессом упаковки и доставки товара. Это дает селлеру большую гибкость и контроль над процессом, но требует наличия склада и логистической инфраструктуры. Срок доставки в сортировочный центр или на ПВЗ – следующий рабочий день после оформления заказа. Доставку товара до покупателя осуществляет маркетплейс.Модель подходит для новичков, которые пока не знают, будет ли представленный ими товар пользоваться спросом.
Плюсы: - можно продавать категории, которые маркетплейс не хранит;
- есть распределительные центры в регионах;
- доступна услуга экспресс-доставки за 1-2 часа.
Минусы: - обработка от 10 заявок в день;
- склад должен работать минимум 5 дней в неделю;
- необходимо следить за индексом качества, не допускать его снижения, чтобы избежать блокировок.Также необходимо поддерживать актуальность остатков, чтобы покупатели могли заказать только то, что есть в наличии.
DBS (хранение и доставка по России силами продавца).
Продавец хранит товар на собственном складе и выполняет все операции — упаковку, сборку, доставку. Задача маркетплейса — быть онлайн-витриной и привлекать покупателей. Покупатель видит только доступные для доставки товары в зависимости от своего местоположения.
Плюсы: - можно продавать из любой точки страны, так как все бизнес-процессы выполняет продавец;
- можно продавать товары, которые нельзя хранить на площадке, в том числе крупногабаритные, скоропортящиеся продукты.
Минусы: - нет индивидуальной цены доставки для каждого региона;
- необходимость обновлять статусы заказов;
- необходимость выдавать кассовый чек.
FBY - модель, когда Яндекс Маркет берет на себя управление процессом упаковки и доставки товаров. За счет интеграции с сетью логистических партнеров Маркета, вы получаете преимущества в виде более быстрой доставки и обслуживания клиентов. Модель подходит для товаров с высоким спросом.
Плюсы: - быстрая продажа и доставка, так как товар хранится на складе Маркета;
- не нужно беспокоиться об упаковке и доставке.
Минусы:
- модель недоступна самозанятым;
- склады есть не во всех регионах;
- хранить можно не все категории.
При выборе модели работы с маркетплейсом так же необходимо помнить о требованиях к упаковке товара на данной площадке. Если вы новичок и только вышли на Яндекс Маркет и не знаете всех требований к упаковке, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному фулфилменту, который упакует, промаркирует и сделает доставку товара в соответствии со всеми правилами и требованиями площадки.

Настройка личного кабинета и магазина.
После успешной регистрации, продавцу необходимо настроить роли и доступы в личном кабинете. Для дальнейшей работы продавец заполняет заявление на заключение договора с Яндекс Маркетом. Площадка предлагает подписать два договора:
- на оказание услуг маркетплейса. По нему сервис переводит деньги продавцу, а продавец оплачивает услуги площадки.
- на продвижение товаров. По нему магазин участвует в программе лояльности маркетплейса: пользователи могут купить ваш товар со скидкой.
Для этого необходимо скачать формы договоров, распечатать и поставить подпись. Подписанные договоры необходимо отсканировать и направить обратно.
В предложенном заявлении-анкете требуется указать:
- номер записи из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- сведения о тех товарах, на которые нужна лицензия;
- реквизиты банковского счета, куда Яндекс Маркет будет перечислять деньги - оплату клиентов за товары;
- систему налогообложения, ставку НДС;
- контакты бухгалтерии;
- контакты ответственного за возвраты;
- график работы магазина;
- контакты магазина, по которым покупатели смогут с ним связаться.

Загрузка товара и отправка на модерацию.

После предоставления всех необходимых документов и регистрации на платформе продавцу необходимо загрузить ассортимент товаров, включающий фотографии, описание и другую информацию.
Площадка проверит:

- сертификат соответствия, декларацию соответствия или отказное письмо на товар;
- коды маркировки в системе «Честный знак», при продаже маркированных товаров;
- свидетельство на товарный знак, при продаже брендовой продукции.
При отсутствии какого-либо документа сотрудники Маркета попросят его догрузить. Если нужных документов нет, продажи могут заблокировать.
Загрузка ассортимента товара.

На витрине товары можно разместить несколькими способами:
- вручную через личный кабинет продавца (подходит в том случае, если у продавца небольшой ассортимент);
- каталогом с помощью Excel-шаблона (способ подойдет, если в ассортименте магазина более 100 товаров);
- по API (способ подойдет крупным продавцам, у которых есть свой разработчик);
- с помощью модулей интеграции с имеющейся у продавца CRM или CMS (так же подойдет крупным продавцам, у которых есть разработчик, разбирающийся в инструкциях Яндекс);
- загрузить файл с другого маркетплейса (подойдет продавцам, которые уже работают на других маркетплейсах и имеют готовый каталог товаров).

