Как я нашёл работу, будучи профессионалом с опытом и получая частые отказы с формулировкой "overqualified"

Видел подобные посты ранее. Решил, что тоже хочу своей историей поделиться.

Итак, история о том, как профессионал с опытом, который часто слышал приговор «overqualified», искал и нашёл работу.

Не буду вдаваться в детали всех перипетий😒. Скажу только, что о необходимости выхода на новую работу я понял в начале февраля – начал активно откликаться на вакансии. А выход на работу состоялся в середине мая. Таким образом, от начала активного поиска до выхода на работу – 3.5 месяца. Но на будущее рекомендую закладывать больше – на всякий случай.

Выводов делаю несколько.

1. Сработал принцип «количество переходит в качество». Действительно чем больше откликов, тем больше приглашений на собеседование. Чем больше приглашений на собеседование, тем больше офферов. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что откликаюсь «на всё подряд», и это тоже часть процесса. Кстати, для увеличения количества откликов помогают не столько фильтры по ключевым словам в hh.ru, сколько скроллинг подходящих вакансий. Делается всё просто - активируете функцию поднять резюме в поиске - это бесплатно. Далее вам подбирают "Вакансии для вас", если вы кликните на значок hh.ru. На первых страницах наиболее релевантные вакансии, далее - менее релевантные. Но я смотрел всё, совсем плохие вакансии отправлял скрытые. Если были совсем странные условия работы или вообще не подходящие мне отрасли - скрывал работодателей из поиска.

2. Принцип Avito📰. Вот представьте, вы продаёте какую-то вашу вещь, покупали её по 100 рублей. Она уже не такая новая, но по-прежнему дорога вашему сердцу. Вы ставите её за 90 рублей. Ноль звонков, никто даже торговаться не предлагает. Держите цену месяц-два, а продать-то хочется. Снижаете до 80 рублей. В какой-то момент вам начинают звонить и предлагать купить за 40 рублей – в 2 раза дешевле. Конечно, вы отказываетесь. Более того, даже странно будет, если вы согласитесь - это не норма для нашего рынка. В итоге, когда какой-то солидный покупатель предлагает купить вашу вещь за 55, а до этого менее солидный покупатель предлагал вам её за 70, то решение принимается в пользу менее солидного покупателя за 70. Понятен принцип? Вот примерно так же было и у меня. Нет такого понятия, как ваша рыночная цена 🤨– каждый человек уникален и оценивается индивидуально. Но так или иначе надо быть готовым к тому, что решение о сумме заработной платы будет компромиссом. И частое возражение "overqualified" - это не что иное, как попытка сбить вашу цену. Сбейте столько, сколько можете, и вперёд.
Ещё один щекотливый момент - в какой момент озвучивать свои пожелания по зп. Большинство эйчаров звонили и спрашивали сразу по телефону - это у них такой фильтр был. Я настаивал на встрече, чтобы там озвучить исходя из задач и планов на сотрудника - я слышал, что другие "серьёзные люди" так делают, поэтому делал, как они :) Если очень упорно спрашивали, я "сдавался" и говорил. После этого половина разговоров завершалась фразой "overqualified" :)

Но, честно говоря, оглядываясь назад, не вижу ничего зазорного в том, чтобы озвучить свои пожелания сразу, как только спросят. Если у них этот фильтр основной и им не важны ни опыт, ни бэкграунд, ни знакомство, а только пресловутая "вилка", по которой они вас сразу отфильтруют, - значит, вы друг другу не подходите.

Полагаю, что все люди взрослые и знают о правилах на интервью. Но на всякий случай озвучу, что действительно поднимать разговор о вознаграждении первым не надо. Пусть сами спросят.

Вспомните себя в каком-нибудь хорошем магазине. Если продавец-консультант подойдёт к вам и сразу после "здрасьте" спросит: "На какую сумму планируете покупку?" - согласитесь, будет немного некомфортно, вы ж только зашли, даже отдышаться после улицы не успели. Так же и здесь - разговор о деньгах - инициатива работодателя.

