Онлайн после карантина: выводы и выгоды
Какие возможности дала бизнесу самоизоляция и смогут ли компании на них заработать
Карантин завершен, жизнь постепенно возвращается в офлайн. Одни компании подсчитывают убытки, другие внедряют новые продукты. Бизнес извлек из самоизоляции выводы и выгоды.
Выигравшие и проигравшие
Принудительный переход на “все онлайн” ударил по туристическому и гостиничному бизнесу, потери понесли авиаперевозчики и спортивная индустрия, пострадали ресторанный бизнес, офлайн-торговля и фитнес. И все же для большинства компаний уход в сеть стал новым этапом в развитии.
“За время карантина мне удалось научиться инвестировать и продвигать свой личный бренд! Изучить новые технологии по организации финансовой стороны бизнеса и привлечению клиентов. Поэтому пришло время применить все это на практике...”, - написала в своей ленте Ирина Егорова, основательница детейлинг-центра люксовых авто RestorFX Marbella.
Офлайн-сервисы нашли онлайн-выходы. Автодилеры наладили продажи машин через интернет, тренеры перешли к онлайн-фитнесу, индустрия развлечений, хотя и понесла гигантские убытки, ушла в сеть: онлайн-концерты в конце марта и начале апреля пользовались большой популярностью, а “звезды” освоили стриминговые сервисы - посещаемость twitch, spotify, Apple Music выросла на 35%.
На 67% выросла популярность новостных медиа, на 45% - социальных сетей и мессенджеров, люди пытались заменить живое общение видеочатами и поделиться эмоциями через видеохостинги, онлайн-игры и фильмы - стали основным развлечением на карантине - (аудитория YouTube.com выросла на 15,3%, Netflix прибавил 16%).
Люди чаще читали электронные и слушали аудиокниги. По словам генерального директора ГК "ЛитРес" Сергея Анурьева, прирост новых покупателей на ЛитРес, крупнейшем книжном сервисе в России и странах СНГ, составил 52% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Трафик сайта litres.ru в апреле вырос на 49% по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 25,3 млн пользователей. Количество активных пользователей мобильных приложений выросло на 66%.
В других сервисах ГК «ЛитРес» также наблюдался рост в период карантина. В MyBook, крупнейшем книжном сервисе по подписке, активность пользователей выросла в 3,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а выручка в это время выросла в два раза. Аудитория за период карантина также значительно увеличилась: количество пользователей в апреле выросло на 314% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Неожиданно появившееся во время карантина свободное время люди посвятили саморазвитию, что также неожиданно благоприятно сказалось на соответствующих онлайн-сервисах.
Оставаясь дома, многие занялись самообразованием. Родители искали способы занять детей и пытались проконтролировать процесс онлайн-обучения школьников. Также люди наконец нашли время воплотить свои мечты в жизнь и научиться тому, что они давно хотели освоить.
К онлайн-образованию обратились и люди, потерявшие из-за коронавируса работу. По словам директора по маркетингу EdMarket Анны Чащиной, за время карантина выручка онлайн-университета EdMarket выросла на 26%.
Вызовы и достижения
Однако рост спроса на “все онлайн” оказался дополнительным испытанием для онлайн-платформ.
По словам генерального директора 4BRAIN Евгения Буянова, сложнее всего было справиться с нагрузкой на сервер, когда одновременно на сайте несколько десятков тысяч человек.
Школьный портал Московской области регулярно “ложился”, не выдерживая нагрузки. Так ученики девятых классов только с третьего раза смогли написать Региональную диагностическую работу онлайн. Это стало возможно после того, как отказались от одновременного входа всех девятиклассников в систему, распределив учащихся по часам.
К переходу в онлайн была не готова не только техника, но и люди.
По словам преподавателя СПбГУ и репетитора Ирины Павловой, ученики школьного возраста столкнулись с хаосом именно в организации школьных занятий - ее ученица, которая находится на домашнем обучении, полтора месяца не могла сдать аттестацию.
Преподавателям тоже было непросто перейти на онлайн-формат.
Студентам трудно было самостоятельно организовать себя, кроме того, они испытывали сложности с освоением нового материала, поскольку рядом не было учителя, готового ответить на их вопросы. Так что сложно дающиеся даже при очном обучении предметы, оказались непроходимыми в онлайн-формате.
Переход на удаленку стал еще одним вызовом для онлайн-платформ. По словам Сергея Белана, самым сложным было адаптироваться к ограничениям. В компании “Викиум” устраивали дополнительные звонки с командой, чтобы поддерживать друг друга, в первую очередь психологически.
Но в итоге испытание сделало онлайн-сервисы сильнее. По словам Евгения Буянова, в результате на платформе улучшили некоторые технические вещи, в остальном просто отшлифовали бизнес-процессы.
Стресс-тест также отсек лишнее - компании отказались от нежизнеспособных проектов и сервисов.
Одновременно период самоизоляции вскрыл и новые возможности для роста и развития.
Изучив запросы и интересы своих пользователей онлайн-сервисы запустили новые продукты и направления.
Новые продукты разработала и платформа 4BRAIN, а ГК “ЛитРес” запустила собственные проекты с уникальным контентом. По словам Сергея Анурьева, в середине апреля стартовал проект «Постэпидемия»: на сайтах ЛитРес, MyBook и постэпидемия.рф популярные российские писатели-фантасты опубликовали бесплатные рассказы о своем видении жизни после пандемии коронавируса. В начале июня на MyBook запустили первый книжный сериал в России, который будет одновременно выходить сразу в двух форматах — электронном и аудио — «Полное оZOOMление» от Маши Трауб — В ближайшее время такие же сериалы — от Олега Роя и Антона Чижа — появятся на ЛитРес.
После карантина
Жизнь возвращается в привычное русло, уставшие от онлайна люди восполняют нехватку общения и возвращаются в офисы, свободного времени на развлечения, чаты и самообразование остается меньше, кроме того летом в онлайне традиционно сезонный спад, но несмотря на все это эксперты уверены, что онлайн продолжит расти - эту многолетнюю тенденцию усилят новые привычки потребления онлайн-контента, сформированные за время карантина.