Что такое штрих код для продукции и зачем он нужен

Вы наверняка замечали, что практически каждый товар имеет на упаковке различные символы, в том числе штрих код. Штрих код – информация, закодированная в виде графического изображения: цифр и букв. Визуально – это изображение из последовательности полос различной ширины и цифр под ними.

Системы штрихкодирования и непосредственно сам штрих код используются, на сегодняшний день, практически во всех отраслях экономики: в торговле, сфере транспорта, рекламе и многих областях промышленности, где необходим строгий учет единиц товара.

Применение штрих кодов позволяет автоматизировать и упростить многие бизнес-процессы:

  • В торговле: упрощает продажу товара;
  • На складе продукции: позволяет упростить ведение учета, перемещения и отгрузки товаров.

Самое главное назначение штрих кода – идентификация объектов учета, т.е. он содержит в себе всю основную информацию о товаре.

В данном гайде поговорим о видах штрих кодов, их преимуществах, как получить пакет штрих кодов и можно ли сделать это самостоятельно, без помощи специалистов.

Виды штрих кодов и их отличия

Различают несколько способов кодирования информации:

  • линейный – с его помощью кодируют небольшой объем информации (до 30 символов). Данные коды считываются даже самыми недорогими сканерами, но только по горизонтали;
  • двумерный – используется, чтобы зашифровать больший объем данных, для считывания нужен специальный 2D-сканер.

Штрих коды линейного типа: особенности и виды

Линейный или 1D штрих код – это привычное для нас изображение в виде черных вертикальных полос различной ширины. Под изображением находятся цифры, повторяющие закодированную информацию о товаре.

Данный вид штрих кода имеет ряд особенностей:

  • Считывается любым, даже бюджетным сканером;
  • В основном используется в торговле;
  • Занимает большую площадь на упаковке в сравнении с 2D штрих кодом;
  • Если этикетка и штрих код повреждены, может не считываться оборудованием.

Самые распространенные типы 1D штрих кодов:

  • EAN коды – это привычные для нас штрих коды с упаковок продукции, имеющие под графическим изображением 13 символов. Поэтому данный код еще называют EAN-13. Если же на упаковке недостаточно места для 13 символов, можно сократить их до 8.
  • ITF-14 – код используется для работы с товаром на складе и с оптовыми партиями.

Штрих коды двумерного типа: особенности и виды

Двумерный или 2D код – это информация, зашифрованная в квадратном или прямоугольном изображении. Считывается в двух плоскостях и занимает меньшее место на документах и этикетке, поэтому пользуется популярностью в торговле, документообороте и прочих отраслях.

Основные характеристики:

  • Чтобы считать данный код, потребуется специальный 2D-сканер;
  • Хорошо читается даже при повреждении изображения или выцветании этикетки;
  • Квадратное изображение, состоящее из модулей и фигур.

Самые распространенные типы двумерных кодов:

  • QR-код – сокращение от Quick Response – «быстрый отклик» - действительно самый популярный двумерный код на сегодняшний день. Его можно встретить практически в каждой сфере нашей жизни: от торговли, до оплаты ЖКХ или электронных билетов. Содержит в себе больше информации, чем линейные коды.
  • Data Matrix Code – применяется для нанесения обязательной маркировки в России. Визуально похож на QR-код, также состоит из модульных блоков белого и черного цветов.

Какую информацию содержит в себе штрих код товара

Рассмотрим самый узнаваемый и часто встречающийся линейный штрих код EAN-13. Цифры в количестве 13 штук под изображением расшифровываются следующим образом:

  • 1-3 цифры в начале – код страны изготовителя;
  • 4-5 цифры – код компании изготовителя;
  • 6-7 далее – характерные свойства товара;
  • последняя контрольная цифра – нужна для проверки того, что код правильно считался сканером.
Что такое штрих код для продукции и зачем он нужен

Штрих код EAN-13 позволяет зашифровать минимальную необходимую информацию о товаре: название товара, страну и компанию производителя, дату производства, основные параметры (вес, габариты, цвет и т.д.) и другую информацию, которая необходима конкретному товару.

Преимущества штрихкодирования

Основное и самое главное преимущество штрих кодов – оптимизация и упрощение бизнес-процессов, особенно в сфере торговли. Также к существенным плюсам отнесем:

  • Быстрый и точный учет товаров (поступления, остатков, отгрузки) на складах;
  • Для предпринимателей и бизнеса возможность выйти в торговые сети и магазины;
  • Удобное ведение статистики;
  • Сокращение ошибок при ручном вводе данных о товаре;
  • Экономия рабочего времени.

Далее мы поговорим о том, какие существуют преимущества у самостоятельного создания штрих кодов и кому подойдет такой вариант штрихкодирования.

Самостоятельное создание штрих кода: сервисы и оборудование

Как мы упомянули ранее, цифровой штрих код можно сгенерировать собственноручно. Такой вариант подойдет для следующего применения:

  • отслеживание продукции только внутри компании;
  • организация хранения и перемещения товара внутри склада без выхода за его пределы;
  • применение штрих кодов для документов или учета сотрудников.

Самостоятельно получить штрих коды достаточно просто. Для этого используются онлайн генераторы кодов или специальные приложения для ПК. Рассмотрим самый популярный вариант – использование бесплатного онлайн генератора:

  • Придумываем любую последовательность цифр из 13 или 8 штук для кода EAN;
  • Вносим в формулу онлайн сервиса; - Получаем цифровой штрих код одним нажатием кнопки;
  • Печатаем на обычной бумаге или бумаге с липким слоем.

Данный способ получения штрих кода потребует минимальных затрат времени и оборудования. Но наряду с плюсами есть и существенные минусы, рассмотрим их в таблице ниже.

