Накрутка ПФ: Мои методы борьбы с накруткой

В последнее время особенно часто вебмастера сталкиваются с такой ситуацией, когда в сводках Яндекс. Метрики наблюдается поток неестественного трафика. Это могут быть заходы из поисковых систем, прямые заходы, либо с каких-то непонятных сайтов, где даже нет ссылок на ваш ресурс. И вот эта неестественная активность отражается в статистике.

Накрутка ПФ: Мои методы борьбы с накруткой

Речь идет о сознательной накрутки ботами поведенческих факторов. Сначала они гуляют по разным сайтам, гуляют много, интересно, нигде не задерживаясь, после чего заходят на тот, где должны повысить поведенческие факторы (ПФ), проводят там какое-то время и больше уже не возвращаются в выдачу. Хотя могут и вернуться, но по другим запросам. ПФ теперь не то, сколько человек находится на вашем сайте и как долго они там. Имеет значение только совокупность действий. Именно ее и демонстрируют боты.

Что такое поведенческие факторы и как на них воздействуют

Поведенческие факторы ранжирования в поисковые системы были добавлены сравнительно недавно. На формулу ранжирования в Яндексе они влияют на 100%, значимость ПФ в Google сильно ниже. За их накрутку у Яндекса есть штрафные санкции на домен и его историю. Google не штрафует, но позиции снижает. И совсем непонятно, как они эту накрутку распознают, и как накладывают штрафные санкции.

На какие же ПФ воздействуют автоматизированные средства накрутки:

  • Кликабельность (CTR). Насколько часто на ваш сайт переходят с выдачи, по сравнению с другими ресурсами, и не возвращаются в нее после посещения.
  • Глубина просмотра. Число просмотренных страниц за время, проведенное на сайте.
  • Дочитка страницы до конца.
  • Время, проведенное на сайте. Чем дольше, тем лучше.
  • Показатель отказов. Когда пользователи находятся на странице не больше 15 с.
  • Полезность ресурса. Это прямые переходы и из соц. сетей, а также показатель возвратов (добавление в закладки, избранное, по upl-адресу).

При массовой атаке ботами, лучший вариант для вас - испорченные показатели в Яндекс. Метрике, что никак не скажется на посещаемости. В худшем - понижение позиций сайта в выдаче за накрутку на срок до 12 месяцев.

Причины неестественной активности

«Кому война, а кому мать родна». Данная пословица в полной мере отражает создавшуюся ситуацию. Одни пытаются всеми силами защититься от атак ботами, другие - активно зарабатывают на этом. Война закончится лишь тогда, когда ПФ пропадут, как фактор ранжирования. Но такое вряд ли случится.

На самом деле, неестественная активность под собой имеет несколько причин:

  • Кто-то пытается накрутить ПФ, используя черные технологии. Тогда на вашем сайте будет расти показатель отказов, если этот кто-то решил продвигаться по вашим запросам.
  • Рефспам - адреса ресурсов, с которых идут переходы на ваш сайт. Вы их видите в статистике и пытаясь выяснить, что это за сайты, переходите на них. Примерно так сейчас продвигается тематический трафик. А еще раньше, пока Яндекс не прикрыл эту лазейку, можно было таким образом поднять ТИЦ ресурса до очень неплохих значений.
  • Атака именно на ваш ресурс. Это могут быть конкуренты, или те, кому не дает покоя ваш успех и позиции в поисковой выдаче. Тогда в статистике обнаружите большой поток отказных заходов, короткие сессии по 15 с, зашли и тут же ушли.

Сам Яндекс эту проблему пока не считает проблемой. Он еще только в будущем собирается усовершенствовать систему фильтрации. Счетчик Метрики лишь фиксирует информацию о визитах, и нет возможностей повлиять на трафик, сообщает Яндекс, и, как обычно, отправляет в службу поддержки Вебмастера. Складывается впечатление, что Яндекс не ставит задачу поймать накрутчиков. Если бы ему это было нужно, он нашел способы. А пока проблема только ваша.