Как начать продавать на Яндекс Маркет: пошаговая инструкция

ЧТО МОЖНО И НЕЛЬЗЯ ПРОДАВАТЬ НА ЯНДЕКС МАРКЕТЕ

Что можно продавать
На Яндекс Маркете можно продавать все, что не запрещено для дистанционной торговли законодательством РФ и не имеет ограничений на самой площадке. С подробным списком можно ознакомиться на самой площадке.
Что нельзя продавать
Список запрещенных категорий на Яндекс Маркете включает:
1. Алкоголь:
- Алкогольные напитки, включая пиво и вино.
2. Табачная и никотиносодержащая продукция:
- Сигареты, сигариллы, сигары, табак для курения и другие аналогичные продукты.
3. Аксессуары для потребления и хранения табака, кроме систем нагревания табака без стиков:
- Трубки, кальяны, зажигалки, пепельницы и другие товары, предназначенные для использования с табаком.
4. Наркотические и психотропные вещества:
- Любые запрещенные наркотические и психотропные вещества, включая наркотические травы и синтетические наркотики.
5. Оружие, включая перцовые баллончики:
- Огнестрельное и холодное оружие, а также любые товары, которые могут использоваться как оружие, включая перцовые баллончики.
6. Ритуальные предметы:
- Товары, предназначенные для использования в ритуальных целях, включая предметы для похорон и памятники.
7. Скоропортящиеся продукты:
- Продукты питания, подверженные быстрому порче, такие как свежие молочные продукты, мясо, рыба и т.д.
8. Взрывчатые материалы, кроме пиротехники:
- Вещества, способные создавать взрывоопасную ситуацию, за исключением товаров, относящихся к пиротехнике.
Ознакомиться со списком запрещенных категорий и другими правилами продажи на Яндекс Маркете можно на самой платформе, чтобы соответствовать требованиям и избежать негативных последствий.

КОМИССИИ И УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ЯНДЕКС МАРКЕТЕ

При использовании Яндекс.Маркета в качестве платформы для продажи товаров необходимо учесть комиссионные платежи и условия размещения на маркетплейсе, чтобы правильно рассчитать свои затраты и оценить рентабельность бизнеса на этой платформе.
У продавцов на Яндекс Маркете есть регулярные расходы, которые сопровождают любую успешную продажу. Тариф действует для любой из четырёх моделей работы и зависит от категории товара.
Размещение на витрине – комиссия за размещение товара на витрине варьируется в зависимости от стоимости проданного товара. В среднем, она составляет от 2% до 15%.
Если у продавца есть продукт, который не подходит ни к одной из существующих категорий на маркетплейсе, то комиссия за него составит 8%. Уточнить тариф для конкретной категории товаров можно в Яндекс Справке.
Комиссия за размещение товара взимается только за те товары, которые были доставлены покупателю. При этом, за просмотры и клики по карточке товара дополнительно комиссии не взимаются.
Для самозанятых есть приятный бонус: до конца года маркетплейс не начисляет проценты за размещение товаров.
Прием платежей от покупателей – за каждый онлайн-платеж, который проводится через Яндекс Маркет, взимается комиссия. Это относится ко всем моделям, кроме DBS, когда Яндекс принимает деньги от покупателя и затем переводит их продавцу. Тариф для этой комиссии зависит от выбранной продавцом частоты выплат.
Если селлер получает деньги от Маркета за выполненные заказы, то ему будет установлен определенный тариф в соответствии с выбранным графиком выплат.
Кроме обязательных комиссий, продавец оплачивает хранение товаров на складе маркетплейса, доставку и услуги по продвижению. Сколько в итоге придется заплатить площадке, зависит от категории товара, модели сотрудничества, количества подключенных услуг.

