Самое ценное понятие в юморе

В этой статье разберём такие понятия, как панчлайн, рефрен, НЛП-якорь, миксаут и теглайн.

Панчлайн

Самое ценное понятие в юморе

Самое сложное понятие и самое ценное понятие в юморе вообще. Панчлайн – это фраза или движение (которое называется гэг), которое вызывает смех у публики.

Ещё раз оговорюсь, разговор у нас профессиональный и я рассчитываю на то, что вы понимаете, что речь идет о тех местах, где комик прогнозирует смех.

Панчлайном может быть сценарный поворот, после которого мы ожидаем резкую реакцию публики. Хорошие примеры КВН-стэмы, где выход какого-то конкретного персонажа уже является резким поворотим сюжета: например, сценка была про влюбленных и вдруг из армии возвращается ее парень. Панчлайном может быть и движение тела или мимическое движение.

В стендапе же панчлайном часто является меткая фраза внутри микса. Часто это емкая цитата из нашей жизни, с использованием каких то сленговых словечек.

Иногда смех начинается уже при заявке темы, если комик сумел попасть в тему, которая давно назрела, но до него никто не открывал. Панчлайном может оказаться и точно подобранный микс, сравнение, метафора. И публика начинает смеяться, ожидая раскрытия темы, осознавая, что в такой точной метафоре сейчас будет множество точных фразочек, которые будут нас радовать и смешить.

Шутки-ванлайнеры строятся из двух частей: сетапа и панчлайна. Сетап задаёт вектор ожиданий публики, а панчлайн меняет его на прямопротивоположный.

Про написание панчлайна мы скоро подробно поговорим, когда речь зайдет про вординг.

Сейчас же про подачу.

Панчлайн до словно переводится как линия удара или ударная линия, ударная строчка. И действительно в нем много от удара. Мы уже говорили про оттянутую резинку и вот что еще важно: панчлайн требует сфокусированности, сжатости, емкости и резкости.

Подавать их следует хлестко и остро.

Подобно боксерскому удару: кулак должен быть максимально сжат, площадь удара минимальна, потому что если размажете силу удара по широкой поверхности кулака – количество силы на единицу площади будет меньше. В нашем случае вы можете легко проверить: многословные шутки взрывают зал реже, чем короткие. Чем четче вы натренируетесь выражать свою мысль в двух словах, тем чаще вам будет сопутствовать успех. В этом помогают и упражнения из моей онлайн разминки, когда вас тренируют рассказывать вашу шутку за 30 секунд, потом за 15, потом за 5. В этом помогают и ваши мимика и жесты, отыгрыши. Потому уже на первых репетициях вы заметите, что многое можно сказать и не говоря, а просто интонационно. Зритель легко считывает персонажей, если вы говорите разными голосами: переодеваться и даже менять положение на сцене часто не обязательно. Стендап это очень эффективная комедия: минимум ресурсов максимум эффекта. Оттуда и его популярность.

Запомните эту метафору с боксерским ударом: шутка должна быть резкой, неожиданной и сжатой, сфокусированной.

Один из моих учеников, Олег Белый так же предложил точную метафору, что такое сетап. Сетап это «финт». То есть обманка, движение, которое имитирует удар справа, чтобы соперник проморгал удар слева. То, куда якобы ведёт комик.

«В школе девочки не замечали меня… поэтому продолжали переодеваться при мне». (Соболевский)

Это определение как никакое другое подходит для разбора ванлайнеров. Однострочных шуток. Чем лучше вы обманите ожидания публики в сетапе, и чем более непредсказуемым будет ваш панчлайн, тем больше шансов на успех.

Важно понимать, что панчлайн это не только финал ванлайнера. Это вообще фразы или действия после которых публика должна отреагировать на вас.

Начинающим комикам, пока чутье ваше развито еще не слишком рекомендую на бумаге ставить абзац и переходить к новой строке в каждом месте, где вы планируете, что публика отреагирует.

На деле вы сразу заметите, где говорите слишком много,– визуально это будет выглядеть как кирпичи текста.

Мы уже говорили о том, что в подаче панчлайна комики ритмически ускоряются.