Если накрутка идет меньше 2-3 недель, то можно поступить так, как советует Яндекс:

  • Пишем обращение к сотрудникам Яндекса через поддержку Вебмастера.
  • Форму обращения находим по адресу: Яндекс. Вебмастер→Обратная связь→Безопасность и нарушения→Имитация действий пользователей.
  • Далее жмем «Если у вас остались вопросы» (а они остались) и появляется форма.
  • Пишем произвольно (нецензурную лексику не используем), что происходит на вашем сайте, и прикладываем скриншоты.

Скорее всего Яндекс ответит так, как описано выше. А может даже и обнадежит в завуалированной форме. Что-то типа того, что сигнал получен, и возможно на ваш сайт не будут наложены штрафные санкции за накрутку.

А пока ботоводы прогрессируют, смотрят, что работает, а что нет, крутят ПФ, выходят в ТОП. Цели при этом преследуются разные: убрать конкурентов, поэкспериментировать с показателями, убрать из ТОП-выдачи сайты по конкретным запросам. Происходит это всегда одинаково: пишется скрипт накрутки и бот ведет себя на сайте как реальный пользователь. Заходит с разных браузеров, использует динамический IP или прокси-сервер, делает внутренние переходы по ссылкам, оставляет комментарии.

Как защититься от накрутки ПФ

Поскольку паразитный трафик ведет себя самым естественным образом, то методы фильтрации для него уже не работают.

Конечно можно провести исследование и определить регион, с которого идут переходы, или IP пользователей. И по этим признакам провести блокировку. Однако жесткая блокировка подсетей, по типу устройства и поведению, может привести к тому, что ваш сайт станет недоступен реальным пользователям.

Мониторить метрику, накрученную ботами, абсолютно бессмысленно. Они сводят на нет всю статистику посещаемости. По партнерским ссылкам переходят, но никто ничего не покупает. Все данные метрики и гугл. аналитики превращаются в филькину грамоту. И возникает извечный вопрос - что делать, и как с этим жить.

Кое-что все же можно попытаться сделать.

Модификация счетчика Яндекс. Метрики

Чтобы избавить себя от возможных проблем в настоящем и недалеком будущем, можно слегка изменить код метрики. Убрать его с глаз людей, роботов, браузеров без js, и других недоброжелательных элементов, сканирующих контент. К тому же сделать это несложно:

<script src="сайт.ru/toolbar.js"></script>

  • Код счетчика заключаем в JS файл, имя которого ни о чем не говорит.

Например, так: .

<script> (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/tag.js", "ym"); ym(12345678, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });</script>

  • Удаляем из счетчика те признаки, по которым он распознается роботами. Вырезаем комментарии, от <noscript>, созданного для подсчета браузеров без js, избавляемся полностью, домен Яндекса меняем на альтернативный CDN.
  • При загрузке счетчика в отдельный файл, в коде не прописывается <script>... </script>.
  • Запускаем метрику для реальных людей. Делаем ее загрузку умной. Ждем, когда у пользователя прогрузится страница и он ее проскролит, тем самым сведем к минимуму отказные сессии (зашел и сразу вышел). Данный скрипт загрузит счетчик через секунду после того, как страница будет проскролена. Инструмент от Гугла PageSpeed Insights тоже положительно оценит данную конструкцию.

Произведенные действия никоим образом не скажутся на работе метрики. Не будет учитываться только мусорный трафик, остальные данные продолжат поступать в том же объеме.

Что еще можно сделать?

Банить пользователей из социальных сетей

Всех не надо, только тех, через которые вы не продвигаетесь.

Instagram можно оставить, поскольку он дает поставить только одну ссылку в профиле. И вряд ли найдутся альтруисты, которые будут ссылаться на ваш сайт из своего профиля. Иллюзий питать не надо.

Яндекс-Дзен вообще ссылки не любит, за них легко получить пессимизацию канала.

Твиттер и «Мой Мир» от Mail.Ru можно сразу забанить без какого-либо ущерба для себя, из-за их низкой популярности.

Относительно других сетей, то тут можно банить лишь переходы на те статьи, которые в последние месяцы размещались на главной странице сайта, а также контент, куда поступает самый масштабный трафик.

Заходим в Метрику, переходим на вкладку «Настройки»→«Фильтры». Выбираем тип фильтра: «Исключить трафик», «Поле» - url страницы, «Условие» - содержит. В пункте «Значение» будет стоять идентификатор.

Такой фильтр нужно ставить только краткосрочно, во время агрессивных атак. Потому как в аналитике он отключает и реальные переходы.

