Люди в США считают себя лучше, чем они есть на самом деле. Люди в Азии так не думают

Люди в США считают себя лучше, чем они есть на самом деле. Люди в Азии так не думают

Насколько вы компетентны по сравнению с вашими коллегами? Когда психологи обращаются к командам сослуживцев с вариациями этого вопроса, обнаруживается интересная закономерность. Если люди действительно реалистично оценивают свои способности, то их самооценка, как правило, должна находиться примерно посередине. Вместо этого психологи неоднократно обнаруживали, что самооценки людей завышены. На самом деле, как суперзвезды, так и неудачники склонны считать себя лучше, чем они есть на самом деле.

Этот эффект является одним из примеров позитивной иллюзии: когнитивного предубеждения, которое заставляет вас чувствовать себя более компетентным, более благословенным, более удачливым и лучшим, чем вы есть на самом деле. Позитивные иллюзии кажутся многим людям интуитивно понятными и разумными. Некоторые ученые утверждают, что эти иллюзии являются основополагающими для выживания нашего вида. Чтобы выжить, считают они, необходимо сохранять оптимизм, упорно трудиться, добиваться успеха, жить долго и оставить после себя потомство.

Конечно, некоторые люди не испытывают позитивных иллюзий и имеют более реалистичную самооценку. К сожалению, такая самооценка может заставить их чувствовать себя более неадекватными, когда они сравнивают себя со многими другими людьми, у которых очень позитивная самооценка. Такие сравнения могут быть важной причиной синдрома самозванца - подозрения, что человек не заслуживает своих достижений. Другими словами, синдром самозванца может быть темной стороной общественной нормы, направленной на позитивное отношение к себе.

Но в этом обсуждении есть важная оговорка: имеющиеся доказательства основаны почти исключительно на небольшой части человечества, называемой западными людьми. Если бы позитивные иллюзии были действительно важны для нашего вида, мы бы ожидали, что они будут универсальными. Но моя работа и работа других исследовательских групп свидетельствует об обратном.

В начале 1990-х годов я и мои коллеги начали проект "Культура и самость", изучая, как чувство самости может различаться в разных культурах. Мы не нашли убедительных доказательств эффекта "лучше, чем в среднем" или других позитивных иллюзий в Восточной Азии. Например, в Японии, когда студентов университета спрашивали, какая доля их сверстников превосходит их по различным характеристикам и способностям, средняя оценка составляла около 50 процентов.

В нашей новейшей области исследований - культурной нейронауке - мы обнаружили, что нейронные пути, поддерживающие позитивные иллюзии, отсутствуют в определенных сообществах. Другими словами, паттерн, который большинство психологов считали универсальным для человека, на самом деле является продуктом культуры.

Подавляющее большинство психологической базы данных происходит из так называемых WEIRD (западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических) обществ. Большинство ученых в психологии и других академических областях имеют культурное происхождение WEIRD. Поэтому распространенное мнение о том, что позитивные иллюзии являются универсальной человеческой чертой, основано на сильно искаженных исследованиях.

Чтобы выйти за рамки этой странной культурной перспективы, я и мои коллеги провели прямое сравнение ответов западных и восточноазиатских людей на вопросы о самости. В одном исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале "Экспериментальная психология: General, американские и тайваньские участники оценивали, насколько хорошо или плохо они будут чувствовать себя, столкнувшись с успехом или неудачей. Американцы сообщили, что они будут чувствовать себя лучше при успехе, чем при неудаче. В то же время тайваньские участники не продемонстрировали подобной позитивной иллюзии: они сообщили, что в случае неудачи они будут чувствовать себя хуже, чем в случае успеха. Такая реакция тайваньских участников может отражать другую психологическую тенденцию, называемую предвзятостью негатива, при которой негативные события обычно оказывают гораздо более сильное эмоциональное воздействие, чем позитивные.

Затем мы сделали еще один шаг вперед по сравнению с предыдущими исследованиями, проследив за мозговыми волнами людей, когда они делали эти суждения. В частности, мы смотрели на величину "альфа-волны" - паттерна активности, который появляется, когда ум человека блуждает и занимается внутренне направленными мыслями. Мы наблюдали альфа-эффект, когда американцы думали о себе в течение доли секунды после того, как узнали, что с ними произошло что-то хорошее. Это раннее внимание предсказывало величину их позитивных иллюзий. Тайваньские участники не демонстрировали подобную картину, когда думали об успехе или неудаче, произошедших с ними самими, и не показывали признаков наличия позитивных иллюзий, как упоминалось выше.

