ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

FINANCIAL PLANNING IN THE BUSINESS MANAGEMENT SYSTEM

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

Финансовое планирование необходимо любому бизнесу, чтобы принимать взвешенные решения. Без грамотного финансового плана легко упустить выгодные возможности или сделать досадную ошибку и потерять деньги. Поэтому основы управления финансами важно понимать не только собственникам бизнеса, но и руководителям различных отделов на предприятии. В статье рассмотрены теоретические аспекты и значение финансового планирования в системе управления бизнесом. Также проанализированы основные проблемы финансового планирования на предприятиях, важность финансового планирования, приведены перспективные направления повышения эффективности финансового менеджмента. Определены основные пути решения проблем и совершенствования финансового планирования на предприятиях. Ключевые слова: финансовое планирование, бизнес, управление финансами, доходы, расходы, бизнес-планирование.

Финансовое планирование — управление доходами и расходами компании. Составление финансового плана необходимо для обеспечения деятельности компании, ее финансирования. Руководство бизнеса должно четко понимать, сколько у компании денег и хватит ли их, чтобы реализовать проекты или выполнить важные задачи. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть совершенно различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений. Финансовое планирование представляет собой планирование всех статей доходов и расходов денежных средств компании с целью обеспечения ее постоянного развития.

Допустим, на предприятии нужно нарастить выпуск продукции. В прошлом году компания выпустила товаров на сумму 8 миллионов рублей, а хочет – на 50 миллионов. Для этого ей нужно построить новую производственную линию, найти помещение, отремонтировать его, закупить оборудование. У компании на счетах 20 миллионов рублей. Хватит ли этих денег, чтобы достичь цели? Руководство узнает ответ, когда составит подробный финансовый план. При финансовом планировании составляются финансовые планы различного назначения и содержания, что зависит от объектов и задач планирования. Финансовое планирование в системе управления бизнесом является важным элементом процесса по составлению плана деятельности.

Все менеджеры компании должны владеть навыками контроля и выполнения финансовых планов [1]. Финансовый план для предприятия имеет важное значение, которое заключается в том, что:  план содержит ориентиры, по которым компания ведет свою деятельность;  план позволяет определять жизнеспособность того или иного проекта в условиях конкурентной борьбы;  план выступает в качестве важного инструмента для получения финансирования от инвесторов [2]. Финансовое планирование бывает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. 1. Краткосрочное финансовое планирование. В данном случае планирование осуществляется на короткий период: на несколько недель или на месяц. Краткосрочное финансовое планирование представляет собой полный список расходов и планируемых поступлений за определенный период. 2. Среднесрочное финансовое планирование. Примерный срок такого планирования составляет несколько месяцев – год. При среднесрочном финансовом планировании используются не конкретные данные, а те, которые можно предсказать. На их основании формируется прогноз, и далее в расчётах учитываются прогнозные значения. 3. Долгосрочное финансовое планирование. При долгосрочном финансовом планировании компания определяет, каких результатов хочет достичь через 3-5 лет, и на этом основании составляет список своих дальнейших действий. Руководство использует данные о расходах и текущие финансовые показатели компании.

При помощи финансового бизнес-планирования обеспечивается взаимная связь ключевых показателей развития организации, что делает его трудоемким и сложным процессом, который затрагивает практически все подразделения и службы компании. Предприятия малого и крупного бизнеса постоянно сталкиваются с проблемами финансового планирования. В условиях ограниченности источников финансирования основной фактор развития малого бизнеса – это эффективная финансово-экономическая политика, которая направлена на целесообразное распределение ресурсов. На малых предприятиях финансовое планирование является частью системы управления финансами, которая минимизирует неопределенность окружающей среды и ее негативное воздействие. Грамотная организация финансового планирования позволяет компании развиваться, захватывать новые рыночные ниши, реализовывать новые идеи и концепции товаров и услуг, а также уменьшать предпринимательский риск. Основная цель финансового планирования – это обоснование стратегии развития малой фирмы на основе сбалансированности доходности, ликвидности и риска в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Кроме проблемы нехватки оборотных средств, на многих малых предприятиях наблюдается изношенность основных фондов. Их обновление требует инвестиций. Малый бизнес должен стремиться к достаточности собственных средств для финансирования инвестиционных программ [3]. Как в сфере малого, так и крупного бизнеса существует проблема в осуществлении эффективного финансового планирования. Обычно такую возможность имеют те компании, которые имеют значительные финансовые ресурсы для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных грамотно вести работу по планированию. Перспективным направлением совершенствования финансового менеджмента считается повышение качества финансового планирования в организации.

