Как стать Стендап Комиком?

В этой статье я отвечу на главные вопросы новичка- зачем заниматься стендапом и как стать близким аудитории.

Зачем заниматься Стендапом. Психотерапия

Как стать Стендап Комиком?

Исследования описанные в книге Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» указывают, что люди с тяжелыми, смертельными заболеваниями могут продлить себе жизнь, если посещают группы поддержки, в которых могут выговориться, поделиться собственными переживаниями и быть понятыми другими людьми, которые переживают подобное.

Статистически доказано, что те, кто выговариваются на этих встречах, живут в среднем дольше тех, кто просто посещает и слушает. Эти исследования могут пролить свет на туманные догадки о популярности стендапа, как жанра. Разъяснить природу того странного эффекта, что выступления от первого лица оказываются более впечатляющими, чем номера от образа.

Вполне вероятно, что стендап клубы являются именно такими «группами поддержки», где люди делятся своими переживаниями, привлекая на «заседания» себе подобных, людей которым близка обсуждаемая проблематика.

В моем поле зрения были в основном молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет, и могу подтвердить, что те, кто долгое время занимался стендапом, становились более открытыми, более откровенными на сцене и более здоровыми. Они становились спокойнее и увереннее. Они становились непоколебимыми в спорах и неуязвимыми для обидчиков.

Так что юмор действительно продлевает жизнь.

Если вы переживаете развод, а на сцену выходите с материалом про политическую обстановку в стране, публика может почувствовать фальш. Будет заметно, что в действительности вас беспокоит что-то другое.

Раскрываясь перед зрителем вы увеличиваете свою плоскость соприкосновения с этим миром. Трудно сказать, как именно это стоит делать, стоит ли делать это перед любой публикой или, скорее, медленно формировать свою и постепенно увеличивать градус открытости, глубину обсуждаемых проблем. Но, что можно сказать точно, это то, что большая плоскость соприкосновения даёт вам большее влияние и возможности по взаимодействию и привлечению в вашу жизнь правильных людей. Вы незаметно учитесь коммуницировать с самыми разными людьми.

«Формирование своей аудитории»,– для начинающего комика это звучит чем-то космическим, и вам может показаться, что вы никак не влияете на то, какие люди приходят в зал. Но на самом деле все, что вы говорите со сцены влияет и на настроение зрителей и на то, кто из них вернется теперь обязательно, а кто не придёт больше никогда.

Занимаясь стендапом на протяжении нескольких лет, вы заметите, что публика будет знакомиться на ваших шоу, приводить друзей. По своему опыту скажу, что они будут даже создавать семьи. Чаще всего за пределами зрительного зала, но вы можете поставить себе новую планку.

В этом глубокий психотерапевтический эффект стендапа – он является группой поддержки для комика и для зрителей. Именно поэтому важно открываться и не выступать от образа. Именно необходимость описать ваши переживания так, чтобы разным людям было понятно, что эта история и про них тоже, вынуждает комика становиться понятным и близким самым разным типажам людей.

Это работает. И это объединяет вас с ними и их друг с другом. Вы увидите, что после вашего выступления незнакомые люди настраиваются на один и тот же лад, и им становится проще найти общий язык.

Почему любой артист должен уметь стендап

Как стать Стендап Комиком?

Как мы говорили в самом начале, стендап это выступление без образа, выступление от первого лица. Артист должен уметь говорить не от образа и, чем популярнее и известнее он становится, тем чаще ему приходится давать интервью, сниматься в передачах, где ему придётся быть самим собой. Энтони Джессельник говорит, что стендап это бакалавриат для любого режиссера, сценариста, актёра. И это похоже на правду.

