Цифровые рынки: правовой обзор 2023 (лонгрид)

Цифровые рынки: правовой обзор 2023 (лонгрид)

В течение первого полугодия 2023 года появились важные нормативно-правовые акты и законопроекты в части правового регулирования цифровых рынков, в том числе антимонопольного регулирования.

Кроме того, в России продолжает складываться новая прецедентная судебная практика касательно цифровых рынков, которая будет обобщена в данном обзоре.

1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ. КЛЮЧЕВЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ РЫНКОВ:

1.1. В ЕС приняты единые правила рынка для криптоактивов, включая криптовалюты,

Важно: ЕС станет первой юрисдикцией в мире, которая создаст систему законодательной базы для криптовалют.

Принятый Европейским Парламентом закон MiCA (Markets in Crypto-Assets Regulation), устанавливает общие правила обращения криптовалют, включая лицензирование, защиту потребителей и инвесторов, финансовую стабильность и инновации.

Закон вступит в силу в июле 2024 года и позволит криптокомпаниям и криптобиржам законно осуществлять свою деятельность на территории всего Европейского союза.

После вступления закона в силу все криптокомпании и криптобиржи должны будут получать регистрацию в одном из государств-членов ЕС, чтобы работать на территории всего ЕС.

ЕВА и ESMA будут следить за соблюдением правил и использованием необходимых процессов управления рисками на крипторынке.

Ссылка на документ:

2. РОССИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ РЫНКОВ:

2.1. Распоряжение Правительства № 1315 от 20.05.2023 об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года.

Главной задачей концепции указывается достижение «технологического суверенитета» с внедрением «результатов отечественных исследований и разработок».

Важно: в части антимонопольного регулирования в документе отражены следующие положения:

- принятие и реализация комплекса законодательных мер по развитию конкуренции на цифровых рынках (пятый антимонопольный пакет);

- разработка антимонопольных программ для рынков высокотехнологичной продукции и услуг;

- меры по усилению конкуренции: применение принудительного лицензирования по неиспользуемым результатам интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат лицам из недружественных стран.

Ссылка на документ:

3. РОССИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ РЫНКОВ:

3.1. «Пятый (цифровой) антимонопольный пакет», в состав которого входят существенные поправки в Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) и Кодекс об административных правонарушениях, по-прежнему проходит обсуждение в государственных ведомствах (в конце 2022 года законопроект уже прошёл 2 чтение в ГД РФ).

Важно: Стоит напомнить, что законопроект направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны цифровых платформ.

В законопроекте, в частности, дается определение таким новым терминам как «сетевой эффект», «ценовой алгоритм», «цифровая платформа».

Запреты распространяется на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки.

Законопроект нацелен на защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.

Рыночная власть со стороны цифровых платформ имеет особенности по сравнению с традиционными рынками.

ФАС России также предлагает включить регулирование социальных сетей и поисковиков в пятый антимонопольный пакет.

Согласно законопроекту его действие распространяется на цифровые платформы которые признают доминирующими на рынке, при соответствии 3 критериям:

— объем сделок на платформе превышает 35% от их общего объема на рынке или посещаемость платформ составляет более 100 000 пользователей в сутки;

— годовая выручка превышает 2 млрд рублей;

— платформа (компания) оказывает существенное влияние на смежные рынки с помощью сетевого эффекта.

Фактически под действие законопроекта подпадают самые популярные маркетплейсы и агрегаторы в России - Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», Сбермаркет а также, например HeadHunter (агрегатор вакансий), Циан, Banki.ru.

Важно отметить, что само по себе признание платформы (компании) доминирующей никаких санкций не влечет, однако в случае злоупотребления ФАС России сможет применить соответствующие правовые механизмы: обязательные для исполнения предписания, привлечение к административной ответственности.

3.2. Правительство РФ внесло в ГД РФ законопроект об основах работы технологических компаний.

Название: Законопроект № 348244-8 «О развитии технологических компаний в Российской Федерации (в части определения правовых основ деятельности технологических компаний в Российской Федерации)»

Важно: предусматриваются меры по стабилизации российской экономики в рамках деятельности Правительства РФ в сфере науки и технологий, IT-сектора. Документ определяет основные понятия и принципы в сфере государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний в РФ, а также критерии для наделения коммерческих организаций таким статусом.

В частности, законопроектом вводится несколько ключевых понятий:

— инновационная технология;

— технологическая компания;

— малая технологическая компания (МТК).

