Учиться дома или..?

Общество привыкло к тому, что каждый современный ребенок должен получить образование традиционным способом, вследствие чего альтернативные источники знаний вызывают удивление. Но глобальная сеть Интернет уже давно позаботилась о новых принципах подачи материала. Различные сайты предлагают дистанционное обучение и тот, кто уже понял, что классическая модель не может полностью обеспечить знаниями, устремился за ними во всемирную сеть.

Дистанционный урок — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и обучающегося на расстоянии. Дети общаются с преподавателем по видеосвязи, делают задания в онлайн-режиме на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте или другими альтернативными способами. Показательна ситуация, сложившаяся в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем пришлось перейти в онлайн.

Достоинства:

1. Экономия человеческих ресурсов: дистанционные занятия дают возможность сэкономить силы, время и финансовые средства. Для жителей городов время – это очень ценный ресурс, ведь зачастую ради занятия с репетитором, которое продлится час, обучающемуся или педагогу приходится тратить несколько часов на дорогу. Стоимость виртуальных уроков также обычно ниже, поскольку никаких организационных расходов и каких-либо еще неудобств ни одна из сторон не несет.

2. Комфорт и безопасность. И родители, и обучающиеся, и педагоги ценят личное пространство: если урок проходит в приятной и привычной обстановке - это максимально располагает к общению и обучению. Родители могут быть полностью уверенными в физической и психологической безопасности ребенка, когда он находится дома под присмотром. Сегодня это серьезная проблема, а потому важно понимать, что интернет – не всегда абсолютное зло, которое негативно влияет на психику детей, а при правильном использовании информационные технологии помогают обеспечить физическую безопасность ребенка.

3. Свобода. Все составляющие образовательного учреждения ассоциируются у ребенка с некоей надзирательной, и, более того, карательной функцией. Ребенок либо слишком привыкает к дисциплине, либо же он может выбрать путь противопоставления себя миру. В подобных ситуациях онлайн-обучение (как дополнительный элемент общего образовательного процесса) может стать своеобразным буфером.

4. Ответственность. Онлайн-обучение требует большей ответственности, самостоятельности, усидчивости, волевого характера и высокой степени осознанности, что поначалу воспринимается с трудом, и родители начинают думать, будто подобные форматы малоэффективны и, более того, вредны для ребенка, однако это всего лишь естественный процесс настройки на новый формат восприятия информации. Обучающийся либо принимает на себя ответственность за собственный результат, либо не принимает. В результате положительного решения через какое-то время родители начинают замечать, насколько разительны перемены в лучшую сторону не только в учебе, но и в поведении, восприятии, характере их ребенка.

5. Неограниченные возможности. Дистанционное обучение убирает из образовательного процесса любые географические барьеры.

6. Онлайн-образование позволяет выбрать обучающемуся удобное для него место, время, темп работы.

7. При помощи различных способов связи для дистанционного обучения обучающемуся легко связаться с преподавателем в удобное для обеих сторон время.

8. Стеснительным людям легче обучаться, если в процесс не включено личностное общение с педагогом.

Исследовательская часть: чтобы узнать хотели ли бы ученики одного образовательного учреждения учиться в онлайн–школе, был проведен опрос в 5-11 классах. В опросе приняли участие 375 человек, в возрасте от 10 до 18 лет. Из них 206 девочек (55%) и 169 мальчиков (45%). Перед опросом было дано объяснение, что такое онлайн- школа. Были заданы следующие вопросы: «Хотели бы вы учиться в онлайн-школе?»,

«Почему хотели бы / не хотели бы?».

В опросе среди 5 классов приняло участие 74 человека. Из них 55% мальчиков и 45% девочек. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 66% ответили «нет», 34% ответили «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (65%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо рано вставать» (28%), «не надо выходить из дома» (24%), «люблю работать с компьютером», «хочу заниматься индивидуально».

В опросе среди 6 классов приняло участие 67 человек. Из них 52% мальчики и 48% девочки. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос

«хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 37% ответили «нет», 63% ответили «да». Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо выходить из дома» (40%), «комфортнее дома» (19%), «не надо рано вставать» (17%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (60%).

В опросе среди 7 классов приняло участие 47 человек. Из них 45% мальчики и 55% девочек . В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос

«хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 45% ответили «нет», 55% (26 человек) ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн–школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Также мы получили следующие варианты ответов: «дома я сойду с ума», «в онлайн-школе могут работать шарлатаны», «я привык к обычной школе». Основными причинами согласия стали: «не надо рано вставать» (15%).

В опросе среди 8 классов приняло участие 75 человек. Из них 45% мальчики и 55% девочек. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 39% ответили «нет», 61% ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн–школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Основными причинами согласия на обучение стали: «не надо никуда ходить» (32%), «комфортнее дома» (19%).

В опросе среди 9 классов приняло участие 59 человек. Из них 39% мальчики и 61% девочки. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 59% ответили «нет», 41% «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (49%), «неинтересно» (20%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «больше свободного времени» (29%).

В опросе среди старшеклассников (10-11 классов) приняло участие 53 человека. Из них 32% мальчики и 68% девочек. В результате анкетирования мы получили следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн–школе?» 45% ответили «нет», 55% ответили «да». Основной причиной согласия на обучение дистанционно стало: «не надо никуда ходить» (31%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (50%), «уроки вживую лучше» (20%).

Заключение: сейчас у современных школьников есть несколько вариантов обучения — учиться дома, сдавать школьную программу экстерном, прикрепиться к интернет-школе. Об онлайн-обучении сейчас можно услышать очень часто. Но подходит ли оно нам? Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Однако, дети, которые учатся самостоятельно, вырастают более ответственными.

Внешкольное обучение также подходит для детей, которые не смогли вписаться в коллектив, имеют проблемы в общении со сверстниками или учителями. Что касается общительных детей, большинство из них посещает обычную школу ради общения с одноклассниками и преподавателями.

Начать дискуссию