3. Не ищите работодателя мечты🤤 и тем более не бегайте за ним. Здесь можно привести параллели с поиском спутника жизни. Понравилась вам одна особа или некий господин, а у него/неё сейчас есть уже кто-то. Или никого нет, но с вами как-то не сложилось. Сколько вы будете ждать, уговаривать, надеяться и верить? Год, два, десять? Правильным ответом будет "нисколько". Наоборот, ценят тех, кто не особо ждёт и кто ни за кем не бегает, потому что такие люди знают себе цену. Поэтому, получив отказ, просто идите дальше – значит, не сложилось или, что тоже очень часто бывает, вам отказали потому, что они вам не подошли, вы бы с ними не сработались.

4. Откликайтесь сами, не ждите, что вас заметят и позовут. Мы можем контролировать только свои действия и отвечать за них. А что там кто-то решит или подумает – это вне зоны нашего контроля.

5. Если есть e-mail или Telegram работодателя, то, конечно, лучше отправлять резюме туда. Но есть нюанс. Знатоки поиска работы говорили мне, что лучше всего никогда не пользоваться hh.ru и отправлять в резюме в своём шаблоне только на почту. Так вот я пришёл к выводу, что кроме дополнительных временных затрат у вас и недоумения/раздражения со стороны работодателя это не вызовет.

Чтобы подрихтовать своё резюме под вакансию, найти какой-то e-mail HR, не info, изменить название резюме под компанию, а потом ещё дозвониться до человека, чтобы удостовериться, дошло ли письмо, у вас может уходить до 1 часа (!!!) на каждую вакансию. Это временные затраты.

Почему недоумение/раздражение со стороны работодателя? Работодатель разместил вакансию и просит откликаться через HH, он смотрит резюме по этим откликам. От секретаря или из факса/откуда-то ещё ему приходит резюме «самого умного», который решил обойти систему. Причём вы звоните секретарю с целью узнать нужный e-mail или выяснить, пришло ли письмо, а в ответ слышите, что «у нас такой информации нет», «всё общение через hh.ru», «мы не соединяем ни с кем – мы здесь просто курьеров принимаем» и прочее.

Поэтому я предлагаю смириться и признать, что всех очень много – и работодателей, и соискателей - отправлять отклики через hh без лишних заморочей. Эйчары очень заняты, у них по 200+ откликов на каждую вакансию. А вам надо по 50 и больше откликов в неделю отправлять. Ежедневно идёт поток отправок и фильтрации, по итогу которого происходит match – соприкосновение интересов. Единственное исключение, которое делал я. Если мне очень нравилась компания и вакансия, я видел какие-то ключевые слова, которые повторяются в описании, например, бренд-менеджмент, то я делал отдельное резюме для таких случаев и отправлял по e-mail. И в резюме я уже указывал не конечную должность Руководителя группы, а указывал динамику Бренд-менеджер→Руководитель группы, чтобы эйчар всё-таки задержался взглядом на моём резюме. Я отправил где-то 300 откликов через hh.ru и 300 писем по e-mail/Telegram. И интересно, что результативных встреч и даже офферов через обычные отклики в hh.ru было в разы больше.

А ещё появилось поколение эйчаров, которые не звонят, а всё отправляют сообщениями в Tg (чаще) либо WhatsApp (реже). В том числе пытаются чуть ли не собеседование этими сообщениями проводить. Вот с такими я не сходился сразу - найм людей несколько отличается, на мой взгляд, от покупок в Интернет-магазине или заказа курьерской доставки. Поэтому на разные предложения в hh.ru типа "пишите мне только в Телеграм, телефона своего я не дам и общаться по нему не буду" я реагировал молчаливым отказом, на чём наше общение заканчивалось.

6. Связи решают всё. В итоге я вышел на работу по рекомендации своего знакомого. Но личные связи не должны и не могут быть единственным ресурсом по поиску работы – задействовать нужно всё. А в моём случае «выстрелили» именно связи. Так получилось.