Целью законопроекта является установление чётких правовых рамок для компаний, которые рассчитывают на получение государственной поддержки в сфере инновационных технологий. Предполагается, что Правительство РФ будет определять категории МТК в зависимости от объема выручки: МТК от 0 до 300 млн руб., от 300 млн до 2 млрд руб. и от 2 млрд до 4 млрд руб.

3.3. ФАС России разработан законопроект для регулирования рекламы в мессенджерах.

Федеральная антимонопольная служба опубликовала для общественного обсуждения проект поправок в закон о рекламе, относящихся в том числе к рекламе в мессенджерах.

Название: Федеральный закон О внесении изменений в статьи 2, 18, 21 Федерального закона «О рекламе» (ID проекта: 136402).

Важно: ФАС России предлагает законодательно закрепить возможность рекламы товаров и услуг посредством push-уведомлений только с согласия пользователей.

3.4. В Государственную думу РФ внесен законопроект об экспериментальных правовых режимах в части цифровых инноваций

Название: Законопроект № 341257-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)»

Важно: В случае принятия законопроекта фактически появляются возможности для появления криптовалютных бирж и обменников зарегистрированных в России и действующих в рамках законодательства РФ.

При этом регулировать работу криптобирж в России будет ЦБ РФ.

Документ предполагает внесение изменений в ряд федеральных законов, устанавливая экспериментальный режим в части разработки и апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.

Ожидаемыми последствиями принятия законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, являются:

- формирование новых видов экономической деятельности;

- развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг;

- увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности;

- совершенствование общего регулирования;

- создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.

4. РОССИЯ. ИНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЫНКОВ:

4.1. Создан Совет цифровых платформ при РСПП и подписана Хартия о принципах развития платформенной занятости в России.

Важно: Целью создания Совета является развитие платформенной занятости в России и обеспечение социальной защиты исполнителей на онлайн-платформах.

Совет цифровых платформ при РСПП объединил ведущие компании, такие как «Авито», «Газпромнефть», «СберМаркет», «Яндекс», Ozon, Wildberries и YouDo.

Платформенная занятость представляет собой новый гибкий формат на рынке труда, где онлайн-платформы выступают посредниками между поставщиками услуг и их клиентами. Практически вся современная экономика в России уже построена по этой модели — маркетплейсы, доставки, доски объявлений и такси. Однако, исполнители на этих платформах постоянно меняют площадки и сферы, и нуждаются в социальной защите и справедливости.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что платформенная занятость в России развивается взрывными темпами за последние три года, и без саморегулирования не обойтись. Совет цифровых платформ займется поиском решений для обеспечения социальной защиты исполнителей, чтобы они могли получать дополнительный заработок и иметь импульс для развития своего бизнеса, не переводя его в трудовые отношения.

4.2. Запрещенные мессенджеры.

Роскомнадзор опубликовал итоговый перечень запрещенных сервисов (мессенджеров), принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам. Функционал указанных приложений подпадает под запреты ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Название: Приказ Роскомнадзора № 22 от 21.02.2023 года.

Важно: WhatsApp, Telegram, Skype, Viber и Microsoft Teams вошли в итоговый список запрещенных программ для банков, некредитных финансовых организаций, госкомпаний. Им нельзя использовать эти мессенджеры при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, чтобы передавать:

- платежные документы;

- персональные данные граждан РФ;

- сведения о безналичных денежных переводах;

- информацию для проведения платежей;

- данные о банковских счетах и вкладах россиян.

4.3. Облачный сервис «Гособлако» смогут использовать российские предприниматели.

Министерство цифрового развития РФ разработало проект положения о государственной единой облачной платформе. В настоящее время «Гособлако» используют 90 государственных структур.

Название: Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформе» (ГЕОП) (ID проекта:137640).

Важно: Документ вводит такие определения, как «Гособлако», «облачные услуги» и «облачные вычисления», что необходимо для нормативно-правового регулирования «Гособлака».

Как сообщают в Минцифры, инфраструктура ГЕОП используется ‎для размещения ресурсов нескольких потребителей в едином защитном периметре, которая позволяет:

• масштабировать и перераспределять вычислительные ресурсы между потребителями;

• минимизировать риски, вызванные санкционным давлением в части ограничений поставок вычислительной инфраструктуры;

• обеспечивать единый контур информационной безопасности.

4.4. Общественный совет при ФАС России рассмотрел вопросы регулирования маркетплейсов и снятия запрета на проверки маркетплейсов.