Танцор, музыкант, поэт, – все они должны заострить свои чувства, чтобы уметь увидеть необычное, достойное улыбки или восхищения там, где обыватель не видит ничего особенного. В этом и состоит искусство – находить сокровища у всех под ногами. Для артистов разговорного жанра это вообще незаменимая школа. Суметь выявить, что волнует тебя и научиться донести это до других, сделать так, чтобы самые сложные хитросплетения твоих собственных эмоций стали понятны широкой публике – это и есть упражнение, которое все артисты повторяют снова и снова. А стендап ставит очень четкий критерий вашей «понятости» публикой. Если они не поймут вас, они смеяться не будут.

Перечитывая эту книгу ведущие мероприятий обнаружат, что, когда вы умеете пошутить о самом себе, когда вы умеете на ходу создавать метафоры, гиперболы, инверсии и сыворотки правды, вы становитесь более легким, более контактным артистом.

Бизнес-тренеры, повторив для себя структуру шутки в стендапе обнаружат, что именно эта структура позволяет аргументировать свои мысли и убеждать в своей правоте. Потому что метафора есть ничто иное, как аргумент в споре. И чем точнее вы научитесь их подбирать тем короче будет ваша дорога к убеждению аудитории.

Режиссеры заметят, что множества проблем можно избежать еще на этапе выбора темы фильма, если научится прислушиваться к себе, обнаруживать парадокс в вашем сюжете, определять кому антонимически противопоставлен герой.

Сценаристы научатся делать своих персонажей непредсказуемыми даже если освоят всего один инструмент – «Адвокат дьявола».

Не способность говорить от своего имени, попытка скрыться за образом, «нагнать туману» и «держать позу» подводила многих знаменитостей и даже политиков. Тем же, кто умел найти смешное здесь и сейчас, кто был открыт к коммуникации и самоиронии эта способность открывала дорогу.

Стендап, как никакой другой жанр комедии, учит разбираться в своих чувствах и аргументировать точку зрения. Совершенствуясь в нём, вы становитесь более приятным собеседником и более влиятельной личностью.

Как стать близким любой аудитории. Сомнения

Я опишу простые советы, цена пренебрежения которыми – десятки несостоявшихся карьер. Многие артисты сходят с пути в самом начале. Потому что на сцене нет больших денег, чтобы долго удерживать ваш интерес и, если не получается находить удовольствие в стендапе, то большинство очень быстро находят причины, чтобы, выразимся политкорректно, «отложить успех на потом».

Как стать Стендап Комиком?

Любое искусство, как я уже намекал ранее, о том, что значит быть человеком. Когда комик рассказывает про белых и черных в Америке, нам в России это понятно не просто потому, что это «дико смешно» или «черный юмор». Эти описания нам мало, что подскажут. Нам понятно и интересно, потому что, на самом деле, это история про ненависть, про гнев. Про чувство понятное любому человеку на земле.

Простой секрет в том, что публике интереснее всего наблюдать за вашими СОМНЕНИЯМИ. Вспомните ситуации, когда вы в жизни сомневались больше всего. Между чем и чем выбирали? Каковы были ваши аргументы за и против? Какой бы выбор вы сделали сегодня? Чего вы не знали на тот момент?

И это совершенно не означает, что вы должны выкинуть свой блестящий материал про изнасилование аиста. Просто подумайте, в чем вы сомневались в этой истории, что было неоднозначным лично для вас.

Пересмотрите стендапы ваших кумиров и обратите внимание, не пользуются ли они этим секретом, не цепляют ли нас больше те биты, где комик сомневается, выглядит уязвимым. Все это связано с понятием парадокса, потому зрители хотят увидеть, что победит, какое решение в сложной ситуации сделает герой. Не верьте на слово – проверьте, в кино нам не интересно смотреть на героя, который ни чем не жертвует ради победы, мы тем больше сопереживаем, чем сложнее дилемма героя (об этом можете подробнее почитать в книге «Пишем жанровое кино вместе») а также на моем курсе Обучение Стендапу Дистанционно Онлайн (yartsev.club).

Надеюсь, этот совет станет маяком в вашей бурной карьере, поможет проще находить правильный подход к темам, которые вы хотите использовать на сцене.