7. Не бойтесь откликаться на вакансии, где написано много чего такого, что вы знаете отдалённо или с чем ещё не работали. Во-первых, это модно сейчас – искать многоруких и суперумных единорогов за «умеренные» 😊 деньги. И работодатели готовы к тому, что они таких просто не найдут – они сами будут смягчать требования и ожидания. Работу ж надо делать. Во-вторых, я считаю, что переход/новое трудоустройство имеют смысл в том числе для того, чтобы освоить что-то новое. Как действовать? Тут совет будет такой – на собеседовании выбрать самый «страшный» для себя пункт и сказать работодателю: «Я этого не делал, но готов и хочу это освоить, если у меня будут время и возможности». Это гораздо лучше, чем скрывать это от работодателя до последнего (смысла нет – всё равно выяснится) либо вовсе не откликаться.

8. Писать сопроводительные письма надо всегда. Но их писать лень 😊

Почему писать всегда? Потому что так эйчар быстрее определит, кто откликается просто так, а кто реально подходит и реально к нему хочет. Считайте, что эйчар находится в метро, вы – это нужный ему выход, а ваше сопроводительное письмо – указатель нужного выхода.

Вопрос – как быть с тем, что писать их лень? На самом деле, очень просто. Нет, не надо копипастить один шаблон для всех работодателей: «Я очень профессиональный, у меня много регалий, со мной вы станете богаче» 🤦🏻‍♂ - это будет восприниматься как спам. А вот о том, как надо делать, написал ещё Максим Ильяхов в книге «Пиши, сокращай». И у меня сработало. Всё предельно просто – в объявлении есть требования к соискателю, они как правило разбиты на пункты. Вот вы так же аккуратно по пунктам расписываете, каким образом вы им соответствуете. Если чему-то не соответствуете, то пишете честно, что с этим не было опыта, но готов в течение 3 (или сколько вам надо) месяцев это освоить. Либо – опыта не было, но был похожий опыт вот там-то, в такой индустрии. Кстати, и эйчар тоже сразу может впечатлиться – вот со мной живой и честный человек общается, а не псевдосупермен🦸‍♂.

9. Никогда не связывайтесь с начальниками/нанимающими менеджерами, которые в скором времени планируют увольняться. Они вам, конечно, на собеседовании об этом не скажут. Но их выдаст LinkedIn. Если вас нанимает на работу человек с табличкой “Open to work” в LinkedIn, ни к чему хорошему это не приведёт. Он уже смазывает лыжи из этой компании, говорит об этом всем, а наймом занимается ну просто потому, что надо. Один раз я потратил кучу времени на подготовку тестового задания, да ещё и защиту его. И будущий руководитель потом сообщил мне, что он уволился и что там с моей кандидатурой, ему неизвестно. Другой раз я потратил много времени на встречи, переговоры и в принципе это было очень волнительно, но тогда я напрямую спросил руководителя, когда он планирует увольняться - у него тоже висела эта табличка в профиле. Он мне сказал, что не знает точно, но это меня не должно останавливать. В итоге он уволился буквально через несколько дней, сообщив мне, что мою вакансию заморозили после уже отправленного мне оффера. Поэтому, как только увидели табличку “Open to work”, надо прекращать общение. Там что-то не то происходит – самый явный сигнал. Вам туда не надо.

10. Last but not the least - выбирать начальство по своей «ауре»🧘. Звучит немного пафосно, но это так. Именно поэтому я максимально быстро стремился к очным встречам, а не по Скайпам и Зумам. Нужно приехать, посмотреть на всех и на всё, оценить обстановку, пообщаться кулуарно, где это возможно. Не поняли чего-то - приезжайте ещё раз, звоните, задавайте неудобные вопросы - не должно быть недомолвок в отношениях с работодателем. В одной компании меня нанимал мой знакомый, но он сразу мне рассказал про все подводные камни, «красный» менеджмент и прочие «радости жизни». Я сам сделал определённые выводы для себя, поговорив потом с топ-менеджером. Ну и оффер сам по себе пришёл такой, что мне было совершенно невыгодно его принимать. Во-первых, там были схемы по обязательной и необязательной частям зарплаты. А во-вторых, там не были заложены затраты на психологов, антидепрессанты, другие лекарства, помогающие бороться со стрессом и помогающие адаптироваться в чуждой мне корпоративной культуре. Так что идти в такую компанию, куда очень не хотите идти, - это точно не вариант, только если вы не умираете с голоду, а вы с него не умрёте – я в вас верю.🌠

11
Начать дискуссию