Но любое предприятие сталкивается с рядом проблем, препятствующих нормальному функционированию системы финансового планирования:

- финансово-экономические кризисы в стране;

- отсутствие возможности финансирования новых проектов;

- условный характер процесса бюджетирования;

- несовершенство системы бухгалтерского учёта и налогообложения;

- отсутствие полной информации об основных параметрах деятельности компании;

- неграмотная постановка целей руководством;  сложности с автоматизацией учёта

Финансово-экономические кризисы негативно сказываются на деятельности предприятий. Это приводит к снижению спроса, росту производственных затрат. Чтобы удержаться на рынке, проводятся различные антикризисные мероприятия, которые под силу крупному бизнесу, имеющему резервные финансовые фонды. Серьезной проблемой является отсутствие возможности финансирования новых проектов. Это связано с дефицитом актуальной и достоверной информации о текущем будущем финансовом состоянии компании. В условиях нестабильности внешней среды обязательно следует прогнозировать и предсказывать возможные изменения условий деятельности компании. Тормозит процесс финансового планирования и система бухгалтерского учета и налогообложения. Важную роль играет грамотная постановка управленческого учета, данные которого – это основа финансового управления. Ключевым моментом является достоверная внутренняя информация, которая позволяет определить необходимость привлечения дополнительных средств и составить прогноз на будущий период. Для точного прогноза и разработки финансовых планов необходимо своевременно получать полную и объективную информацию по всем основным показателям финансового состояния предприятия. Сложность возникает и в отсутствие грамотной постановки целей топ-менеджментом компании. Руководство на первое место всегда ставит прибыль организации как главную цель деятельности. Но при этом не учитываются показатели ликвидности, сбалансированности финансовых потоков и т.д.

Еще одна проблема – это сложности с автоматизацией учета. Принципы ведения учета основываются на специфике деятельности фирмы. Для эффективности финансового планирования необходимо обеспечить систему финансового планирования информацией, которая проходит через все системы учета [5]. Анализ проблем и причин недостаточной эффективности финансового планирования позволяет определить основные пути решения данных проблем и совершенствования финансового планирования на предприятии:

1. Необходимость рационального финансового плана на долгосрочную перспективу. Для этого следует вовлекать в процесс финансового планирования руководство компании и профессиональных финансовых менеджеров разного уровня.

2. Повышение оперативности финансовых планов за счет соединения стратегии с оперативным уровнем управления (представление целей в цифровом выражении и контроль их достижения).

3. Координация деятельности всех структурных и функциональных подразделений предприятия.

4. Применение методов экономического прогнозирования и моделирования ситуаций для оценки влияния различных факторов и адаптация к изменяющимся условиям.

5. Внедрение единой системы управленческого учета.

Заключение: Обычно используют два способа финансового планирования:

1. В данном случае руководитель компании определяет главную цель на год и передаёт ее всем отделам. Отделы составляют свои планы, ориентируясь на эту цель. 2. Здесь все наоборот: руководители отделов формируют планы развития, например конкретного подразделения, а затем передают их руководству. Предположим, начальник отдела по рекламе и маркетингу хочет нанять новых сотрудников и оплатить им обучение. Используя эти сведения, топ-менеджмент компании составляет общий финансовый план.

Можно привести следующие основные этапы финансового планирования. Первый этап. Топ-менеджмент компании выбирает основную цель, например, увеличить объем производства на 20%, и оценивает все ограничивающие факторы. Далее, ориентируясь на цель и стратегию, собственники или руководство компании ставят эту задачу перед руководителями подразделений и отделов. Второй этап. Все руководители отделов составляют свои планы, как они будут достигать поставленной цели, указывают возможные расходы. Далее все планы объединяют и сводят друг с другом, чтобы сформировать общий бюджет компании. Третий этап. Согласование бюджета. Это долгий и непростой этап, сложно сразу учесть все факторы и утвердить бюджет, который удовлетворяет собственников и руководство компании. Обычно руководители отделов получают правки и в соответствии с ними дорабатывают бюджет. Четвёртый этап. Отделы корректируют бюджет. Сотрудники пересматривают и изменяют планы, сводят их между собой и согласовывают с руководством. Третий и четвёртый этапы могут повторяться несколько раз. Пятый этап. Итоговое согласование бюджета: финансовый план устраивает и собственников, и команду, которая будет его выполнять. Как правило, подготовка финансового плана в каждой компании — это процесс, который растягивается на несколько месяцев.

© Ш.Р. Рахматулин, 2023

2 комментария

Не хватает конкретных примеров, как, например, в разных системах работать, специфику. Чем аспро финансы от того же планфакта отличается, или финолога.

1
Ответить

Спасибо за статью!

1
Ответить