Раскрепощенность

Как стать Стендап Комиком?

Для любого артиста важно в первые пару лет найти свое "раскрепощенное место» на сцене. Потому что выступать под стрессом и в напряжении вы долго не сможете. Да и зачем? Поэтому важно, чтобы ваше творчество было отражением вашего внутреннего мира.

Если вы зажимаете свои собственные идеи, то зрителю это будет заметно. В творчестве наиболее интересно КАК вы выражаете то, что есть внутри вас. Как вы научились передавать свои переживания.

Если же вы позволяете себе говорить не о тех проблемах, которые интересуют вас в первую очередь, то ваш голос будет доноситься словно из колодца.

Поэтому такое понятие как «новая искренность» обязательно к прогугливанию.

Именно способность говорить о самом откровенном публично делает артиста неуязвимым, готовым ко всему. Это похоже на то, как первым начать подшучивать над собой, выбивая возможный плацдарм для атаки у других из под ног. «Я знаю свои недостатки лучше вас, можете не пытаться причинить мне боль».

Такая профилактика.

Для того, чтобы почувствовать себя комфортно на сцене, важно репетировать не только у себя дома, но и на этой сцене. Важно почувствовать какие предметы находятся вокруг, физически ощутить дистанцию между ними, свое положение, освещение, представь как будут располагаться зрители. Мне и моим ученикам помогал почти ритуальный прием: во время репетиции лечь на сцену, на спину, потом на живот. Это выглядит фриковато, но позволяет вашему телу почувствовать себя комфортнее, потому что вы уже занимали на сцене максимально неподходящее позы и в более привычных будете чувствовать себя презентабельнее.

Все это придаёт вам уверенности, потому что уверенность не приобретается никак кроме как через опыт. Уверенность это, в принципе, убежденность в причинно-следственных связях, убежденность, что определенные действия приводят к предсказуемым последствиям. И только поставив эксперимент, вы убеждаетесь в правильности освоенных формул. Чем больше времени вы проведёте на сцене до живого выступления, тем комфортней вы себя будете ощущать, и этот комфорт передастся вашей публике.

Если вы неуклюжи, натыкаетесь на предметы, путаетесь в проводах, щуритесь от света, боитесь шагнуть назад не оглянувшись – публика почувствует, что сцена это пока еще не ваш родной дом, и ей будет труднее относиться к вам как к хозяину этих нескольких минут.

Уверенность и готовность ко всем ситуациям приходят с опытом.

Вы можете предсказывать, что может произойти пользуясь «корзинами Обамы». Так я назвал инструмент, который используют спикеры самого крупного масштаба для подготовки к длинным и сложным выступлениям. Вы, используя эмпатию, предполагаете четыре типа вопросов, которые вам зададут, и готовите ответы на них. В случае со стендап комедией вы готовите остроумные шутки, ответы, афоризмы и используете их, если не удается симпровизировать.

Политики создают четыре большие корзины, например: внутренняя политика и оппозиция, война, личные вопросы, социальные вопросы. Услышав вопрос, они быстро классифицируют и отправляют в одну из корзин, и дают один из заготовленных ответов.

В КВН подобный метод называется «резина». Когда к разминке готовятся хорошие афористичные шутки подходящие для ответа на любой вопрос.

Все стремятся к молниеносной импровизации. А импровизация это опыт. Опыт нарабатывается экспериментами, выходом из зоны комфорта и столкновением с реальной публикой, разной и непредсказуемой. Именно опыт подарит вам уверенность. Когда комик превращается неваляшку, которого невозможно поставить в тупик ни одним вопросом.

Тренируйтесь и накапливайте багаж, чтобы вам не приходилось повторяться.

Итак, я надеюсь, что смог донести до вас главную мысль – зачем нужен стендапа в нашей жизни и какой положительный эффект он может принести каждому из нас. Читайте дальше

Как стать Стендап Комиком?
Начать дискуссию