Как начать продавать на Яндекс Маркет: пошаговая инструкция

ДОСТОИНСТВА ЯНДЕКС МАРКЕТА

Яндекс Маркет входит в экосистему Яндекса
Благодаря вхождению в экосистему Яндекса, Яндекс Маркет получает преимущества в виде доступа к аудитории, которая использует другие сервисы Яндекса, такие как поиск, приложение такси и карты. Это означает, что пользователи, которые ежедневно взаимодействуют с разными продуктами сервиса, могут быть направлены на Яндекс Маркет, чтобы сделать покупки. Такое перекрестное взаимодействие позволяет продавцам на платформе достичь большего охвата и привлечь новых потенциальных покупателей.
Одно из особых преимуществ для продавцов на Яндекс Маркете состоит в возможности присоединения к общей программе лояльности «Яндекс Плюс». Участие в этой программе дает продавцам возможность предоставлять пользователям кэшбэк за покупки, что стимулирует повторные покупки и усиливает лояльность к бренду продавца. Когда покупатели видят значок «Плюса» на карточке товара, это делает ее более видимой и заметной для них, увеличивая вероятность совершения покупки.
Расширенная аналитика
Расширенная аналитика Яндекс Маркет является мощным инструментом для продавцов, позволяющим получать ценную информацию и принимать решения на основе полученных данных.
Аналитические инструменты, предоставляемые Яндекс Маркетом, позволяют углубленно изучать поведение пользователей на платформе и оптимизировать стратегию продаж. Например, можно узнать, какое количество пользователей просмотрело карточку товара, сколько из них добавило товар в корзину, и сколько совершило фактическую покупку.
Эти данные помогают понять, насколько привлекательной является карточка для пользователей и определить, какие пункты требуют улучшения.
Эти знания можно использовать для оптимизации описания товара, визуального представления или акцентирования особых его преимуществ.
Кроме того, доступ к информации о трафике посетителей помогает понять, откуда приходят покупатели. Отслеживание реферальных источников дает представление о том, какие каналы привлечения наиболее эффективны для бизнеса. На основе этих данных можно принимать решения о рекламных кампаниях и инвестициях в те каналы, которые приводят наибольшее количество целевой аудитории.
Бонусы на продвижение
Бонус на продвижение в размере 10000 рублей от Яндекс Маркета является привлекательным предложением для новых продавцов, позволяя им начать платное продвижение своих товаров без значительных финансовых рисков. Это способствует более осознанному и эффективному использованию рекламных возможностей платформы и помогает продавцам принять грамотное решение о дальнейших инвестициях в рекламу и продвижение на Яндекс Маркете.
Экспресс-доставка
Предоставление экспресс-доставки на Яндекс Маркете является значимым преимуществом для продавцов и позволяет им привлечь больше клиентов. Это особенно важно для покупателей, которым требуется срочная доставка товаров, поэтому если покупателю срочно понадобится товар, он вероятнее всего выберет Яндекс Маркет.

НЕДОСТАТКИ ЯНДЕКС МАРКЕТА

Связь Яндекс Маркета с Яндекс Директ
Яндекс Маркет и Яндекс Директ являются связанными платформами, и нарушения правил в одной из них могут повлиять на возможность открытия аккаунта в другой.
Если аккаунт на Яндекс Директ был заблокирован из-за продажи сомнительных товаров, то Яндекс Маркет может применить ограничения на открытие аккаунта на тот же ИП, связанного с этим нарушением. Это связано с мерами безопасности и защиты интересов покупателей.
Однако, в каждом конкретном случае решение о возможности открытия нового аккаунта на Яндекс Маркет принимается индивидуально. Здесь важно учитывать обстоятельства, характер нарушений и политику самой платформы. Возможно потребуется обратиться в службу поддержки Яндекс Маркета для получения конкретной информации и рекомендаций.
Еще одним вариантом в данной ситуации могло бы быть открытие аккаунта на другое ИП, принадлежащее другому владельцу (другу или родственнику). Однако, необходимо учесть юридические нюансы и условия самого Яндекс Маркета, так как совместное использование аккаунтов ИП может нарушать правила платформы и привести к дополнительным проблемам.
Строгая служба контроля качества
Периодически СК проводит массовую тестовую закупку, чтобы проверить скорость и качество работы интернет-магазинов. Есть риск, что вы соберете заказ, передадите его в доставку, а на финальном этапе от него откажутся, сославшись на проверку.
Как говорят в Маркете, проведение тестовых закупок – это мера, направленная на повышение качества обслуживания и защиту интересов покупателей. Результаты таких проверок помогают улучшить работу интернет-магазинов и обеспечить надежность и доверие со стороны покупателей.
Общая карточка товара
Если продавец выходит на маркетплейс с товаром, который уже продается на площадке, заводить карточки с нуля не надо. Маркетплейс работает по схеме «одна модель товара — одна карточка на маркетплейсе». Это значит, если один товар продают разные продавцы, карточку заводит первый, а остальные к ней присоединяются.
Из-за этого не получится обойти других продавцов с помощью более качественной инфографики и описания товара. Остается конкурировать ценой и скоростью доставки.

Как начать продавать на Яндекс Маркет: пошаговая инструкция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция бизнес-модели Яндекс Маркет – это яркий пример того, как компания адаптируется и развивается, чтобы соответствовать требованиям рынка в предоставлении удобных условий для продавцов и покупателей.
Необходимо отметить, что Яндекс Маркет постоянно внедряет новые функции и улучшает интерфейс, чтобы обеспечить удобное взаимодействие продавца и покупателя.
Важной особенностью Яндекс Маркета является его алгоритм рекомендаций, который помогает покупателям находить интересующие товары и осуществляет персонализированные рекомендации. Это улучшает опыт пользователей и повышает вероятность повторных покупок.
Дальнейшее развитие Яндекс Маркета связано с укреплением его позиции на рынке электронной коммерции и расширением услуг. Увеличение ассортимента товаров, внедрение новых категорий продуктов, диверсификация доставочных и платежных услуг – это лишь некоторые аспекты будущего развития платформы.
Яндекс Маркет активно реагирует на тренды и потребности рынка, чтобы предлагать актуальные и конкурентоспособные услуги.

11
Начать дискуссию