Важное: ФАС России, предлагает дополнительно изучить вопрос о снятии моратория на антимонопольные проверки в отношении всех аккредитованных организаций в области информационных технологий и вывести цифровые торговые площадки из-под действия постановления Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Вероятно данное решение вызвано, в том числе, в связи с претензиями некоторых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) к маркетплейсу Wildberries относительно изменений в условиях взаимодействия и работы между ПВЗ и платформой.

Напомню, что в настоящее время действует запрет на проверки IT-компании до 31.12.2024, на основании Постановления Правительства № 448 от 24.03.2022.

Мораторий касается только плановых проверок – как государственных, так и муниципальных, и тех компаний, которые аккредитованы Министерством цифрового развития РФ и внесены в соответствующий официальный реестр.

Кроме того, в мае 2023 года, появилась информация о том, что ФАС России и Минцифры обсуждают вопрос снятия моратория на внеплановые проверки для ИТ компаний в случае допущения утечек персональных данных пользователей или при нарушении антимонопольного законодательства в целом.

4.5. Экспертный совет при ФАС России 21.04.2023 года принятым документом рекомендовал Wildberries отказаться от резкого одностороннего изменения условий работы с контрагентами на площадке, в условиях роста числа конфликтов маркетплейса с контрагентами.

Важно: Экспертный совет при ФАС России рекомендовал Wildberries исключить односторонние действия, меняющие в короткие сроки условия работы и покупки товаров на площадке, создать механизм досудебного урегулирования споров и проработать практики «на предмет установления разумных и соразмерных условий для пользователей».

Ссылка на документ:

5. РОССИЯ. ЗНАЧИМЫЕ СУДЕБНЫЕ ДЕЛА НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ.

5.1. Верховный суд РФ 08.06.2023 отказал компании Apple Inc. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ранее Арбитражный суд кассационной инстанции подтвердил законность штрафа ФАС России для компании Apple за ограничение конкуренции на рынке мобильных устройств под управлением операционной системы iOS путем включения в документы, обязательные для разработчиков iOS-приложении, положении, которые могут привести к негативным последствиям для конкуренции среди разработчиков мобильных приложении родительского контроля для операционнои системы iOS.

Компания Apple была признана злоупотребляющим своим доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложении других разработчиков на операционной системе iOS, установив барьеры, которые привели к предоставлению конкурентных преимуществ ее собственным продуктам (нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)

Документ: Определение Верховного суда РФ N 305-ЭС23-7838 от 08.06.2023 и Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2023 по делу № А40-228362/2020.

Важно: Ранее АО «Лаборатория Касперского» обратилось в ФАС России, с заявлением в отношении компании Apple в части отказа прямым конкурентам в продвижении их продуктов на ОС iOS. Appleнеобоснованно отклонила версии программы родительского контроля Kaspersky Safe Kids (KSK).

Как следует из материалов дела, 13.11.2018 года Apple отклонила приложение KSK на основании, что нарушается пункт 2.5.1 Руководства Арр Store по экспертизе с комментарием: «Ваше приложение использует профиль MDM для блокировки веб-саитов или доступа к сторонним приложениям, что запрещено в Арр Store... Чтобы решить данную проблему просим удалить указанную функцию из вашего приложения».

Согласно предписанию ФАС России компания Apple обязана удалить из своей документации положения, которые позволяют ей отклонять приложения сторонних разработчиков для размещения в магазине приложений App Store.

Apple был назначен административный штраф в размере 906 млн рублей.

По мнению суда, злоупотребление Apple доминирующим положением выразилось:

  • во включении в документацию условия о том, что корпорация может отклонить и не допустить в App Store любое приложение стороннего разработчика по любой причине;
  • в действиях технологического, нормативного и поведенческого характера, приведших к существенному затруднению деятельности разработчиков iOS-приложений родительского контроля, ухудшению функциональности конкурирующих приложений.

В частности, речь идет:

– о необоснованном отклонении/недопущении приложений в App Store

– допущении стороннего приложения в App Store только при удалении из него определенных технологических компонентов (что делает приложение менее функциональным и привлекательным для потребителя, а значит, неконкурентоспособным);

– запрете на использование инструментов аналитики в приложениях родительского контроля сторонних разработчиков;

– включении в обязательную для разработчиков документацию положений с двояким, неоднозначным, противоречивым толкованием.

Таким образом, суды всех инстанций фактически подтвердили выводы антимонопольного органа о незаконных действиях Apple, повлекших ограничение конкуренции на рынке мобильных устройств под управлением операционной системы iOS.

