Кто будет отвечать за ДТП с беспилотными авто в России

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F&postId=1086343" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">unsplash.com</a>
Фото: unsplash.com

Владелец беспилотного автомобиля несет ответственность за аварии, в которые попадает этот вид транспорта. Также в некоторых случаях наказания могут понести производитель и диспетчер. Предложенный Минтрансом законопроект предусматривает появление беспилотных машин на дорогах России с некоторыми ограничениями уже в следующем году.

Когда ждать беспилотники

Эксперимент с высокоавтоматизированными транспортными средствами (ВАТС) стартовал еще в 2018 году. Он проводится в различных регионах России, в том числе Москве, Татарстане и др. Было установлено, что использование ВАТС для грузоперевозок может снизить аварийность на 90% и на треть уменьшить затраты.

Для перехода к полноценному использованию беспилотных авто на российских дорогах необходимо установить права и обязанности всех участников этого процесса: производителей, владельцев, пользователей, страховщиков и страхователей.

Минтранс разработал законопроект, который предполагает, что беспилотные авто смогут начать перемещаться по общественным дорогам уже в сентябре 2025 года, но с запретами на следование по маршрутам с опасными грузами.

Кроме того, каждый беспилотный автомобиль должен быть оснащен системой автоматического управления, криптографической защиты информации, а также устройством для регистрации событий и ГЛОНАСС/GPS

Кто виноват и что делать

Разработчики законопроекта определили ответственность за ДТП с беспилотниками в соответствии с Гражданским кодексом РФ, предусматривающим «ответственность владельца источника повышенной опасности».

Производитель ВАТС тоже может быть ответственен за ДТП, если удастся доказать, что оно произошло из-за конструктивных особенностей автомобиля. Диспетчеру, в свою очередь, устанавливаются требования и обязанности, включая ведение журнала маршрутов и немедленное информирование правоохранителей о происшествиях, которые он должен соблюдать.

Эксперты считают, что риск аварийной ситуации на беспилотном транспорте ниже из-за отсутствия человеческого фактора.

Начать дискуссию