Про переобучение взрослых и смену профессии

Сегодня говорим о процессе переобучения взрослых людей новым профессиям. Спойлер: ответственность, самостоятельность и проактивность – двигатели изменений.
Для начала про общий тренд. Изобилие обучающих платформ и курсов – это ответ на требования рынка труда, с одной стороны, и ответ на запрос взрослого населения на изменение профессиональной жизни, с другой. Например, к 2022 году недостаток айти-специалистов измерялся почти в 1 млн кадров. В связи с этим были приняты меры, которые заключались в появлении программ бесплатного обучения айти-специальностям. Но хочу сделать акцент на другой особенности этого явления, на отношении людей к обучению. Рекламные заголовки программ с помощью в трудоустройстве заставляют многих полагать, что в обучении они как бы практически безучастны и ожидают получить все и сразу без усилий. Но зачастую обучение занимает много времени, требует включенности человека и больших трудозатрат. А ещё не всё обучение с нуля новой профессии дается легко, если нет соответствующей базы, например, технического образования. Убежденным гуманитариям для освоения айти направления требуется больше времени и больше самостоятельности.

Поэтому обозначаю проблему № 1: несерьезный подход к самому процессу обучения. Из своей практики, работая в одном государственном проекте, я проводила первичное собеседование с людьми, желающими попасть на обучение по направлению интернет-маркетинг, smm и таргетинг. Первый вопрос, который я задавала всем без исключения: «Есть ли техническая возможность?», то есть наличие компьютера, смартфона и стабильного интернет-соединения. У 80% был только телефон, вопрос про навык работы с техническими средствами многих заводил в тупик. Людям, не имеющим базового представления об особенностях социальных сетей, было очень сложно разобраться в таргетированой рекламе, а тем, кто не имел хороших навыков работы с компьютером, разобраться в профессии оператор 1С, например. По итогу многие учащиеся не осиливают программу или прибегают к нечестным методам обучения, помните ещё со школы: «а дашь списать?». Те, кому все же удавалось завершить обучение, попадают на рынок труда и уже там демонстрируют незнание процессов и, самое главное, желание нарастить опыт и знания, но уже за счет работодателя. Эту тенденцию заметили многие работодатели и теперь, при виде популярных платформ обучения в резюме и отсутствия опыта, настораживаются, а иногда и вовсе отклоняют резюме.

Проблема № 2: широко транслируемая работодателю мысль – помогите мне набраться опыта. Широко – это как? Это когда соискатель, меняющий сферу деятельности и в резюме, и в сопроводительном письме активно заявляет, что он всему готов учиться, только возьмите меня на работу. Как это может читать работодатель: «Я поработаю максимум год, буду тормозить все процессы и возможно принесу убытки, но потом перейду в другую компанию за счет того, чему обучусь у вас». Хочет ли работодатель быть благотворительным трамплином для вас? Нет, я не думаю. Тогда как же быть? Давайте разберемся, а заодно обсудим проблему № 3: вы пошли обучаться не потому, что у вас есть способности и интересы, а потому что: «там деньги», «это востребовано», «это что-то новое». Я сторонник другого подхода к процессу взрослого обучения путем выявления того, что вы уже умеете делать.

Рекомендация: устройте оценку своих навыков, выпишите буквально все, что делали когда-то и можете делать сейчас, вторым этапом оцените способность это делать, а затем оцените желание это делать постоянно. Далее заходим на hh, убираем все фильтры и вписываем в поисковую строчку одно из направлений, смотрим, какие вакансии предлагаются (hh умеет искать вакансии не по названию должности, а по описанию текста в ней) . Такой способ отлично подойдет тем, кто знает только то, что хочет сменить профессию, но не понимает, куда двигаться. Для тех же, кто понимает, что хотел бы делать, подходит другой способ: ищете вакансию, которую хотели бы занять, и проверяете, умеете ли вы делать что-то из перечисленного. Дальше возвращаетесь к способу выше и смотрите, какие позиции выполняют похожие функции, а далее ищете направление, которое вы смогли бы осилить. То есть простраиваете свой карьерный маршрут от большой цели к маленьким.

Например, вы длительное время работали педагогом, но хотели бы перейти в it-рекрутинг. Попытка устроиться it-рекрутером сразу может увенчаться провалом, а вот попробовать свои силы в подборе педагогов или домашнего персонала будет более достижимой целью. Да, никто не отменяет в этом случае обучение по этому направлению, но вы можете начать с базовых знаний рекрутинга, а затем уже освоить узкое направление (it-рекрутинг).

Тут напрашивается проблема № 4: хочу все и сразу. Не ожидайте резких переходов и поворотов карьеры, автолюбители подтвердят: такие маневры провоцируют ДТП, а в нашем случае ведут к выгоранию от поиска работы и разочарованности в себе.

Чтобы обойти фильтр недоверия рекрутера или руководителя, вам самим важно понимать, зачем вы идете к своей карьерной цели и какая она у вас. Тогда и обучение возможно осилить, и в конкурентную борьбу вступать понятно, зачем. Поэтому проблема № 5: осознать свою цель и проверить на необходимость к ней следовать. И напоследок, при переходе из одной сферы в другую всегда учитывайте проблему № 6: финансовые потери могут быть значительны, и к ним важно подготовиться.

Например, ряд новых digital-направлений требуют наличие портфолио. В данном случае, безопасный для финансов вариант поиска работы по такому направлению — совмещение с уже имеющейся должностью. Вы можете копить свое портфолио постепенно, брать недорогие заказы на фриланс биржах или даже без определенного заказа придумывать для себя задания.

Бонусом, несколько рекомендаций по выбору обучения:

· Утоняйте о наличии практических заданий в курсе, чем их больше, тем лучше.

· Изучайте программу курса, соотносите её со своими знаниями.

· Будьте готовы к постоянному самообучению, узнавайте о возможности задавать уточняющие вопросы преподавателям курса.

· Соизмеряйте время и силы, доступные вам для обучения.

И ещё несколько рекомендаций при переходе в другую сферу:

· Начинайте строить карьеру в новой сфере постепенно.

· Указывайте в резюме все, что умеете делать в желаемом направлении, даже если это были практические задания во время обучения.

· Будьте готовы к высокой конкуренции.

· На собеседовании демонстрируйте свои знания и мотивацию работать в этом направлении, а не желание набраться опыта.

Сменить сферу возможно, но при помощи ответственности, самостоятельности и проактивности.

Что почитать на тему:

77
2 комментария

Вот именно финансовые потери и тормозят в принятии решения о смене работы

Ответить

Неплохой такой сдерживающий фактор получается

Ответить