Банить переходы с http

Те сервисы, что занимаются накруткой трафика, предлагают своим пользователям совершать с протокола http поддельные переходы на чужие сайты. С https так сделать нельзя, поскольку у них другой подход к защите трафика. Поэтому подобные переходы с левых сайтов нужно сразу отсекать. При наличии рабочих ссылок с сайтов с незащищенным протоколом, просто добавьте их в избранное.

Блокировка подсетей IP

Если проведенные исследования показали, что атака идет с разных IP, которые принадлежат одному оператору, то блокировка одного айпишника ничего не даст. Необходимо банить весь диапазон. IP-адреса передаются в WebVisor, поэтому его необходимо включить в настройках счетчика.

Когда в служебном файле .htaccess нужно заблокировать доступ по диапазону, то прежде всего следует вычислить CIDR (метод для выделения IP-адресов и для IP-маршрутизации). Зная сам IP, это несложно сделать с помощью сетевого протокола Whois.

Однако данный способ отнюдь небезопасный, поскольку боты используют реальные IP мобильных операторов (Билайн, Мегафон, МТС). Велик риск отсечь солидную часть живых пользователей с мобильных устройств.

Показывать Яндекс. Метрику только избранным

Если грузить счетчик только при переходе из поиска или конкретных сайтов, то его смогут увидеть ограниченное число пользователей.

PHP хранит информацию из referer в системной переменной HTTP_REFERER. И если скрипт на PHP находит переход из списка разрешенных доменов, то грузит счетчик на страницу. Однако надо иметь ввиду, что его не будут видеть те пользователи, которые перешли из закладок браузера или при вводе адреса вручную (прямой и закладочный трафик). И если данный вид трафика является основным для вашего сайта, то этот вариант не про вас.

Вместо заключения

Нельзя сказать, что описанные здесь методы, полностью рабочие. Каждый из них, конечно же, можно использовать, но с оглядкой. Главное, не сделать еще хуже, чем было.

И все же, пока Яндекс и Гугл не возьмут ситуацию под свой контроль, вряд ли можно считать себя в безопасности. Пока что единственный путь - конкурировать через развитие ресурса и продукта.

55
28 комментариев

Ети-колоти... Статья то фуфел!
У вас вообще отсутствует понимание, на кой ляд нужен счётчик яндекса...
Шоб вы больше не заблуждались! Счётчик в метрике ТОЛЬКО для вас! И когда вы его там не загрузите - плевать. Яндекс, равно как и Google и без вашего вонючего счётчика посчитают и заходы, и отказы, и целевые действия, и брошенные корзины!
Ради прикола поставьте эксперимент, удалите счётчик и пустите отказных ботов на сайт.))) работает как с яшей, так и с Google, проверено!

9
Ответить

Никто же не спорит что у пс есть и другие методы получить поведенчиские. Такие как возврат на выдачу, всевозможные встроенные в браузер стукачи и тп.
Но и метрика тоже дает очень много в эту биг дату, и на это мы можем хотя бы поробовать повлиять. Я не говорю что это понацея. Но данный в в примере сайт дал рост после того как были внедреные эти методы.  

Ответить

Хорошо, что автор даже близко не понимает как делают накрутку поведенческих факторов и как от этого защищаться. Затем транслирует дезинформацию на аудиторию. Это просто прекрасно!
И все же, пока Яндекс и Гугл не возьмут ситуацию под свой контроль, вряд ли можно считать себя в безопасности. Влажные мечты)
Пока что единственный путь - конкурировать через развитие ресурса и продукта.Прям типичный ответ Платонов. Ну вы это, делайте сайт лучше, с хороших сайтов боты разбегаются просто как тараканы от дихлофоса, ага. АХхахаха.

4
Ответить

Не знаю, что все накинулись. Интересный кейс, автор хорошо пишет.
Понятно, что любые метрики на сайтах не имеет смысла трогать, хоть удаляй, хоть сам трафик рисуй.
Написали бы лучше кейсы после мартовского 2021 апокалипсиса для сеошников в Яндексе. Вот тут интересно почитать, но видимо все заняты, пишут отчёты что не виноваты))

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Просто не будет Я.Метрики и будет Google Search Console.

*сорри, не удержалась )

2
Ответить