В Восточной Азии в культурном отношении ценится скромность. По этой причине некоторые западные психологи пытались объяснить отсутствие позитивных иллюзий тем, что жители Восточной Азии маскируют свои истинные чувства, чтобы не показаться слишком сосредоточенными на себе. Но наши данные показывают, что это объяснение неточно. Например, мы не увидели никакой дополнительной активности мозга, которая бы коррелировала с усилиями по сокрытию своих истинных чувств у тайваньцев, участвовавших в нашем исследовании.

Напротив, западные люди предпринимают дополнительный шаг, чтобы усилить свои хорошие чувства, когда с ними происходит что-то хорошее. Они спонтанно максимизируют хорошие чувства о себе посредством автоматической нейронной реакции. Это происходит в течение доли секунды, без видимых усилий, не говоря уже о каком-либо обдумывании или сознательной разработке стратегии. Такая реакция может показаться естественной и неизбежной, но это не так. Вместо этого реакция является культурной, сформировавшейся в результате многолетней социализации. Мозг интенсивно тренируется вырабатывать такую реакцию, потому что она поддерживает установки, которые помогают человеку вписаться в его индивидуалистическую культуру, ценящую самопродвижение и инициативу. Восточные азиаты не демонстрируют такой спонтанной или автоматической реакции. Они, по-видимому, лучше воспринимают различные события по мере того, как они с ними происходят. Другие наши исследования показали, что в то время как самооценка предсказывает здоровье на Западе, она не имеет таких последствий в восточноазиатских обществах.

Рассматривая эти результаты, важно отметить, что выводы о целой культуре или сообществе имеют свои нюансы. Внутри одной группы могут быть большие различия между отдельными людьми. Как уже упоминалось ранее, некоторые люди на Западе испытывают синдром самозванца, что может быть особенно проблематично, учитывая, что в этой культуре сильный нормативный акцент делается на позитивном отношении к себе. Этот пример демонстрирует, почему мы не можем считать, что каждый западный или восточноазиатский человек будет следовать установленной модели поведения. Но в широком смысле, когда мы видим подобные тенденции в наших исследованиях, у нас есть возможность узнать больше о том, как культура формирует мозг и поведение.

Мы считаем, что культурные различия в позитивных иллюзиях являются одним из примеров более широких культурных различий в трактовке самости. В западных обществах самость обычно считается независимой. Следовательно, люди в этих обществах мотивированы на то, чтобы чувствовать себя хорошо. Они прилагают все усилия, чтобы определить свою компетентность и уникальность. Однако во многих культурах за пределами Запада люди считают себя взаимозависимыми и включенными в социальные отношения. Они чувствуют себя защищенными и в безопасности, когда связаны с большим социальным сообществом. С точки зрения этой культуры, нет необходимости чувствовать себя особенно хорошо в отношении своего независимого, индивидуального "я".

Эти различия создают почву для всевозможных недоразумений. С точки зрения Запада, жители Восточной Азии могут показаться чрезмерно вежливыми в своем внимании к социальным связям, а также могут показаться отстраненными или даже депрессивными или неадаптированными в своем амбивалентном отношении к самопродвижению и инициативе. Однако наши данные показывают, что жители Восточной Азии реагируют на события естественно и реалистично, без лишних размышлений. С точки зрения Восточной Азии, западная тенденция к усилению хороших чувств о себе может показаться бесполезной, ненужной или даже детской, поскольку она показывает, что человек не способен оценить реляционную природу "я". Но наши данные свидетельствуют о том, что американцы усиливают свои позитивные чувства о себе, потому что это помогает им адаптироваться к своей культуре. В целом, применяя подход культурной нейронауки, мы можем держать в узде наши культурные предубеждения и предвзятость, тем самым делая нашу науку менее этноцентричной.

Если сделать шаг назад, то эта работа подчеркивает силу культуры. Люди - единственные животные, которые выжили благодаря созданию и использованию различных условностей, практик, значений и социальных институтов. Эволюция этих вещей, обобщенно называемых "культурой", ускорилась, особенно за последние 10 000 лет, сформировав сегодня несколько основных культурных зон. Эти зоны сильно различаются, и культурные различия в позитивных иллюзиях - это единственный, хотя и важный, пример более общего процесса, посредством которого наша культура формирует наши способы думать, чувствовать и действовать. Мы знаем, что такое наша культура. Однако мы недостаточно ценим ее силу, формирующую наше сознание.

11
Начать дискуссию