Ссылка на документы:

5.2. 23.03.2023 апелляционный арбитражный суд подтвердил законность штрафа ФАС России на компанию Google в размере 2 млрд рублей.

Компания Google злоупотребила доминирующим положением на рынке сервисов видеохостинга YouTube: правила формирования, приостановления, блокировок аккаунтов и обращения контента пользователей на YouTube непрозрачны, необъективны и непредсказуемы.

Документ: судебное дело N А40-91928/22-144-617.

Важно: Ранее административный штраф в отношении компании Google был применен со стороны ФАС России в июле 2022 года за то, что правила Google, связанные с формированием, приостановлением, блокировками аккаунтов и обращения контента пользователей на YouTube (владелец Google), «являются непрозрачными, необъективными и непредсказуемыми», что приводит к внезапным блокировкам и удалению аккаунтов пользователей без предупреждения и обоснования действий.

В результате проведенного административного расследования со стороны ФАС России на Google LLC применен оборотный штраф в размере более 2 миллиардов рублей (34 886 073 доллара США) за нарушение антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 14.31 КоАП).

В настоящее время со стороны компании Google подана кассационная жалоба, рассмотрение дела назначено на июль 2023 года.

Ссылка на документ:

5.3. 24.04.2023 апелляционным арбитражным судом поддержаны доводы Новосибирского УФАС России о том, что незаконное использование баз данных влечет получение необоснованных преимуществ.

Документ: судебное дело № А45-24379/2022.

Важно: ранее Новосибирское УФАС России признало ООО «Гризли Секьюрити» и ИП Петров A.M. нарушившими закон о защите конкуренции в части недобросовестной конкуренции (рынок электронных баз данных) и применен штраф в размере 100 тыс. руб. за незаконное использование базы данных 2ГИС (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Установлено, что извлеченные из баз данных 2ГИС материалы были включены в состав баз данных другого справочника под названием ToGO.

При этом, компания ООО «Дубльгис» не выдавало третьим лицам разрешений на использование материалов из баз данных и рубрикатора 2ГИС, а также на использование материалов баз данных 2ГИС в составе справочника конкурента - ToGO.

Данные материалы размещаются в общем доступе на сайте togo.ru, распространяются в одноименном мобильном приложении и представляют собой справочно-информационные продукты, конкурирующие с продуктами «Дубльгис».

Как было установлено, компания ToGO зарабатывает на размещении рекламы в рубриках и на страницах веб-справочника, следовательно, действия ООО «Гризли Секьюрити» и ИП по введению в оборот справочника ToGO с незаконным использованием чужих результатов интеллектуальной деятельности совершены в целях получения дохода.

5.4. 06.06.2023 Арбитражный суд города Москвы отказал Apple Inc. в иске об обжаловании решения и предписания ФАС России, а также постановления о назначении штрафа.

Компания Apple не смогла оспорить в суде решение ФАС России и выданное предписание о злоупотреблении доминирующем положении на рынке распространения приложении для мобильных устроиств, функционирующих под управлением операционнои системы iOS.

Административный штраф на компанию по ч. 2 ст. 14.31 КоАП составил в размере более 1 миллиарда рублей.

Документ: Объединенное судебное дело № А40-206450/22-121-1173.

Важно: В июле 2022 года ФАС России признала компанию Apple нарушившей антимонопольное законодательство.

Компания Apple навязывала российским разработчикам приложений для iOS использование платежного инструмента App Store, что было признано нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В частности, правила App Store запрещали разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок за пределами App Store, а также использовать альтернативные способы оплаты. Компания требовала, чтобы разработчики удаляли ссылки на свои интернет-ресурсы и изменяли функционал приложения так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. В противном случае компания не допускала приложения в App Store.

17.01.2023 ФАС России в отношении Apple Inc. был применен оборотный штраф в размере 1 177 988 700 рублей (более 17 миллионов долларов США) за нарушение антимонопольного законодательства.

5.5. Иные споры с участием цифровых платформ (маркетплейсов).

Художник Никас Сафронов против маркетплейса Wildberries.

Документ: судебное дело: № А40-77595/23-51-608

Важно: Никас Сафронов (Сафронов Николай Степанович) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарныи знак по свидетельству РФ № 670603 в размере 9 млрд. рублей.

Вместе с тем, по информации из картотеки сайта суда, в настоящее время исковое заявление возвращено заявителю по формальным основаниям. Вероятно, речь могла идти о нарушении исключительных прав на один из товарных знаков принадлежавших Никасу Сафронову.

11
Начать дискуссию