Есть и еще одна метафора, которая будет помогать вам каждый раз при написании новой шутки. Остроумие не случайно имеет корень острый. Представьте вашу шутку как переход от одного полюса к другому. Как дугу.

Так вот остротой вашу мысль, ваш переход делает скорость перехода от одного полюса к другому. Другими словами эту дугу вам нужно резко переломить, чтобы она превратилась в угол.

Переход от обманки к развязке должен быть резким и неожиданным. По тему – быстрым. В КВН говорят «слом». На практике у вас уйдут месяцы, чтобы научиться делать это, если на сегодняшний день вы не умеете, но эффект стоит того.

Подытожим. Панчлайн это ударная строчка, фраза, после которой публика должна засмеяться. Для того, чтобы не путаться шуткой же будем называть всю логическую цепочку: предпослыка-актаут-микс-миксаут с панчлайнами.

Рефрен и НЛП-якорь

Самое ценное понятие в юморе

Повторение одной и той же фразы называется рефреном. Иногда комики используют его как отдельный приём, повторяя одну и ту же фразу в разных контекстах. Интересный комедийный эффект достигается, если с каждым следующим новым контекстом фраза звучит всё парадоксальней.

Иногда срабатывает просто эмоциональное «якорение» из НЛП. Пример, когда контекст не парадоксален к рефрену, но зал пробивают на эмоции, можно посмотреть в штуке команды КВН «Триод и Диод» Смоленск в Светлогорске «Андрей».

Или в номере Пятигорска «Отец и сын наряжают ёлку» слово «Ма-ла-дец».В самом слове нет шутки (кроме каламбура с «Дец, как мало»), но повторяя снова и снова публика начинает реагировать на это слово как на шутку.

Или у команды КВН «Спарта» номер про «капкейки», где первый раз есть мощная шутка на парадоксе «кровожадный» сын правителя делает «субтильные» капкейки, а затем она просто повторяется снова и снова без усиления.

У Харламова в миниатюрах Камеди Клаб так же есть якорение на топанье ногой и выкрик: «Кха!», у Галыгина на «… С’ка…». Всё это блестящие находки.

Нередко один только выход на сцену популярного актера в костюме напоминающем его лучшие номер вызывает у публики восторг.

Это работает, однако повторение имеет отношение не к юмору, а к НЛП. Срабатывает напоминание о прошлых любимых шутках, а не сама шутка.

Рано или поздно и ваши самые удачные фразы, жесты, мимика станут для публики «якорем» и они будут реагировать на них даже, если шутки не будет. Однако начинающим комикам легко свернуть на более простой путь банального повторения одной и той же фразы, то есть имитации формы, а не содержания.

Иногда вы наверно даже встречали людей, которые копируют чужие «якори» в надежде, что публика будет реагировать на них как на кумира.

Стремитесь наполнить ваши выступления логикой, парадоксами, шутками и остротами, интересными наблюдениями и метко пойманными фразочками, добивайтесь того, чтобы у вас появились собственные «якори», но не злоупотребляйте ими и избегайте самокопирования. Инцест портит генетику.

Более подробно можно узнать на моем курсе Упражнения для чувства юмора. 10 недельная разминка. (yartsev.club).

Миксаут. Логический рефрен. Теглайн

"Дед" сад
"Дед" сад

Итак, подытожим как создавать микс: вам понадобится четко понимать логику вашей предпосылки, вам понадобится отправить эти антонимы в совершенно другой мир. И тут вам совет: чем антонимией по отношению к предпосылке будет микс тем лучше.

Плохой пример: ситуацию в детском саду сравниваем с ситуацией в школе.

Хороший пример: ситуацию в детском саду высмеиваем через ситуацию с ГосДуме.

Смешиваем сеттинг ищем много много панчлайнов. Ищем на бумаге в карандашём, ищем и на ногах проигрываю эту сцену.

Читерство заключается в том, что многие стендап комики просто рассказывают друг другу историю и ждут, что друзья добью, придумают панчлайн для его шуток, а он их потом использует. Это хитро и это работает. В плане развития артиста это все равно вынудит вас создавать более смешные предпосылки и миксы. Потому что чем лучше будет придумано сравнение, тем проще будет вовлечь своих друзей в шутливый разгон вашей идеи. А слабые идеи будут мало кого зажигать.