Плюсы и минусы бесплатных генераторов штрих кода онлайн

Что такое штрих код для продукции и зачем он нужен

Таким образом, бесплатные генераторы и сервисы по созданию штрих кодов подойдут в том случае, если штрихкодирование планируется внедрить для внутренних нужд предприятия. Если же ваша цель – выход на торговые площади, сети и сбыт товара за пределы компании – вариант онлайн создания кодов не подойдет.

Как зарегистрировать и получить штрих код EAN-13?

Чтобы полученные штрих коды были уникальными и подходили для торговли в разных областях, необходима их регистрация. В России, на сегодняшний день, существует несколько официальных системы кодирования, самые известные из них:

  1. DiSAI – Ассоциация Автоматической Идентификации и Стандартизации ДиСАИ. В данной системе возможно получить штрих коды как с российским префиксом (793-799), так и международного формата (460-469);
  2. Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».

Обе системы являются официальными и «легальными» способами получения уникальных зарегистрированных кодов. Отличие состоит в том, что во второй системе присутствуют членские взносы и вступительный платеж в ассоциацию. В системе DiSAI ежегодные и вступительные платежи отсутствуют. Также у обеих систем есть собственная база данных.

При обращении в специализированные центры и организации, занимающиеся выдачей и регистрацией штрих-кодов, важно удостовериться, что компания является членом одной из двух ассоциаций и уполномочена оформлять пакеты штрих кодов. Штрих коды от данных систем оформляются онлайн, без посещения организации.

Что такое баркод?

Некоторые торговые сети или компании могут использовать слово «баркод». Название баркод происходит от английского «bar» - штрих, и дословно также переводится штрих код. Иными словами, баркод – это знакомый нам штрих-код графического типа из вертикальных полос и дублирующих цифр под ним, такой как EAN-13.

Как сделать работу со штрих кодами удобной?

Штрих-коды делают бизнес удобнее и быстрее, но есть еще пара секретов, от которых может зависеть качество работы с данным инструментом. Рассмотрим основные важные моменты:

  1. Выбор сканера. Правильно подобранные сканеры делают работу более быстрой и комфортной. Если необходима работа только с линейными штрих кодами, достаточно самых бюджетных моделей сканеров. Если предстоит работа с 2D кодами, например QR-код и Data Matrix – необходимо выбрать специальный сканер, который считывает как двумерные, так и линейные коды одновременно;
  2. Использовать личный кабинет системы штрихкодирования. В кабинете можно оперативно менять информацию о товаре и загружать новые сведения;
  3. Выбор принтера. Лучше использовать специальные термотрансферные принтеры, которые обеспечат долговечность штрих кода на товаре. Особенно, если предстоит длительная транспортировка.

Как нанести штрих код на продукцию?

После регистрации и получения штрих кодов важно нанести их на товар. Это возможно сделать двумя способами: непосредственно при производстве упаковки (типографский способ) или с помощью самоклеящихся этикеток.

- Типографский способ – штрих код в данном случае является частью маркировки на упаковке. Для печати штрих коды необходимо предоставить в электронном формате в типографию.

- Самоклеящиеся этикетки – второй способ нанесения кода, печатаются на специальных устройствах и принтерах. Для печати большого количества этикеток лучше приобрести специальные машины для печати. Они отличаются высокой производительностью и минимальной затратой ресурсов.

В обоих случаях важно придерживаться норм и регламентов в печати штрих кодов, которые содержатся в ГОСТ ISO/IEC 15420-2010 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики штрихового кода EAN/UPC»:

  • Минимальный размер для штрих кода EAN-13 – 29,83 мм в ширину и 20,74 мм – в высоту;
  • Максимальный размер для штрих кода EAN-13 – 74,58 мм в ширину и 51,86 мм – в высоту;
  • Контрастное нанесение изображения на упаковку.

Где получить штрих код для продажи товара

Если штрихкодирование необходимо для продажи товара, получить коды важно в аккредитованной компании, которая является членом ассоциации DiSAI или GS1. После вступления в ассоциацию компании выдается именное свидетельство участника

Наш сертификационный центр является официальным партнером системы DiSAI. В данной системе нет ежегодных членских взносов, также отсутствуют вступительные платежи. Для того, чтобы получить необходимый пакет российских или международных штрих кодов (пакеты штрих кодов могут начинаться от 1 шт.) необходимо выполнить несколько простых шагов:

  1. Обратиться в аккредитованный центр «Сертификация Плюс»;
  2. Заполнить заявку — это занимает не более 15 минут. Необходимо указать сведения о компании и товаре (если товар уже известен);
  3. После оплаты штрих коды регистрируются в течение 1-3 часов;
  4. По окончанию регистрации вам на почту приходит архив со штрих кодами и идентичными QR-кодами для удобства.

Сегодня получить штрих коды для бизнеса, как для внутреннего, так и для внешнего использования достаточно просто. Главное правильно определить цель использования, необходимое количество кодов и обратиться в проверенную компанию для регистрации. Мы всегда рады вам помочь!

33
реклама
разместить
4 комментария

Вопрос: штрихкод должен быть на единицу товара, а если один товар идет в двух и более упаковках, нужны ли разные штрихкоды на эти упаковки?

1

Здравствуйте!
Если товар продается как поштучно, так и в групповой упаковке - потребуется 2 штрих кода формата EAN-13.Если вы имели в виду, что товар упакован в потребительскую упаковку и дополнительно в транспортную - потребуется 1 штрих код формата EAN-13 (на товар) и 1 штрих код формата ITF-14 (на транспортную упаковку).

День добрый! прошу пояснить, почему на транспортную упаковку штрих формата ITF-14?