Пишите как можно больше вариантов развития и аргументирования вашей преподсылки, чтобы панчлайны конкурировали и сильные поедали слабых становясь сильнее.

По сути: микс является логическим рефреном (повтором) предпосылки. И в то же время, когда вы отыгрываете миксаут на старте карьеры пользуйтесь рефреном к предпосылке. То есть, если у вас в предпосылке мама говорит сыну: «не ходи туда я не хочу за тобой потом комбинезон стирать», то хорошо бы, чтобы и миксаут заканчивался созвучной фразой: Хьюстон астронавту «Не ходи туда, мы не хотим потом за тобой скафандр стирать».

Сейчас же мы говорим о логическом рефрене, когда повторяется соотношение антонимов, синтаксис предложения, его строение.

В случае с космонавтом и ребёнком на вас будет работать и логическое подчеркивание, что эта сценка была метафорой предпосылки. Это важно, если ваша публика не очень внимательна, и музыкальная рифма и подтекст.

Не редко мне задают вопрос: а можно ли написать два микса к одной шутке? Конечно можно и даже нужно. Больше не меньше.

Для терминологической точности любая новая шутка после первого микса будет называться теглайн. Обсудим разницу: бывает у вас в миске несколько панчлайнов.

Например: «Странно, что мы так высоко ценим фуагра, ведь это просто цирроз печени гуся. Почему нет других блюд: герпес крокодила, фурункул выдры, оспинка вепря» (Никита Макаров)

После каждого из придуманных им в миске блюд можно ожидать смеха публики, однако все это панчлайны одной и той же шутки. Но если бы Никита продолжил высмеивать эту ситуацию, например стал показывать гуся, который нарочно бухает, чтобы побольше заработать на продаже своей печени – это был бы уже другой микс. Его мы будем называть теглайн.

Часто слышал слово «добивка», однако он может означать и еще один панчлайн внутри моего микса и новый микс, что может запутать.

С теглайнам все замечательно. Эдди Иззард нередко уходит настолько глубоко в свои миксы, что может по три теглайна к одной комедийной предпосылке показывать 10 минут. Это прекрасно. Понаблюдайте за ним в его спешалах.

Теперь наш «паровозик» выглядит так: предпослыка-актаут-микс-миксаут с панчлайнами, теглайн с панчлайнами, теглайн с панчлайнами и т.д.

Почему же комики не делают все шоу оттолкнувшись от одной предпосылки? Дело в том, что есть риск: как только произойдет осечка следующий теглайн уже с высокой долей вероятности не зайдет. Поэтому, если вы приготовили миксаут и потом теглайн и первый микс не зашел – публика не отреагировала – переходите к следующей предпосылке.

В идеале самый смешной теглайн нужно ставить в самый конец. Чтобы смех нарастал волнами. И вместе с тем решить, что осечек не будет вы сможете только с опытом. Поэтому до первого показа ориентируйтесь на свое чутье. Если в первый раз произошла осечка, то не выкидывайте шутку целиком, а попытайтесь в следующий раз начать с другого микса. Возможно, что они будут работать в новой последовательности.

Я осознаю, что последние главы весьма глубоко уже погружаются в практику стендапа и понятны только тем, кто уже занимается комедией и понимает о чем я говорю не только на чужих примерах, но и на своих собственных. Более глубоко я разбираю эти темы в рамках моего курса Обучение Стендапу Дистанционно Онлайн (yartsev.club) .

Собственно основной целью сейчас является обобщить разрозненные и доселе интуитивные знания о написании стендап материала в четкие и понятные структуры и алгоритмы. Естественно если у вас получается комедия без знания теории, то обращаться к ней стоит только, если что-то пойдет не так.

В этот раз мы разобрали понятие панчлайна, рефрена и нлп-якоря. А также важность этих понятий в построении хорошей шутки. Читайте дальше

11
11
реклама
разместить
2 комментария

спасибо! Читала и постоянно вовзвращаюсь к вашей книге "Юмор. Все инструменты комедии". Очень помогла в квн)

1

расскажите о команде, за которую вы играете